15 сентября 2004
2737

Любовь КУДЕЛИНА: Военный бюджет в цифрах и фактах

"Красная звезда" уже сообщала, что недавно в Министерстве обороны прошла встреча начальника Главного финансово-экономического управления - заместителя министра обороны России Любови КУДЕЛИНОЙ с военными обозревателями. Любовь Кондратьевна достаточно полно и откровенно ответила на многие их вопросы. Сегодня мы предлагаем нашим читателям знакомиться с некоторыми ее ответами.

О военной составляющей российского бюджета-2004



Так же как и в 2003 году, в государственной бюджетной политике текущего года расходы на национальную оборону - одни из приоритетных и по уровню значимости в расходах федерального бюджета занимают второе место после расходов, предусмотренных на финансовую помощь бюджетам других уровней.

Так, при планируемом росте расходов федерального бюджета на 10 процентов расходы по разделу "Национальная оборона" в 2004 году увеличились почти на 16 процентов. Доля их в валовом внутреннем продукте (15.300 млрд. рублей) выросла до 2,69 процента (на 0,01 процента выше уровня 2003 года), а в расходах федерального бюджета - до 15,5 процента, что на 0,77 процента больше аналогичного показателя 2003 года.

Всего по разделу "Национальная оборона" на 2004 год предусмотрено 411,5 млрд. рублей, что на 56,6 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. Доля же Министерства обороны в этом разделе превышает 380 млрд. рублей.

По структуре средства распределяются на обеспечение Государственной программы вооружений (порядка 40 процентов), более 57 процентов средств предусмотрено на содержание и материально-техническое обеспечение войск, в том числе на боевую подготовку - свыше 7 процентов. Кроме того, на закупки и ремонт ВВТ, оплату НИОКР запланировано 137,7 млрд. рублей, на капитальное строительство - 14,4 млрд. рублей.

По разделу "Военная реформа" на 2004 год Министерству обороны утверждено 6,4 млрд. рублей. Это меньше, чем в прошлом году, почти на 3,7 млрд., поскольку активная, наиболее болезненная фаза преобразования Вооруженных Сил, связанная с большим количеством организационных и организационно-штатных мероприятий, завершилась. Сокращение численности Вооруженных Сил будет продолжено и в 2004 году, но не будет носить масштабного характера. Из общего объема ассигнований по этому разделу 5,3 млрд. рублей выделяется на капитальные затраты, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, из них 1,3 млрд. рублей - в рамках программы "Государственные жилищные сертификаты".

Кроме того, в составе расходов по разделу "Военная реформа" выделены ассигнования на реализацию первого этапа федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" в сумме 139,7 млн. рублей, из которых 85 процентов будет направлено на информационно-методическое обеспечение военно-учебных заведений.

О средствах, запланированных на реализацию федеральной целевой программы



"Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.

Согласно этой программе в течение ближайших четырех лет на контрактную основу будут переведены 147 тысяч должностей солдат и сержантов, и на реализацию ее мероприятий на 2004 год по разделу "Национальная оборона" выделено 7,8 млрд. рублей.

Для практической проверки положений программы проведен эксперимент по переводу на контракт 76-й воздушно-десантной дивизии. В ходе эксперимента определился значительный спектр проблем, которые при теоретических рассуждениях и разработках программы не были спрогнозированы.

Причем это касается не только социальных аспектов. В частности, стало понятно, что для эффективной боевой учебы и работы одной только денежной мотивации и перспективы получения служебного жилья недостаточно. Необходимы новая система морально-политического воспитания военнослужащих и более тщательный отбор кандидатов, а не их набор.

Эксперимент подтвердил правильность линии на постепенность перехода на контрактную основу.

О расходах на другие нужды



С превышением примерно на 3 процента показателей 2003 года утверждены ассигнования на горючее и смазочные материалы. Общий объем этих расходов определен в размере 17,8 млрд. рублей. Практически это позволит сохранить достигнутый в 2003 году уровень боевой подготовки.

На продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих в бюджете на 2004 год предусмотрено 26,4 млрд. рублей, что также обеспечит потребности Вооруженных Сил по данным категориям на уровне 2003 года.

Ассигнования на транспортные расходы утверждены в размере 13,4 млрд. рублей, в том числе на обеспечение предусмотренного законодательством Российской Федерации проезда в отпуска и на лечение - 3,3 млрд. рублей. Причем, как и в предыдущие годы, это одна из напряженных статей затрат, которая в значительной степени зависит от роста тарифов на транспортные услуги.

Несмотря на некоторое уменьшение объемов, практически на уровне прошлого года сохранились квартирно-эксплуатационные расходы. При их определении были учтены рост тарифов и сокращение физических объемов потребляемых энергоресурсов, обусловленное проведением мероприятий по передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения и социально-культурной сферы, ранее находившихся на балансе Минобороны.

Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу определены в объеме 130,2 млрд. рублей, что на 17 млрд. рублей превышает объем аналогичных расходов 2003 года, поскольку они рассчитаны с учетом состоявшегося в минувшем октябре повышения.

При подготовке проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" Министерством обороны направлялись предложения о повышении размеров денежного довольствия в 2004 году на величину прогнозируемого индекса цен на товары и услуги. Однако изыскать необходимые для этого денежные средства, к сожалению, не удалось. Объем бюджетных ассигнований, выделенных Министерству обороны в 2004 году, повышений окладов денежного содержания военнослужащим не предусматривает.

О строительстве жилья



Ассигнования на капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений определены на уровне 30,6 млрд. рублей, из них на жилищное строительство приходится около 28 процентов, на строительство объектов социальной сферы - около 20 процентов, на капитальный ремонт действующего жилищного фонда - более 16 процентов.

Для того чтобы не допустить снижения общегодовых показателей по строительству жилья для военнослужащих, удержать планку хотя бы на уровне 2003 года, принято решение использовать внутренние резервы, активно привлекать инвесторов к строительству на неиспользуемых землях, закрепленных за Министерством обороны. За счет этого планируется получить около 5 тыс. квартир.

В дальнейшем схема обеспечения жильем в Министерстве обороны будет совершенствоваться по двум взаимосвязанным направлениям - это развитие фонда служебного жилья и переход к так называемой накопительной системе.

Как уже упоминалось, часть средств по разделу "Военная реформа" в этом году планируется направить для обеспечения жильем по государственным жилищным сертификатам, что позволит обеспечить ГЖС около 1,5 тыс. увольняемых "по реформе" военнослужащих.

Кроме того, по самой федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" планируется получить порядка 2,7 млрд. рублей на субсидии по 3,1 тыс. сертификатам, выдаваемым военнослужащим, увольняемым в плановом порядке.

Дополнительно к этим сертификатам распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года No 100-р предполагается выпустить в четвертом квартале 2004 года для Министерства обороны 2,5 тыс. сертификатов.

Всего же с учетом выданных но не реализованных в 2003 году 2 тыс. сертификатов предполагается в общей сложности обеспечить около 9,1 тыс. очередников Министерства обороны.

О выплатах участникам контртеррористических операций



Текущей задолженности Минобороны перед участниками контртеррористической операции по установленным действующим законодательством выплатам нет.

Вместе с тем вопрос этот не так прост: некоторые военнослужащие предъявляют требования по выплате данного вознаграждения за весь период службы на территории Чеченской Республики, что противоречит действующему законодательству. Причем некоторыми судебными органами эти требования удовлетворяются, что наносит ощутимый удар по бюджету Минобороны.

В целях упорядочения нормативной правовой базы по вопросам предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, издано постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. No 65.

В соответствии с законодательством военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи на территории Чеченской Республики, выплачиваются оклады денежного содержания (оклады по воинскому званию и по воинской должности) в полуторном размере, надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов от оклада по воинской должности с учетом его повышения и полевые (суточные) деньги в двойном размере установленной нормы (200 рублей).

Указанные выплаты производятся ежемесячно в установленные сроки без задержек.

С 1 января этого года в рамках уже упоминавшейся программы по переходу к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, переводится на новый способ комплектования 42-я мотострелковая дивизия, дислоцирующаяся в Северо-Кавказском регионе. Размер денежного довольствия военнослужащих этого соединения составит от 15.518 рублей (старший стрелок) до 20.716 рублей (командир взвода) в месяц, что выше уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в центральной части Российской Федерации, в среднем в 4 раза.

Кроме этого, всем военнослужащим установлена выплата денежного вознаграждения за каждый день фактического участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона исходя из расчета 20.000 рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных боевых операциях.

17 марта 2004 г.
"Красная звезда"http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован