16 февраля 2007
199

М. Иванова, В. Тиксин: Защищает ли российское законодательство права изобретателей и рационализаторов

После распада СССР, по мере ускорения капитализации стран на постсоветском пространстве, проблемы изобретателей все более обостряются, запутываются и требуют своего решения. Новая эпоха, начавшись с приватизации предприятий, нанесла непоправимый ущерб разработкам высоких технологий. Большинство изобретателей либо ушли в торговлю, чтобы как-то прокормить себя и свою семью, либо со своими идеями уехали за рубеж, где нашли на них больший спрос и благодарность, как моральный, так и материальный.
Молодое поколение из-за низкой заработной платы тоже не стремиться идти в разработчики. И это не удивительно. При таком отношении к изобретателям, вообще странно, что еще остались энтузиасты, желающие здесь работать.

Каково же состояние отношения современной России к изобретателю?

По словам самих изобретателей, все последние постановления, связанные с интеллектуальной собственностью направлены на то, чтобы "окончательно угробить все конструкторские бюро и интерес к новым разработкам".
Согласно Патентному закону от 23 сентября 1992 года, в статье 8 сказано, что Патент выдается работодателю. Следовательно, только предприятие, являющееся работодателем и создавшее на бюджетные деньги изобретение, может получить Патент. Однако, по Указу президента No 863 и Постановления правительства No 982 от 2 сентября 1999 года, предприятие не имеет право этого сделать. Оно обязано незамедлительно уведомить госзаказчика обо всех созданных объектах интеллектуальной собственности, а госзаказчик, выступающий от имени Российской Федерации, получает право подавать заявки на объекты интеллектуальной собственности.
Получается, что этот указ нарушает действующий Патентный закон, так как заказчик не является работодателем авторов интеллектуальной собственности. А раз так, его можно оспорить в Конституционном Суде. С другой стороны, в новом Патентном Законе, который принят в первом чтении 21 декабря 2001 года, введена статья 9, в которой уже в законном порядке право на получение патента отдано госзаказчику. По мнению специалистов это неверно.
Во-первых, Государственное предприятие, выполняющее госзаказ вполне может выступать представителем Российской Федерации.
Во-вторых, чтобы грамотно оформить заявку, необходимо привлекать разработчиков, а предприятие уже не заинтересованно отвлекать их от основной работы для оказания помощи заказчику в оформлении заявки на изобретение.
В-третьих, автор сам не заинтересован помогать заказчику получать патент, так как не может проконтролировать его коммерческое использование и, следовательно, не может рассчитывать на свое заслуженное вознаграждение.
В-четвертых, автор вообще не заинтересован создавать что-то новое.
И если разбирать отношение государства к изобретателю в целом, то просматривается крайне негативная тенденция на его ликвидацию. В первую очередь это связано с принципиально неправильным подходом в определении критерия патентоспособности.
Во вторую очередь, это касается экономических барьеров в виде непомерно высоких пошлин за подачу и рассмотрение заявки на выдачу патента, за поддержание его в силе.
Если государству действительно необходимо развитие производства, необходим изобретатель, то логичным было бы не создавать новых проблем для изобретателя (в виде высоких пошлин и сборов), а наоборот направить все свои усилия ему на помощь, его процветание и развитие.
Но, похоже, что государство это делать ненамеренно. В 2002 году Постановлением Правительства РФ были подняты пошлины от 3-х до 50 -и раз. Сделано это было в связи с вступлением России в ВТО. Но вступление может отложиться еще на долгие годы, а пошлины уже подняли.
Да как вообще можно связывать вступление в ВТО и деньги из кармана и без того не богатого российского инженера? Если это действительно "Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности" (т.е. часть Правительства РФ), то пусть финансируется, как и все министерства, из государственного бюджета через казначейство.
Стоит также особо отметить имеющийся в Патентном Законе РФ уникальный механизм отчуждения автора от собственного изобретения.
По ст. 13 П.3 Заявитель, являющийся автором изобретения, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение может приложить к ее документам заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому, изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, - гражданину Российской Федерации или российскому юридическому лицу. При наличии такого заявления патентные пошлины, предусмотренные настоящим законом, в отношении заявки на изобретение и патента, выданного по такой заявке, не взимаются....
Данное изменение патентного закона нарушает интеллектуальную безопасность страны и грозит потерей передовых позиций по всем направлениям развития техники и технологий.
В результате повышения пошлины до непомерной величины, сложилась ситуация когда автор изобретения не может их оплатить. Кабальный механизм передачи патента первому встречному, создает условия для захвата любым заинтересованным лицом исключительных прав на любое изобретение любого российского автора. Оговорка в тексте закона, что это должны быть "российский гражданин или юридическое лицо" не может спасти от утечки ценной информации за рубеж, с одновременной потерей Российской Федерацией прав на применение данного изобретения на территории страны. Фраза "на условиях, соответствующих сложившейся практике" позволяет провести данную "шпионскую" операцию за сравнительно небольшие (по сравнению с эффектом от реализации) деньги, поскольку сложившейся практики переуступки патентов практически нет. Обязанность автора передать права на патент первому кто изъявит такое желание, вообще лишает его возможности хоть как-то торговаться. Какую цену захотят дать, за такую и возьмут. Причем не оставив автору никаких прав!!!
Факт наличия или отсутствия исключительных (авторских) прав не может зависеть от факта оплаты какой-либо пошлины государству. Поскольку Патентный Закон РФ является частью общего законодательства РФ по интеллектуальной собственности, то он не может противоречить другим законам данной отрасли права. Согласно Закону РФ "Об Авторском праве и смежных правах", для возникновения авторских прав не нужна какая-либо регистрация. Авторские права на произведения науки, литературы или искусства возникают по факту их создания. А вот права на "техническое произведение" почему-то необходимо регистрировать, да еще платить за это пошлину патентному ведомству.
Необходимо полностью отменить действие п.3 Ст.13 Патентного Закона РФ, убрать его из текста закона.
Стоит также отметить, что с точки зрения профессиональных взаимоотношений с работодателями у авторов изобретений также не все гладко и справедливо.
Согласно п.2 Ст.8 Патентного Закона РФ "Право на получение патента на изобретение..., созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя... принадлежит работодателю,...
Данная правовая норма с точки зрения здравого смысла вообще не должна существовать. Поскольку ни в одном уставе, ни одного профсоюза, ни в одном коллективном договоре, ни в одном трудовом контракте нет обязательства работника мыслить творчески и создавать изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Если он и создает что-либо новое, то только в силу своих способностей и желания. Работодатель к этому не имеет никакого отношения и не должен иметь никаких авторских прав в любом случае. Ведь не претендуют же на авторские права поэтов, композиторов и исполнителей филармонии, студии звукозаписи и концертные залы.
Следовательно, сами понятия "служебное изобретение" (полезная модель, промышленный образец) необходимо исключить из Патентного Закона РФ, как и всю Статью 8.
И, наконец, главное препятствие на пути развития производительных сил страны - это полное отсутствие экономических механизмов и рычагов по внедрению технических новинок в производство. В 70-90 годы прошлого столетия именно по этой причине произошло отставание развития народного хозяйства СССР по сравнению с промышленностью капиталистических стран. Уменьшение экономического базиса, падение уровня жизни простых граждан привело к тому, что идеологическая надстройка социалистического государства в виде КПСС, просто рухнула. Произошел развал страны. Можно было бы сказать, что с тех пор ничего не изменилось. Нет, изменилось, но только в худшую сторону. Сегодня, как и тогда, внедрять изобретения, оказывать поддержку изобретателю просто невыгодно любому производственнику. Система ВОИР и информационного обеспечения о технических новшествах развалилась.
Ни один из ВУЗов страны не готовит специалистов по патентованию. Патентные отделы на большинстве промышленных предприятий ликвидированы. Количество заявок на изобретения в последние годы резко сократилось. Страна теряет передовые позиции по многим направлениям науки и техники.
Многие российские изобретатели и исследователи с успехом осваивают зарубежные рынки, патентуя идеи в американском, европейском и японском патентных офисах. Патентование за рубежом как составляющая технологического обмена и естественное следствие глобализации экономических процессов само по себе не может оцениваться негативно. Настораживает, однако, ряд факторов, свидетельствующих о невыгодности условий, на которых этот обмен осуществляется. Во-первых, права на российские разработки, патентуемые за рубежом, как правило, не сохраняются за российской стороной, а переходят к иностранным покупателям. Так, по данным ОЭСР, правообладателями 65% патентов на отечественные разработки являются иностранцы. При этом большинство регистрируемых патентов не имеет приоритета на территории Российской Федерации. Иными словами, это те отечественные разработки, которые доводятся до уровня бизнеса за рубежом, минуя отечественный рынок, и возвращаются уже в виде готовой продукции с приросшей добавленной стоимостью. Во-вторых, несмотря на общепризнанную роль мирового донора идей и знаний, Россия не получает от этого ощутимой материальной выгоды. Более того, мы гораздо больше платим за приобретаемые технологии, чем получаем от продаж собственных. Данные свидетельствуют о том, что Россия является чистым экспортером по всем основным видам технологий.
Является важным не только создание законов, которые бы защищали и подталкивали к работе в России новых изобретателей, но и обеспечить соблюдение прав авторов, владеющих авторскими свидетельствами на изобретения СССР, которые, как и советские паспорта, были объявлены в странах СНГ "негосударственными" и утратили свое правовое значение. Особенные трудности, с которыми сталкивается сегодня эти изобретатели, те труды, которые оказались теперь в "руках" приватизированных предприятий и организаций, находившихся ранее под крылом оборонных отраслей СССР. Многие изобретатели уже не работают на этих объектах, а кому больше принадлежат права по авторскому свидетельству на изобретение СССР законодательно не урегулировано. Положение о том, что основным владельцем и распорядителем авторского свидетельства на изобретение является государство, по существу, сохраняется, а патент в обмен на авторское свидетельство СССР, как задумывалось раньше, выдавать никто не торопится. Тем более никто не будет думать за автора о получении, причитающегося ему вознаграждения за использование изобретения. Защиту прав изобретателей в таком случае организовать трудно, а иногда очень трудно. Поэтому необходимо создание законодательных актов, в которых бы четко прописывались права и условия для каждой группы изобретателей: и тем, кто только начинает продвигать свои изобретения, и для тех, кто уже внес свой вклад в развитие нашей страны, пусть и во времена Советского союза.
Чтобы решить поставленную задачу стоит обратиться к примерам из прошлого нашей страны, забытыми в настоящее время, и посмотреть, как подходили к решению технического вопроса на базе избирательского творчества передовые люди России и каковы были их результаты.
В 1916г. состоялся первый Всероссийский съезд по вопросам изобретательства, возглавил который заслуженный профессор Московского университета Н.Е. Жуковский.
В своей вступительной речи Жуковский обозначил наиболее важные вопросы, в которых он видел сущность правильной организации изобретательского дела.
Этим вопросам были посвящены четыре заседания по следующим темам:
- "Организация правительственной и общественной помощи в деле изобретательства",
- "Организация научно - лабораторной разработки изобретений",
- "Задачи технического характера заводских испытаний и пути практического осуществления изобретений",
- "Правовое положение русского изобретательства в нашем законодательстве".
В процессе обсуждения данных вопросов были сделаны следующие сообщения:
"Охрана прав изобретателей по русскому законодательству и значение общественного почина в этом деле", "О главнейших правительственных мероприятиях, необходимых для улучшения работы изобретателей в связи желательными изменениями русских патентных законов", "Содействие национальных научно технических лабораторий возникновению и осуществлению изобретений". Большой интерес вызвали доклад академика П.И. Вальдена "О техническом творчестве", сообщение "Изобретение и изобретатели России".
И вот, прошло 86 лет со времени работы первого Всероссийского съезда по вопросам изобретательства, а рассматриваемые вопросы до сих пор не решены и ждут своего решения. Революция, гражданская война не позволили решить все главные вопросы, поставленные съездом.
В первые годы Советской власти были успешно решены правовые основы изобретательства. И в 30.06.1919 году В.И. Ленин подписал "Положение СНК об изобретательстве", в котором были намечены основы исключительного права изобретателя на своё изобретение.
Рассмотрим главные пункты этого документа:
Пункт 1: "Всякое изобретение, признанное полезным комитетом по делам изобретений, может быть, по постановлению Президиума Высшего совета народного хозяйства, объявлено достоянием российской Социалистической республики".
Пункт 2: "Объявленные достоянием РСФСР изобретения (за исключением секретных) по опубликованию об этом поступают в общее пользование всех граждан и учреждений на особых условиях, в каждом отдельном случае оговорённых".
Из этих пунктов видно, что изобретения, объявленные достоянием республики, поступали в общее пользование только после опубликования об этом, и в каждом отдельном случае оговаривались особые условия пользования этим изобретением. Совершенно очевидно, что пользование изобретением на особых условиях и свободное использование изобретений, два противоположных понятия.
Пункт 3: "Изобретения, признанные полезными, объявляются достоянием РСФСР или по соглашению с изобретателем, или, в случае несостоявшегося соглашения, принудительно за особое вознаграждение, не подлежащее налоговому обложению".
Надо заметить: "по соглашению с изобретателем". Следовательно, изобретатель и ВСНХ юридическое лицо, обладающее государственной властью, вступали в правовое соглашение! Этот пункт очень важен, так как показывает, что государство признавало за каждым изобретателем исключительное право на созданное им изобретение, хотя и было в силах лишить его такового.
Положением учитывалось возможность и несостоявшегося соглашения. В этих случаях изобретение объявлялось достоянием РСФСР принудительно за особое вознаграждение, не подлежащее налоговому обложению.
Несмотря на то, что Положением 1919 года документ на изобретение именовался "Авторским свидетельством", правовая сущность его, выраженная в трёх первых пунктах, полностью совпадала с правовой сущностью патента.
"Издевательство над слабостью ростков нового, дешёвенький интеллигентский скептицизм и тому подобное, все это, в сущности, приёмы классовой борьбы буржуазии против пролетариата, защита капитализма против социализма. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и "ухаживать" за этими слабыми ростками. Неизбежно, что многие из них погибнут..,не в этом дело. Дело в поддержке всех и всяческих ростков нового, из которых жизнь берёт самые жизнеспособные". - писал В.И. Ленин, понимая какое значение имеет изобретательство для государства.
В 1921 году он подписал "Декрет СНХ о Патентной комиссии при ВСНХ по вопросам ограждения прав иностранных изобретателей в РСФСР и русских изобретателей за границей". В нём ставился вопрос о разработке патентного закона, утвержденного 12.09.1924 году, а также о присоединении страны к международной Парижской конвенции 1883 года о взаимной защите прав изобретателей. Мы вступили в Конвенцию только в 1965 году, т.е. лишь спустя 44 года!
22 мая 1922 года была заложена основа Закона о патентах Декретом ВЦИК "О частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР". Вот выдержка из декрета: "В целях установления точных взаимоотношений государственных органов с объединениями и частными лицами, которые принимают участие в развитии производительных сил, а также взаимоотношений частных лиц с их объединениями между собой и с целью предоставления вытекающих отсюда правовых гарантий, необходимых для осуществления имущественных прав граждан РСФСР и иностранцев...предоставить всем гражданам ...нижеследующие имущественные права и защиту их судами:
3. Право собственности на движимое имущество, заключающихся в фабрично-заводских и промышленных предприятиях, могущих находиться в частом владении, всякого рода орудиях и средствах производства, в продуктах с/х производства и промышленности, товаров, не изъятых из частного обихода специальными указаниями, в денежных капиталах, в предметах домашнего обихода и хозяйства в пределах личного потребления.
5. Право на изобретение, авторское право, право на товарные знаки, промышленные модели и рисунки в пределах, установленными особыми законами".
Развитие производительных сил страны частными лицами (изобретателями) может осуществляться быстрыми темпами, когда частным лицам в их собственность предоставлены орудия и средства производства, когда они станут хозяевами своего дела.
Известно, что в Конституции Соединенных Штатов Америки, принятой 17 сентября 1787 года, записано в разделе 8, параграф 8: "Конгресс имеет право поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и открытия".
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, впервые записано в статье 44: "Интеллектуальная собственность охраняется Законом". Отсутствие слов "изобретателям исключительное право", в отличие от Конституции США дают возможность тем, кто работает над проектами законов по изобретательству, писать в них все, что им вздумается.
В 1924 году был издан патентный закон, по которому изобретателю предоставлялось исключительное право на его изобретение, т.е. право владения, распоряжения, и пользования изобретением. Изобретатель вступал в договорные отношения с предприятиями, получал по договору от 15 до 30 % прибыли при продаже товара, изготовленного по патенту в течение срока его действия, без ограничения максимальной суммы и без обложения налогом. По существу, вся сумма прибыли при продаже товара делилась примерно на три равные части (государству, предприятию и изобретателю), а это означало, что государство, предприятие, внедрившее изобретение, и изобретатель, выступали равными партнерами, заинтересованными во внедрении изобретения. Изобретатель мог распоряжаться своей долей прибыли по своему усмотрению, вложив ее в дальнейшее развитие инновационного процесса и тем самым, ускорить развитие производительных сил страны.
Необходимо создание благоприятной атмосферы, при которой изобретатель перестанет быть нищим и, будет владеть заработанным капиталом, тогда он станет нужным, как государству, так и руководителям предприятий.
Рассмотрим, как пример США, где критикуется позиция владельцев промышленных фирм относительно того, что инженеры и ученые, работающие по найму, не имеют никакого права на долю доходов от использования их изобретений
Выдвинутый Комитетом действия ИИЭР штата Калифорния США проект в защиту интересов изобретателей путем предоставления им права на изобретение, не заинтересовавшее в течение 4-х месяцев работодателя, "вряд ли когда-нибудь выйдет из стен юридической комиссии", т.к. по выражению юрисконсульта фирмы, "учит фирму, как вести дела".
В России патентный Закон 1924 года поощрял изобретательское дело. Пошлина взималась лишь с момента промышленного использования изобретения. Такого поощрения изобретательского дела в отношении льгот по пошлинам не было ни в одной стране мира...
В 1924г. после выхода Патентного Закона, Председатель Комитета по делам изобретений Л.К.Мартенс писал: "Изобретательство во всех странах, не исключая России, является составной частью промышленного производства, точно отражающей законы развития промышленности в целом. Оно произрастает на почве промышленности, гибнет и возрождается вместе с нею". Высказывания Мартенса справедливы только для тех стран, патентная политика которых, является государственным делом, и все законы направлены на развитие изобретательства в стране и длительное время не изменялись. Заместителем Л.К.Мартенса в Комитете по делам изобретений был И.О. Михайловский, юрист.
В статье "Патенты правовые отношения в условиях Государственного капитализма" (Вестник Комитета 1/24, стр.61), посвященной выходу Патентного Закона 1924 г., он показал, в каком положении находился русский изобретатель до выхода Закона: "Система премирования, повторивший известный уже в истории и неизменно неудавшийся опыт, не могла явиться достаточным стимулом для развития изобретательства, в особенности в условиях обеднения страны и обесценивания денег. Что же касается другой прерогативы автора полезного изобретения, т.е. его права получить эксплутационное вознаграждение от пользователей, приходится констатировать, что к общему мартирологу русского изобретателя, испытавшего во все времена мучительные трудности при осуществлении своего изобретения на родной почве, прибавилось не мало случаев, когда изобретателю, даже добившемуся введения изобретения в жизнь, приходилось вступать часто в неравную борьбу с пользователями, понимавшие лишение изобретателя монопольных прав, как полное его бесправие".
Выход закона спровоцировал рост подачи заявочных свидетельств. С 1925 по 1930 год (за 6 лет) она достигла 23000, а число выданных патентов по ним возросло до 8500. Но такое положение дел в области изобретательства устраивало не всех. Началась борьба против Патентного закона. Руководители Комитета менялись один за другим и, наконец, его возглавил "рабочий партиец" Моисеев, а затем постановлением СНК от 22 июля 1936 года Комитет был ликвидирован и восстановлен только в 1955 году.
Заявки на изобретения были розданы по отраслевым министерствам и новые подавались туда же. По сути дела, за 20 лет отсутствия Комитета они бесследно исчезли для страны. Уместно вспомнить слова К.Э.Циолковского из его книги "Двигатели прогресса" 1920г., где он писал, что к двигателям прогресса следует отнести изобретателей и ученых. При этом он отмечал, что Изобретателей и ученых он образно называл "цветами человечества".
Однако каким бы ни было сильным давление чиновников государства на изобретателей, все-таки находятся понимающие люди, которые делают положительные шаги с целью его развития. Какие это шаги? Это, конечно, восстановление Комитета по делам изобретений в 1955 году. Создание Высших патентных курсов, а затем в 1968г. Центрального института повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы. Создание в Научно-исследовательских институтах, специальных конструкторских бюро, в технических учебных институтах, на промышленных предприятиях патентных отделов с подготовленными кадрами патентных работников. Наконец, небольшое денежное стимулирование изобретателей.
По положению 1973г. после выдачи авторского свидетельства на изобретение, созданное в связи с выполнением служебного задания (по плану научно-исследовательских работ, плану создания новой техники), авторам выплачивалось единовременное поощрительное вознаграждение в размере от 20 до 200 рублей, но не более 50 рублей одному лицу. Эти шаги содействия изобретательству привели к резкому повышению количества изобретений с 1959 по 1981 год.
На предприятиях США после регистрации патентной заявки изобретатель получает 100 долларов, после выдачи патента 200 долларов, а за выдающиеся изобретения выплачивается премия, минимальный размер которой 2500 долларов
В 1991 году при активном участии научной общественности ученых и изобретателей Советом министров СССР был разработан и принят новый Закон "Об изобретательстве в СССР", в котором в ст.28 "Государственное стимулирование использования изобретений" было записано:
1) Прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятиями патентообладателями, от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи на него лицензии, не подлежат налогообложению в течение 5 лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии в пределах срока действия патента.
2) Прибыль (доход) и валютная выручка, полученные предприятием от использования изобретения в результате покупки лицензии, не подлежат налогообложению в течение 5 лет с начала использования изобретения.
Такого стимула для предприятий по внедрению изобретений не было в законах ни одной страны мира!
Но в стране началась перестройка. И 23 сентября 1992 года был принят Патентный Закон Российской Федерации, в котором статья о государственном стимулировании создания и использования объектов промышленной собственности появилась уже в обтекаемой форме: "Государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации". По новому Закону бремя оплаты пошлины на экспертизу заявок и поддержания патентов в силе легло в основном на нищих изобретателей, которые не в состоянии оплачивать эти расходы. Заметим, что Закон 1924 года освобождал их от уплаты пошлин!
Статистика регистрации изобретений показывает, что количество изобретений с 1991 по 1996 (за 5 лет) снизилась в 4 раза, а по сравнению с 1981 годом в 5 раз! В тоже время в США количество патентов на изобретения в 1999 году выросло до 151333.
Тенденция спада выдачи патентов в нашей стране будет продолжаться, так как сокращение выдачи патентов в 5 раз привело к полной ликвидации патентных отделов на большинстве предприятий, а также во всех учебных заведениях.
Снижение внедрения в промышленность новых научно-технических разработок с 68% в 1990г. до 20% в 1992-1994 годах и полный обвал инновационной активности в 1995г. до 5,6% и далее в 1996 до 5,2%, в 1997г. до 4,7%, и в 1998г. до 3,7% еще сильнее ударят по техническому творчеству и могут довести нашу страну до катастрофы.
В истории изобретательского права известно три основных принципа:
1. Исключительное право на изобретение принадлежит частному лицу изобретателю. Субъект права частное лицо.
2. Исключительное право на изобретение принадлежит предприятию. Субъект права юридическое лицо, руководитель предприятия.
3. Исключительное право на изобретение принадлежит государству, Субъект права - Юридического лица как такового нет, не существует.
По мнению изобретателей в России сейчас происходит "анархия в области изобретательства", т.к. отсутствует субъект права.
В патентных законах многих капиталистических стран исключительное право на изобретение юридически закреплено за предприятием. В нашей стране в основу законодательных актов в области изобретательства в разный исторический период закладывались три разных принципа:
1) Исключительное право на изобретение принадлежало изобретателю в период с 1919 по 1931 год
2) Исключительное право на изобретение принадлежало государству с 1931 по 1991 год.
3) Исключительное право на изобретение с 1991 года может принадлежать изобретателю, предприятию и государству. Но непомерно высокие пошлины на подачу заявки на изобретение и на поддержание патента не посильны российскому изобретателю. Он опять должен идти в кабалу, либо к предприятию, либо к государству.
Российский изобретатель, зачастую сделав изобретение на голом энтузиазме, чтобы добиться внедрения своего изобретения в промышленность, вынужден давать своего рода "взятки" работодателю, в основном руководителям предприятий, а иногда и выше стоящим чиновникам, включая их в заявки на получения патента.
Вот откуда бралось лжеавторство, которое, по данным журнала "Изобретатель и рационализатор" (No2, 1976г. стр.35) достигло 6570!
Только в нашей стране, в отличие от других передовых стран, большое количество патентов содержит то 5 до 20 авторов! И надо ухитриться, чтобы среди них отыскать истинного изобретателя! В передовых странах мира авторов изобретений в патентах обычно - один человек, редко - два и очень редко - три, ну а более трёх практически нет.
Надо сказать, что все новые законы, проводимые властью, не воспринимаются с энтузиазмом в кругу изобретателей, а наоборот выказывают крайнее к ним недоверие: "В Думе, в настоящее время идет разработка нового Патентного закона, который заведомо приведет к окончательной гибели научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, а, следовательно, и всей промышленности России!"
По мнению изобретателей, закон о патентах должен быть коротким, как "положение СНК об изобретениях" 1919 года на одной странице, максимум на двух, трёх страницах не более.
В нём нужно отразить только точные правовые отношения между государственными органами, объединениями (предприятиями) и частными лицами, с вытекающими правовыми гарантиями, необходимыми для осуществления имущественных прав изобретателей в защиту их судами.
Юристам хорошо известно: нет прав без обязанностей, без четкого обозначения субъекта права (юридического лица) и санкций (норм наказания за нарушение права). Всё это должно быть отражено в законе!
Исключительное право на изобретение, которое включает в себя:
Право на авторство (интеллектуальную собственность)
Право на внедрение изобретения
Право на получение % дохода от продажи товара изготовленного по изобретению (промышленная собственность) по новому закону должно принадлежать только изобретателю, а право на получение % дохода от продажи товара (в пределах от 15 до 30%),должно определяться договором изобретателем с предприятием!
Все разделы Закона о патентах, касающиеся подачи заявки на изобретение, экспертизе заявок и выдачу патента, а также все организационные вопросы убрать из Закона в отдельный подзаконный акт.
При разработке Закона об изобретениях необходимо помнить, что кому бы ни принадлежало исключительное право на изобретение, государству, предприятию, либо изобретателю, самую большую часть дохода от использования всех изобретений, в конечном итоге получит государство, защищающее право изобретателя на внедрение изобретения в промышленность.
Это и есть суть принципа: "Изобретение принадлежит государству". А чтобы это реализовать, государство должно в Законах обеспечить изобретателю в исключительном праве его права на внедрение изобретения в промышленность. Нужно помнить, что только изобретатель может довести свою идею (изобретение) через лабораторные исследования, разработку (конструирование), производство (технологический процесс) до успешной продажи продукта труда (вещи).
Это и есть формула технического прогресса: идея - товар - деньги - идея.

Хотя в США существует статистика, которая показывает, что из тысячи изобретений только восемь дают баснословную прибыль, это не является причиной для того, чтобы американские власти уменьшали финансирование изобретательских идей.
А пока: Управление буровых работ у нефтяников и Газпрома сегодня имеют план в метрах проходки, а не в эффективности пробуренных скважин. И бывали случаи, когда проходчики бурили в заранее известную пустоту. И не потому ли с таким трудом внедряются у буровиков отечественные системы наклонного и горизонтального бурения? Превосходящие, кстати, импортные аналоги и стоящие дешевле...
В статье использованы материалы: Роспатент, МТПП, сетевое издание "Стратег.ру".



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован