27 января 2009
2302

Людмила Аринина: `Живу немножечко на каблуках`

Красота не зависит от возраста. Она живёт где-то внутри - в характере, таланте, умении радоваться жизни. Быть привлекательным в 25 легко. Как показывает опыт, человек завистливый, ленивый лишь временно красив.

Ощущение сказки

Актриса театра и кино Людмила Аринина своих лет не скрывает. Ей 82. С амплуа "одинокой женщины с несчастной судьбой" великолепно справляется. Но ничего общего с героинями-неудачницами в её жизни и характере нет.

Режиссёры её обожают. Она снялась в 70 картинах, если считать наиболее значительные роли. На самом деле фильмов с её участием гораздо больше. Самые известные - "Мама вышла замуж", "Учитель пения", "Умные вещи", "Строговы", "Белорусский вокзал", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Село Степанчиково", "После дуэли", "Будем жить", фильмы Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь", "Почти смешная история", "Поездки на старом автомобиле".

В театре Фоменко Людмила Аринина работала до 2006 года. Казалось бы, вот она, свобода: можно пожить на любимой даче вдали от Москвы, порыбачить, вдоволь общаться с мужем. Но отдыхать не приходится: режиссёры предлагают посмотреть новый сценарий и снова надо ехать на съёмки...

В день знакомства поразила картинка: за соседним столиком спиной ко мне сидела женщина. По манерам и стройной фигуре можно было предположить, что это Людмила Михайловна. Когда увидела высокие каблуки, засомневалась: "Неужели?!"

Но это оказалась именно она. Глаза лучистые, улыбка ослепительная (только не как у американцев, а чуть застенчивая, добрая)... Ещё большее удовольствие я получила от общения с ней.

До церемонии вручения народной премии "Светлое прошлое" оставался час. Она немного волновалась. Но интервью выдержала с блеском - с улыбкой, доброжелательно, с прямой спиной.

- Что вы испытали, увидев театр, людей, с которыми когда-то работали?

- В этом здании - ничего. Я всё испытываю там... В здании, где сейчас находится ваш ТЮЗ.

- Что означают слова: "Живу немножечко на каблуках"?

- Да, я так говорю... Большинство людей взрослеют, но есть те, кто остаётся ребёнком. Актёр - это человек, который взял своё детство и идёт с ним через всю жизнь.

Я верю в то, что делаю, верю, что диван, на котором сижу, вовсе не диван, а стул. Эта вера и есть основа основ моей профессии. В моей жизни всё время присутствует сказка. Когда чищу картошку, я не думаю о супе, который варю.

Мои мысли совсем далеко. Ставлю, допустим, Вертинского - образы витают вокруг меня. Поэтому я довольно легко проживаю жизнь. Хотя все переживания - смерть, потери - всё при мне. Но отношусь к этому немножечко иначе.

Однажды поймала себя на том, что в кино или на сцене событие проживаю гораздо глубже, чем в жизни. Боже мой, думаю, что же это такое?! Вот смерть папы. Как это так? Не представляете, как я была счастлива, когда услышала слова Юрия Башмета.

На какой-то пресс-конференции он сказал, что в музыке чувствует гораздо глубже, чем в жизни. Понимаете? Очевидно, со мной это происходит всё время - чуть-чуть отстранённость от жизни.

- Фраза "актриса второго плана" рядом с вашим именем как-то странно звучит...

- Я обижаюсь, когда так говорят. Это неточно, это неправда. Приводят в пример пять названий спектаклей или фильмов с моим участием, а в трёх из них я сыграла главные роли. Где-то прошла ошибка, вот её и повторяют.

Челябинские зрители помнят, какого плана актрисой я была в этом театре. Такой "план" у меня сохранился и на всю оставшуюся жизнь.

Судьба и чаплиновский дом

- Ещё одно клише - "женщина с трудной судьбой"...

- На самом деле так. Это болезнь театра и кино. Потому что как только сыграешь более или менее приличную роль, так и идёт. Сыграла я героиню фильма "На всю оставшуюся жизнь" - женщину с трудной судьбой.

Поскольку картину делал Фоменко, значит, это сложилось в настоящую работу. И всё. Даже если получаешь новую роль, похожую на эту, начинаю думать: "Ага, я сделаю так, поверну сюда".

А режиссёр говорит: "Нет, Людмила Михайловна, давайте ещё раз. Помните, как вы играете последнюю сцену в фильме "На всю оставшуюся жизнь"? Вот так нам и сыграйте".

- А что интересно вам?

- Об этом не думаю. Когда играю комедию, хочется трагедии, когда репетирую трагедию, хочется ещё чего-то. Мне интересны все амплуа. Недавно по каналу "Культура" прошёл телевизионный фильм обо мне.

Приехали к нам на дачу, в наш маленький покосившийся домик. Я называю его чаплиновским. Прислонишься - упадёт. Мы почти пять месяцев в году там живём. Если снимаюсь, уезжаю на два-три дня и возвращаюсь.

Так вот, снимали меня чёрт знает в чём, без всякого глянца, потому что в деревне, потому что на рыбалку ходила. Уж не знаю, хороший ли я рыболов, но мне очень понравился отснятый материал. Потому что там я не просто артистка, но человек...

Сегодняшний день "мадам Пуаро"

- Вы живёте воспоминаниями, сегодняшним, будущим?

- Наверное, сегодняшним. Конечно, что-то всплывает из прошлого. Ну, оно прекрасно - согласна. Но сегодняшнее время интересное. Во мне прибавилось больше любопытства к жизни. Многое открывается из того, что я не познала, не открыла.

Не представляете, сколько я работала, как всю жизнь побоку пропускала. Главным для меня был театр. Какой ребёнок, когда идёт роль? Никаких детей у меня быть не может! Это сейчас всё изменилось.

Актрисы успевают и детей рожать, и роли исполнять. Причём очень хорошие актрисы. Правильно, так и надо. А тогда другая жизнь была.

- Английский выучили?

- Нет, конечно. Если сейчас выучить, будет неинтересно. Я всю жизнь его учу.

- А с компьютером как?

- Компьютер есть, но я не очень хорошо продвигаюсь. Потому что мои педагоги - пара молодых людей, которые живут поблизости от меня в деревне, бывают здесь нечасто. Но я уже много операций выучила. Правда, к Интернету пока не готова.

- Как всегда, снимаетесь в кино?

- Только что закончились съёмки. Я сыграла главную роль - такую мадам Пуаро. "Закон обратного волшебства" называется, книжка Устиновой. Правда, там мало общего со сценарием. Теперь можно немного передохнуть.

- От профессии можно устать?

- Никогда. Хотя... Я устала вот в каком плане. Наверное, это тоже относится к профессии. Допустим, вечером спектакль. Вот здесь, в Челябинске, я сыграла Машу в "Чайке".

Это драма влюблённой молодой женщины - моя самая получившаяся роль, как я считаю. Я просыпаюсь утром, и во мне начинается тревога, боязнь сказать неправильно, предчувствие чего-то плохого.

Не потому, что я великая актриса. Это просто актёрская профессия. Никуда от себя не деться - тревога живёт во мне до вечера, пока не сыграна роль. А дальше - опять. От состояния предчувствия стала уставать.

Это было очень мучительно. Я же у Фоменко раньше работала... Сегодня пошла на пресс-конференцию - с дороги устала, спать хочу, разница во времени - два часа.

Ну, думаю, рта не открою. Нет, ничего. Как только сели за стол, я об усталости забыла, захотелось вспоминать, говорить. Как скаковая лошадка. Вот сейчас у меня десятое по счёту интервью...

- Вы давно не были в Челябинске. Что хотели бы посмотреть?

- Я хочу так мало! Пойти в свой старый любимый театр и побродить по нему немножечко. Сейчас я встретила троих родных человечков из костюмерного цеха, с которыми вместе работала.

Это самое дорогое. Хочется пройтись по площади Революции, посмотреть квартиру при театре, где я раньше жила. Челябинск изменился. Годы, проведённые здесь, - это для меня самое счастливое время. Во-первых, это юность.

В такой театрище я пришла, такой актёрский состав здесь был! Мне кажется, город этого не оценил. Всем говорю, когда вижу составителей толстой книги, в которой о театре имени Цвиллинга и том времени сказано вот столечко.

А их было три на Союз - Волин в Иркутске, Вольф в Воронеже и Половец в Челябинске. Это был театр в полном смысле этого слова - храм. За всю жизнь у меня ничего такого не было. Время, конечно, другое. Нет художника.

Сейчас перечитываю Эфроса. Допустим, таких великих режиссёров, как Станиславский, Немирович-Данченко, больше нет. Сейчас все твердят: "Скорее, давайте скорее". Что самое дорогое ушло из моей профессии?

Кайф, как сейчас говорят, репетиций. На первых порах очень нравилось: "Ах, букеты, аплодисменты, успех!" Это прекрасно. Сейчас - приятно, но не больше. Не надо мне премьер, выступлений перед зрителями.

Хотела бы постоянно находиться в процессе репетиций, когда можно попробовать и так, и этак. Ведь репетиции - это исследование, лаборатория человеческого духа.

Только там можно понять, почему я совершила какой-то поступок, веду себя именно так... Я считаю: в актёрской профессии это самое интересное.

Татьяна МАРЬИНА

27 01.2009

vecherka.su
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован