15 февраля 2007
2882

Любовь Глебова выступление на форуме `Общество, благотворительность и национальные проекты. Актуальный диалог`.

12 апреля в Москве в рамках национальной инициативы "2006 - год благотворительности в России" состоялся форум "Общество, благотворительность и национальные проекты. Актуальный диалог".

На пленарном заседании форума выступила Любовь Николаевна Глебова (по окончании заседания Любовь Николаевна дала интервью для Инфоблаго.Ru), заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ, член Общественного Совета Национальной инициативы "2006 - Год Благотворительности в России":

Уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги! По сути все мы сейчас участники широко развернувшейся в нашей стране дискуссии о том, что же такое социальная политика. При этом мы слышим такие крайние по этому поводу точки зрения, что порой теряемся, что же такое сейчас происходит. Иногда нас упрекают в том, что мы очень сильно патерналистские и государственные и поэтому воспитываем иждивенцев, а с другой стороны, явные такие коренные социальщики говорят о недостаточности участия государства во всем том, что называется на сегодняшний день социальной политикой. Те и те аргументы, на самом деле, очень банальны, очень стары, историчны и вряд ли всех, сидящих в этом зале, они вообще способны увлечь. Потому что в этом зале собрались люди, которые отлично понимают, что социальная политика - вещь очень системная, строго соответствующая выбранному экономическому курсу и историко-экономическому контексту. Причем, даже добросовестное заблуждение на этот счет, а уж тем более какие-то необоснованные стремления к тому, чтобы сделать как лучше, а не так, чтобы получилось, как всегда, могут серьезнейшим образом осложнить реализацию выбранного в нашей стране курса. Поэтому задачу, которую мы сегодня с вами на этом форуме решаем, мы без громких слов можем назвать практически исторической.

Социальная политика - процесс весьма жесткий и не всегда популярный. Более того, почти всегда не популярный. Поэтому для ее реализации в первую очередь необходимо согласие между государством, бизнесом и гражданскими институтами по поводу планов и предметов ее реализации. Такие договоренности могут проходить в ходе переговоров, консультаций, а, собственно, форм и механизмов таких переговоров и консультаций в нашей стране пока не очень много. Многие выступающие сегодня назвали и конкурсные процедуры-ярмарки, и встречи, и переговорные площадки, и появившуюся Общественную палату как место, где такие переговоры, безусловно, могут происходить. Но мы с вами отлично понимаем, что самым сложным и самой трудной проблемой в этом во всем будет поиск адекватных и ответственных представителей сторон для этого процесса. Потому что именно те, кто вступают в эти переговоры, берут на себя ответственность за реализацию тех договоренностей, которые между ними состоялись.

Мы на сегодняшний день, по крайней мере многие выступающие здесь и, очевидно, те, кто сюда пришли, конечно, понимаем, что благотворительность, это не компенсация недостатка государственного внимания к людям. Мы понимаем, что у всех трех составных частей этого переговорного процесса есть своя функция, есть своя роль, и каждому нужно точно понять, какова ее часть и каким образом эти части собрать для более эффективного результата.

На сегодняшний день благотворительность, это не только конкретная помощь людям, это не только конкретная помощь в тех случаях, когда действительно забота государства не доходит, например, это забота о детях-сиротах, о беспризорных, но это и показ направления, куда и государство может направить свои усилия для того, чтобы эти точки определяли, не как нас в этом часто упрекают, мы в рамках или в стенах своего министерства, или в рамках правительства, а именно те, кто сегодня совершают эти шаги навстречу тем точкам, в которых эти люди, а именно благотворители более всего нужны.

Мне кажется такой механизм вот такого содействия, соучастия, механизм финансовый, у нас в стране уже есть, мы апробировали его сегодня, говорили о ярмарке социально-культурных проектов, где, собственно, деньги федеральные, региональные и муниципальные, и государственные, вместе были сложены с деньгами бизнеса, причем большого или маленького, и они нашли своего потребителя, который на конкурсной основе доказывал экспертному сообществу, что его идея в данном случае одна из самых интересных. И вот такой уровень доверия к гражданской инициативе позволил создать новый финансовый механизм.

Мы понимаем, что социальная политика должна строиться на опережение. Но государственная административная машина слишком инертна и далеко не всегда поспевает за теми реалиями, которые являются реальными нуждами людей. При этом мы должны отметить для себя, что национальные проекты, это первый в нашей стране со стороны государственной власти опыт проектного управления. Не административного управления, к которому привыкли мы, а проектного управления. И совершенно очевидно, что ни одно проектное управление не обходится без участия партнеров. Без участия, в данном случае, бизнеса, без участия, в данном случае, гражданских институтов.

Хотя мы, я как представитель министерства, в рамках которого в первую очередь определяется то, что называется социальной политикой, мы отлично понимаем, что наша главная роль, это определение тех правил и задач, которые будут стимулировать развитие таких гражданских инициатив и создавать условия для того, чтобы благотворительность в нашей стране развивалась.

Но мы забываем еще, мне кажется, одну очень важную сторону того, о чем сегодня в этом зале не говорилось. Мы почему-то считаем, что благотворительность - это богатые компании и все то, что они делают из своей большой прибыли. А ведь на самом деле в благотворительности есть еще одна очень важная сторона - это гражданское воспитание. Гражданское воспитание, это тогда, когда семья может посылать деньги от своего небольшого дохода, это тогда, когда, собственно, эта семья прикладывает свою помощь не деньгами, а помощью соседям. Может быть, в этой стороне благотворительности тоже очень большие и серьезные возможности? Мне кажется, что от того, насколько участники переговоров в рамках вот этого нашего Года Благотворительности, не знаю, десятка лет благотворительности, нашего века благотворительности будут уметь договариваться, настолько качественно они могут сформулировать то, что называется гражданский заказ социальной политики, и вот от этой эффективности его исполнения этой социальной политики и будет зависеть на самом деле, насколько у людей будет меняться качество жизни и насколько люди могут точно сказать, так есть же в этой стране какая-то слаженная система, какая-то машина, и эта машина по поводу одного конкретного человека.


НП "Ассоциация бизнес коммуникаций"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован