22 октября 2007
1912

Лучший дирижер года. Марис Янсонс - за пультом консерваторских оркестров

Поводов для приезда в родной город у одного из самых востребованных дирижеров современности Мариса Янсонсана этот раз было два. Театр-фестиваль "Балтийский дом" вручал ему премию "Балтийская звезда", которой удостаиваются
деятели искусства, политики, общественной сферы за выдающиеся достижения именно в Балтийском регионе.
Награжденных "Звездой" музыкантов теперь трое - ранее премию получил польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, в этом году, как уже сообщала наша газета, - эстонский композитор Арво Пярт и Марис Янсонс.

В эти же дни в городе начинался VII фестиваль "Международная неделя консерваторий", и Янсонс согласился принять в нем участие. Еще на прошлой "Неделе" ректор Александр Чайковский говорил о том, что студенты хотя бы изредка должны общаться с великими музыкантами. На нынешнем фестивале за пультом консерваторских оркестров стояли два лауреата "Балтийской звезды" - Пендерецкий и Янсонс. Марису Янсонсу оркестранты Большого симфонического оркестра имени Рубинштейна устроили такие овации, каких, наверное, давно не слышали эти стены. Причем не только на концерте, но и на репетициях.

Сегодня Марис Янсонс - главный дирижер оркестра и хора Баварского радио, три года назад занял также должность главного дирижера амстердамского королевского симфонического оркестра "Концертгебау". Он выступает практически на всех мировых музыкальных фестивалях. В прошлом году Янсонс был удостоен главной музыкальной премии "Грэмми" за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича. Перечислять все прочие его звания и награды нет смысла - займут целую страницу. Одна из последних - престижный приз "Лучший дирижер года-2007", присужденный немецкой академией звукозаписи Echo klassik.

С маэстро встретилась наш корреспондент Татьяна ОТЮГОВА. И выяснила, что Марис Арвидович ЯНСОНС считает себя петербуржцем, несмотря на то что вся его творческая жизнь в течение уже многих лет проходит на Западе.

- На Западе я работаю. В Петербурге живу. Люблю этот город - я здесь с тринадцати лет, когда моя семья переехала в Ленинград из Риги. И регулярно, хоть и ненадолго, сюда приезжаю, здесь мой настоящий дом.

На этот раз я приехал сюда на вручение "Балтийской звезды", но не откликнуться на просьбу Консерватории не мог. Здесь я учился, многим обязан этим стенам. И потом, это ведь не просто фестиваль. Фестивалей много. В рамках "Недели консерваторий" объединены культура и образование. А мне кажется, что более серьезных проблем у России сегодня не существует.

Я всегда помнил и буду помнить, что именно здесь я получил потрясающее образование в школе-десятилетке, в Консерватории, в Филармонии. Был знаком с выдающимися музыкантами: достаточно сказать, что как дирижер я закончил Консерваторию у Николая Семеновича Рабиновича. Я знаю, что на образование и культуру сейчас в России выделяют очень мало денег. Вижу, в каком плачевном состоянии моя любимая десятилетка - премию "Балтийской звезды" я тут же передал в школу.

Мне больно видеть, что сейчас в России деньги, как черный дьявол, властвуют надо всем. Материальное так довлеет над духовным, что страшно думать, к чему это все придет. Спонсоры, как правило, дают свои деньги только для своей же выгоды. Десятилетку по телевизору не показывают, значит, и денег ей никто не даст.

- Вы ведь нечасто бываете в нашей Консерватории. Как вам она показалась сейчас?

- Думаю, что она на верном пути. Мы разговаривали с ректором. У него интересные идеи. Мне кажется, они вполне могут осуществиться. Но все опять упирается в деньги. Как можно требовать от студента постоянного горения, когда ему надо бегать по халтурам, чтобы хоть что-то заработать? Как можно того же ждать от педагога, когда ему не выжить на свою зарплату? Конечно, в последние годы стало легче, но все равно это невероятно, чтобы так низко ценился труд музыканта-педагога, чтобы платили такие стипендии...

- Вы давно не выступали в России.

- Почему? В прошлом году по приглашению Гергиева дирижировал на "Звездах белых ночей". Выступал на праздновании трехсотлетия Петербурга. Но два оркестра, которыми я руковожу, не всегда дают возможность распоряжаться своим временем. На Западе контракт - серьезная вещь. Его не нарушишь. У меня есть мечта привезти свои оркестры в Россию.

- А возглавить какой-нибудь российский оркестр - такой мечты нет?

- Если взять российский оркестр, то от всего остального придется отказаться. А распрощаться с Баварским оркестром или с "Концертгебау" я не хочу. Повторюсь: я хочу привезти их сюда. Мне кажется, в любой работе есть два критерия: интерес и престиж. То, что я сегодня имею, им соответствует вполне.

- Вы можете сказать, что у вас есть любимый композитор? Или любимый тот, над музыкой которого сегодня работаешь?

- В каждом периоде жизни был свой любимый - Малер, Сибелиус, Дебюсси, Гайдн. Гайдн - это был запой. Я хотел им заниматься постоянно. Одна из постоянных, вечных любовей - Шостакович. Ну а сегодня, сегодня - это Бетховен...

В субботу концертом "Гордость и надежда", в котором участвовали лауреаты последнего Конкурса имени Чайковского - скрипач из Москвы Никита Борисоглебский, студенты Петербургской консерватории певица Олеся Петрова и пианист Мирослав Култышев, VII "Международная неделя консерваторий" завершилась. Она стала самой яркой, насыщенной событиями и самой посещаемой из всех предыдущих "Недель".

22.10.2007
www.spbvedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован