12 мая 2011
1605

Людмила Аристова: Прикаспийский макрорегиона в евразийском экономическом пространстве (проблемы, перспективы)

Евразийское пространство:  приоритеты социально-экономического пространства 

Докладчик: Аристова Людмила Борисовна

Автор: Аристова Людмила Борисовна Институт востоковедения РАН., к.э.н., с.н.с.

NEAR-CASPIAN MACROREGION IN THE EUROASIAN ECONOMIC SPACE (PROBLEMS, PROSPECTS)

Reporter: Aristova L.B.

АиЬког: Aristova L.B.

Institute of oriental studies of the Russian Academy of Sciences

Ключевые слова: прикаспийский макрорегион, экономика, транспорт.

Аннотация: В докладе рассматриваются проблемы экономики и возможные перспективы интеграционного развития прикаспийских азиатских стран.

Keywords: Near-Caspian macroregion, economics, transport

Abstract: In the report problems of economy and possible prospects of integration development of the near-Caspian Asian countries are considered.

Переход к социально ориентированной высокоэффективной рыночной экономике предполагает достижения современного уровня и качества жизни населения. Состояние и развитие транспортной инфраструктуры определяет устройство экономики в целом. В настоящее время для России и большинства государств Центральной Азии, международные транспортные коридоры, нередко повторяющие древние торговые пути, являются необходимым условием, обеспечивающем экономическое и культурное единство территории, сохранение ее целостности и развития. Современные изменения в мировой экономике характеризуются расширением географии межгосударственных связей и ростом конкуренции, повышением роли государства в определении и соблюдении баланса между опорой на собственные национальные силы и открытостью своей экономики. Для России и большинства республик Центральной Азии и соседних стран, совместное вхождение в мировой рынок обеспечивает более значимые для каждой из стран результаты, чем при индивидуальных действиях, подчас стимулируемых третьими странами из-за рубежа.

Развитие экономики районов, федеральных округов, областей в любой стране, в целом, зависит от состояния транспортной системы, уровня организации управления на транспорте. Важнейшей задачей транспорта является осуществление технологического процесса доставки грузов от места производства их к потребителю; обслуживание населения путем перевозок пассажиров с наименьшими затратами грузовых и материальных ресурсов.

Международные транспортные коридоры способствуют не только экономическому росту и развитию региональной интеграции, но и помогают развивающимся странам, удаленным от моря, все в большей степени получать доступ на международные рынки осваивать старые торговые пути (Великий шелковый путь, Великий чайный путь). В настоящее время Азия и Европа являются двумя самыми влиятельными регионами мира, в перспективе представляется возможным создание общего евроазиатского и свободного режима передвижения товаров и услуг. Растет взаимодействие между указанными регионами, появляется необходимость более полноценного вовлечения территории транзитных государств в обеспечении транспортного коридора. Большинство стран евроазиатского континента придают особую важность формированию в регионе трансконтинентальных и субрегиональных международных транспортных коридоров. Эффективная работа транспортных магистралей стран, через которые осуществляются транзитные перевозки между Европой и Азией (Китаем), является предмет особого рассмотрения и изучения.


Транспортный коридор "Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА). Входя в Казахстан через порт Актау, данный коридор позволяет грузоотправителю использовать транзитную территорию одного государства с единой правовой базой и транспортной системой. При этом применяются единый перевозочный документ и выгодная сквозная ставка. В то же время следует отметить относительно высокую стоимость транспортировки ряда грузов, что обусловлено необходимостью пересечения территорий нескольких государств Кавказского региона с разным правовым полем и транспортной составляющей. В этой связи представляется актуальным мероприятия по согласованию деятельности транспортных ведомств стран-участниц ТРАСЕКА в преодолении имеющихся таможенных и правовых барьеров.

Международный транспортный коридор "Север-Юг" соединяет страны Персидского залива и Индийского бассейна с портами Западной Европы через Каспий и внутренние водные пути Российской Федерации. По оценкам экспертов, в течение ближайших десяти лет на этом маршруте ожидается ежегодное увеличение грузопотока на 10-15 млн. тонн. Включение Казахстана, государств Центральной Азии через порт Актау в данный коридор, позволит ему более эффективно использовать транзитный потенциал для транспортного обслуживания уральских и сибирских регионов России.

МТК "Север-Юг" со временем может стать для России и государств Центральной Азии и соседей таким же важным событием, каким в свое время стало открытие Транссибирской магистрали. Освоение сибирских регионов позволяет в настоящее время получить более 40% ВВП России, учитывая, что в этих районах проживает около 12% всего населения РФ. Различия в условиях появления двух евроазиатских коридоров состоят в том, что Транссиб проводился, прежде всего, для освоения природных ресурсов Сибири. МТК "Север-Юг" сможет усилить связь регионов России и соседних стран Центральной Азии, вовлечения их в процесс экономической интеграции, увеличения объемов торговли, направив значительную часть грузопотока из европейских стран в Южную Азию и обратно.

Когда значительная часть китайских, индийских, пакистанских, иранских и других южноазиатских грузов и грузов из АТР пойдет по меридиональному транспортному коридору, можно будет утверждать, что проект "Север-Юг" доказал свою жизнеспособность и эффективность.

Но успешность освоения МТК "Север-Юг" для экономики РФ и других стран Центральной Азии будет определяться не столько долей грузовых перевозок от их общего объема из Европы в Азию и обратно, сколько степенью интеграции этих стран в экономическое пространство южно-азиатского и юго-восточного азиатского рынков.

Учитывая высокую степень влияния на увеличение транзита факторов сбалансированности и унификации функционирования национальных транспортных сетей, их общей конкурентоспособности на мировой рынке, в качестве основных задач транзита по территориям государств-членов ТРАСЕКА и СПЕКА в МТК "Север-Юг" следует рассматривать:

1. Разработку и реализацию комплекса мер по согласованному и сбалансированному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров.

2. Разработку и реализацию комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационного, страхового, сервисного обеспечения транзита грузов на участках международных транспортных коридоров.

3. Разработку общей стратегии (или рациональной схемы) развития сети международных транспортных коридоров в рамках формирования новых транзитных транспортных магистралей континентального значения.

4. Выработку и проведение согласованных действий по привлечению финансовых институтов для модернизации имеющихся и строительства новых объектов инфраструктуры на участках международных транспортных коридоров с целью повышения их общей конкурентоспособности на мировом рынке транзитных перевозок.

Для России наибольшие инвестиции идут на развитие каспийского порта Оля. Проектная мощность порта рассчитана на ежегодную переработку 8 млн. тонн генеральных грузов и около 6 млн. тонн железнодорожных вагонов и контейнеров. Общий объем грузоперевозок по МТК "Север-Юг" в ближайшие 10 лет предполагается довести до 20-30 млн. тонн в год. Перевалка грузов в порту Оля позволит увеличить объем экспортно-импортных грузопотоков на индийском направлении, обеспечить обработку автомобильных паромов в направлении с портами Ирана, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. Хотя порт Оля развивался динамично по сравнению с другими российскими портами (строительство причалов, подъездных путей и др.) необходимо взаимодействие с морскими портами соседних стран - Казахстана и Азербайджана.

Главным препятствием для получения ожидаемого прикаспийскими странами результата является их разобщенность в экономической сфере. Более того, между ними часто возрастает конкуренция и изоляционизм. Это подтверждается и тем, что они готовы прокладывать новые транспортные магистрали параллельно уже действующим, лишь бы не пересекать границу с соседом. Такое положение отличается от позиции Евросоюза, от его стратегии развития международных транспортных коридоров.

Что касается надежд прикаспийских стран с помощью дальних партнеров, за счет их технологий, инвестиций создать высокодоходную продукцию для рынков Европы, Азии, Северной Америки, то они сильно завышены. В этих странах не нужны разработки Азербайджана в нефтегазовом машиностроении, Узбекистана в авиастроении.

Наглядным примером того, как обретают конкретные очертания, основанные на обоюдной выгоде и взаимном интересе инициативы главы Туркменского государства, служит строительство железной дороги Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган, старт которому был дан еще 01 декабря 2007 г. в Берекете.

Отмечая востребованность, экономическую целесообразность строительства новой железной дороги Г. Бердымухамедов особо выделил тот факт, что она будет состыкована с транспортной сетью Европы и Азии. Таким образом, Туркменистан становится важнейшим транспортным центром континентального значения, что принесет стране немалую экономическую выгоду от транзитных перевозок, послужит дальнейшему развитию всестороннего международного сотрудничества.

Новый транспортный коридор, который свяжет страны региона в третьем тысячелетии, станет для каждой из них жизненно необходимым и будет способствовать конструктивной интеграции на условиях реальной экономической выгоды и равноправного партнерства. Именно это отметил Президент Ирана Мухмуд Ахмадинеджат в своем послании Г. Бердымухамедову. Иранский лидер особо выделил тот факт, что мощный экономический потенциал и благоприятное географическое положение позволят Туркменистану и Ирану значительно расширить диапазон партнерства, и в том числе - за счет развития сети железных и автомобильных дорог. Выполнение обязательств, связанных с реализацией проекта по созданию транспортно- коммуникационного коридора "Север-Юг", строительству Прикаспийского газопровода и модернизации действующей газотранспортной системы было отведено главенствующее внимание и на состоявшихся в двухсторонней межправительственной комиссии. Пребывание высокопоставленной делегации Казахстана в туркменской столице завершилось подписанием двустороннего протокола, в котором определены важнейшие направления на высшем уровне. Подтверждена готовность обеих стран к расширению и диверсификации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, включая топливно-энергетический сектор, сельское и рыбное хозяйство, туризм, сферу транспорта и телекоммуникаций. Проведены туркмено-российские переговоры, в результате которых было подписано Соглашение, в соответствии с которым уже в ближайшие годы ОАО "Газпром" будет закупать по 50 миллиардов кубометров туркменского газа. Также примером тесного взаимодействия стран служат переговоры с "Газпромом", подтвердившие обоюдное стремление Туркменистана и России вывести взаимодействие в энергетической сфере на качественно новый уровень, о чем свидетельствует и достигнутое взаимопонимание по вопросам, связанным с ценовой политикой. Условия поставок топлива будут регулярно пересматриваться, а стоимость энергоносителей определяться в соответствии с общепринятой международной формулой, то есть исходя из конъюнктуры на мировом энергетическом рынке. Свидетельством того, что отношения с деловыми кругами России основаны на здравом смысле и своевременных решениях, служит также обоюдное стремление стран существенно ускорить начало строительство Прикаспийского газопровода.

Что касается стальной магистрали Узень-Гызылгая- Берекет-Этрек-Горган, то она имеет неоценимое значение для социально-экономического развития туркменского побережья Каспия с учетом тех перемен, которые происходят здесь в последнее время. Она откроет - в прямом и переносном смысле - широкую дорогу ускоренному освоению морских месторождений нефти и газа, минеральных богатств Карабогазгола, строительству новых сел, предприятий стройиндустрии и горнорудной промышленности, ЛЭП и многочисленных других инженерно-коммуникационных сооружений, что позволит обеспечить рабочими местами тысячи людей. Эта железная дорога нужна и тем партнерам, которые будут возводить в Каспийском регионе санаторно-курортные объекты.

Литература:

1. Персианов В.А., Курбатов А.В., Кравченко М.В.. Вестник Евразийского транспортного Союза. вып. N1. - М., 2005. стр. 27.

2. Титаренко М.Л., авторский коллектив Института ДВ РАН. Российско-китайские отношения, состояние, перспективы. - М., 2005. стр. 300-301.

3. С.С. Гончаренко "Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России" - Вестник Евразийского транспортного союза. Вып. N1. - М., 2005 г. стр. 37.

4. "Транспортно-промышленное освоение Сибири, Дальнего Востока и приграничных регионов - системный фактор прорывного развития экономики России, ее интеграции в мировую Систему", ("Горизонт-2030") Аналитический доклад Байкальского экономического форума 2006. Совет Федерации РФ. Новосибирск. 2007. Сибирское отделение РАН, Институт экономики и промышленного производства.

gosbook.ru

Материалы Международной научно-практической конференции 12 мая 2011 г., г. Москва, Россия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован