26 мая 2008
3441

Людмила Петрушевская принимает поздравления с юбилеем

Сегодня принимает поздравления с юбилеем писательница Людмила Петрушевская. Впрочем, говорить о ней только как об авторе, совершившем революцию в русской женской прозе ХХ века, невозможно. Петрушевская пишет акварели, создает анимационные фильмы, читает рэп и даже играет в собственном кабаре. Кроме того, она не дает интервью, предпочитая рассказывать о себе в книгах, пьесах, картинах. Рассказывают "Новости культуры".

Она всегда в модельных шляпках и кокетливых нарядах. Ее мечтой с детства было стать певицей кабаре, и, наконец, Петрушевской удалось ее осуществить. Давая почитать близким свои первые литературные работы, она, тогда еще корреспондент журнала "Кругозор", очень обижалась на реакцию. "Страшилки" - этот ярлык приклеился к прозе Петрушевской надолго, а все попытки ставить ее пьесы в театрах до конца существования Советского государства заканчивались трагически.

В 1979 году спектакль "Уроки музыки" в Студенческом театре МГУ первым поставил Роман Виктюк. "Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе - такого пророка, провидца на длинный период Советской власти, на эту агонию, которая уже началась, - и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом", - рассказывает Виктюк.

Однако история постановки на этом не закончилась. "Уроки музыки" ушли в подполье. Этот спектакль играли на окраинах, в совершенно не приспособленных залах, но всегда с аншлагами. После просмотра, вспоминает Виктюк, зрители смотрели друг на друга и не верили в то, что они еще на свободе - после всего, что им посказали.

С тех пор пьесы Петрушевской гремели на всю страну. "Три девушки в голубом", "Квартира Коломбины", "Чинзано", "Любовь", "Песни ХХ века". "Петрушевская по-детски чувствительна, и это, пожалуй, самое главное в ней", - говорит Юрий Норштейн. Совместную работу
над "Сказкой сказок" он вспоминает с восторгом. Более половины фильма было придумано уже во время работы. Петрушевская признавалась, что на некоторых кадрах она до сих пор не может сдержаться и плачет. "Она к литературе относится абсолютно по-детски, прямым глазом. Все, что написала, это все она пережила. И даже если она пишет какой-то сказочный волшебный абсурд, это ее все", - добавляет Норштейн.

В последнее время ее главным увлечением стали сказки, в которых будильники сватаются к графинам, а у Калоши есть целое семейство. Пожилые королевы начинают бродяжничать и шалить, а старенькие сестры вдруг превращаются в маленьких девочек. Читатель верит, что так бывает, потому что в это верит автор. "Хватаешь взглядом что-то на улице и думаешь - Петрушевская, ни что иное. Она такой свой сильный мир создала, что мы знаем, в этом мире существует творчество, которое мы можем назвать объемно, во всех смыслах. Петрушевская", - убежден Юрий Норштейн.


www.tvkultura.ru

26.05.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован