29 марта 2006
1861

Любовь Кривцова: Будут деньги - будем помогать больше

В Московской области услугами государственных учреждений социального обслуживания пользуются более 100 тысяч жителей. При этом около 61 тысячи пожилых граждан и инвалидов получают социальные услуги на дому, почти 33 тысячи человек обслуживаются в полустационарных и более 7 тысяч - в стационарных учреждениях социального обслуживания. С каждым годом число нуждающихся в социальных услугах становится все больше.
Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (N 122-ФЗ, принят 2 августа 1995 года) и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (N 195-ФЗ, принят 10 декабря 1995 года). В августе 2004 года серьезные изменения в эти законы внес федеральный закон N 122-ФЗ.

С января 2005 года в Подмосковье действует закон "О социальном обслуживании населения в Московской области", разработанный и принятый в соответствии с федеральным законодательством. Закон определяет, что социальное обслуживание населения - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе Московской областной думы, вскоре после начала действия областного закона практика его применения показала, что некоторые положения требуют уточнения. В начале 2006 года в закон "О социальном обслуживании населения в Московской области" были внесены существенные изменения, серьезно повлиявшие на положение дел в сфере предоставления социальных услуг.

В чем эти изменения и кого они касаются, рассказывает заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам Московской областной думы Любовь Кривцова:

"Расширен круг лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание и на бесплатное социальное обслуживание, а также снижена финансовая нагрузка на тех жителей Подмосковья, которым услуги (в зависимости от их дохода) предоставляются на условиях частичной или полной оплаты.

Согласно действующей редакции закона правом внеочередного принятия на социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, а также инвалиды боевых действий на территории других государств. На граждан, ставших инвалидами в связи с участием в боевых действиях на территории России или СССР это право не распространялось. Новая редакция закона эту несправедливость устраняет. Теперь право на внеочередное принятие на социальное обслуживание распространяется на всех инвалидов боевых действий.

Расширен круг лиц, которым социальные услуги на дому предоставляются бесплатно. До января 2006 года бесплатные социальные услуги предоставлялись только тем гражданам, чей доход был ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области.

С января в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг от платы освобождаются одинокие пожилые граждане или одинокие супружеские пары, являющиеся инвалидами и участниками Великой Отечественной войны. В эту же категорию попадают супруги погибших или умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак, инвалиды боевых действий. Правом на бесплатное обслуживание теперь пользуются также бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" или медалью "За оборону Москвы", Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы.

Расширен круг лиц, имеющих право на бесплатные социальных услуги в зависимости от дохода. Действующий закон предусматривал освобождение от платы лиц, получающих пенсию ниже прожиточного минимума. Новая редакция закона освобождает от платы за социальные услуги тех, чей доход не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума.

Таким образом, если сегодня бесплатно предоставлялись социальные услуги гражданам, имеющим пенсию ниже прожиточного минимума, величина которого в Московской области в 3 квартале составляла для пенсионеров 2360 рублей, то после внесения в него изменений это право получили пенсионеры, доход которых ниже 150 процентов величины прожиточного минимума или 3540 рублей.

Что касается и инвалидов, проживающих в семьях, то если среднедушевой доход членов семьи будет ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной на душу населения (то есть при доходе ниже 4911 рублей), они также освобождаются от платы за социальные услуги.

Действующая редакция закона предусматривает границы максимально допустимого размера оплаты за социальное обслуживание для одиноких граждан исходя из разницы получаемых этими гражданами пенсий и величины прожиточного минимума, установленной в Московской области, а для проживающих в семьях - исходя из среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума. Рабочая группа приняла решение установить единый подход при определении оснований для освобождения от платы за социальное обслуживание и при определении барьера, выше которого размер платы за социальное обслуживание не допустим.

Предложенная рабочей группой редакция предусматривает определение размера платы за социальное обслуживание исходя из разницы между доходом одинокого гражданина или среднедушевым доходом семьи, членом которой он является, и величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области.

Действующая редакция закона определяет, что частичная оплата социальных услуг на дому гражданам, имеющим доход от 100 до 150 процентов величины прожиточного минимума (т.е. от 2360 до 3540 рублей), устанавливается в размере не более 25 процентов разницы между пенсией или среднедушевым доходом семьи и величиной прожиточного минимума, а размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, - не более 50 процентов разницы между пенсией одинокого гражданина или среднедушевым доходом семьи и величиной прожиточного минимума.

В новой редакции закон предусматривает, что частичная оплата социальных услуг на дому будет предоставляться гражданам, чей доход будет составлять от 150 до 200 процентов величины прожиточного минимума (т.е. чей доход составит от 3540 до 4720 рублей - для одинокого пенсионера, и от 4911 до 6548 рублей для проживающего в семье). При этом размер оплаты за социальные услуги на дому не может превышать 10 процентов разницы между доходом одиноко проживающего пенсионера и величиной прожиточного минимума, а для проживающего в семье - 10 процентов между средним душевым доходом семьи и величиной прожиточного минимума, установленной на душу населения.

Максимально допустимый размер оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, также снижается с 50 процентов до 25 процентов разницы между доходом гражданина или среднедушевым доходом семьи, в которой он проживает, и величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения или на душу населения.

Для лиц, среднедушевой доход которых свыше 200 процентов величины прожиточного минимума перечисленные социальные услуги оказываются на условиях полной оплаты.

По данным Министерства социальной защиты в Московской области в 2005 году общая стоимость затрат в месяц на одного человека в стационаре в Подмосковье составляла 15259 рублей. В 2006 году, в том числе расчетная величина стоимости социального обслуживания в стационарном учреждении составит 18000 рублей. Здесь учтены нормы питания, норматив обеспечения мягким инвентарем, сложившийся в регионе уровень потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и т.д.

Изменения, которые внесены в закон "О социальном обслуживании населения в Московской области" устанавливают, что размер ежемесячной платы за социальные услуги и стационарное обслуживание в стационарных учреждениях может быть не более 75 процентов размера дохода гражданина или среднедушевого дохода семьи. В действующей редакции закона этот размер не мог превышать 75 процентов пенсии (пенсий) гражданина, с учетом ежемесячных выплат и доплат, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области. При этом доля участия средств гражданина составляет примерно от 20 до 30 процентов от общей стоимости затрат на его содержание в стационаре. Таким образом, за социальные услуги на дому пенсионер или инвалид будет платить в среднем от 10 до 200 рублей в месяц.

Работа над законом будет продолжена, мы будем рассматривать возможность предоставления социальных услуг бесплатно более широкому кругу лиц, снижения финансовой нагрузки за предоставляемые услуги. Много зависит от финансовых возможностей бюджета Московской области. Будут деньги - будем помогать больше", - заявила Любовь Кривцова.

29.03.2006
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован