20 декабря 2006
3369

Максим АРТЕМЬЕВ. Киргизия: революция окончена

"Так любые заканчиваются революции", - можно было бы начать эту статью, по аналогии со знаменитыми строками стихотворения. Сегодня можно уже окончательно говорить о конце киргизской "тюльпановой" революции. Отставка правительства Феликса Кулова явилась подводящей итог чертой под событиями 2005-2006 годов, всколыхнувшими политическую жизнь в горной республике. Подобным же событием стала в свое время отставка правительства Юлии Тимошенко на Украине в сентябре 2005 года. Аналогии очевидны: альянс Бакиев-Кулов был подобием альянса Ющенко-Тимошенко. И там и там президенты не могли обойтись без харизматичных фигур премьеров на первых этапах развития событий.

Итак, что же произошло в Бишкеке? 18 декабря на заседании правительства его глава Феликс Кулов объявил, что кабинет в полном ставе уходит в отставку. Причиной такого шага послужило отсутствие взаимопонимания во отношениях кабинета министров и парламента и желание инициировать проведение досрочных выборов.

Формально для таких решительных действий основания в стране имеются - не утверждено до сих пор исполнение бюджета 2005-го года и аудит по нему, равно как и поправки к бюджету 2006-го, а бюджет 2007-го даже не рассматривался парламентариями! Ими же не утверждены 124 судьи местных судов и половина членов Конституционного суда. Отсутствие кворума в нем блокирует работу этого органа. Блокируется принятие важнейших законов по реформе экономики. Фактически работа кабинета Кулова свелась к решению проблем в пожарном порядке, и правительство не способно выработать долгосрочную стратегию развития. Никакого прогресса в плане реформ за год с лишним его работы замечено не было.

Это, так сказать, один подход к проблеме. Второй заключается в конституционном тупике, в который попала республика. По принятой спешно в ноябре конституции - после ноябрьского политического кризиса, когда страна оказалась на грани если не гражданской войны, то серьезного хаоса, грозившего похоронить под собой зачатки демократии - в стране вводилась президентско-парламентская форма правления. Отныне правительство формирует победившая на выборах партия, а число депутатов увеличивается с нынешних 75 до 90. Однако парламент был избран в марте прошлого года и должен работать до 2010-го. Получается, что на ближайшие три года все остается по-прежнему. К тому же следует учитывать тот важнейший факт, что нынешний парламент был избран при Акаеве и при его участии. Другими словами, у Бакиева (а именно он является основной фигурой в киргизском истеблишменте) в нем не было устойчивой опоры, и ноябрьский конституционный кризис это ярков показал. Тогда до половины парламента пошло за противниками президента.

Для полноты анализа следует отметить два "случайных" совпадения - отставка в тот же день главы Центризбиркома республики и назначение нового главы Совета безопасности страны.

Представляется, что нынешний демарш кабинета преследует несколько целей. Во-первых, Курманбек Бакиев - не идеалист демократии. Вряд ли он инициирует досрочные выборы ради того, чтобы власть поскорей перешла к партийному правительству. Следует, впрочем, оговориться, что при внимательном чтении конституции становится очевидным, что полномочия президента все равно остаются весьма значительными. По основному документу, страна, скорее всего, обречена на вечное противоборство парламента и исполнительной власти. Естественно, Бакиев заинтересован в таком парламенте, который послужит ему надежной опорой. Значит, он должен создать партию своей поддержки. Без этого шага инициирование выборов не имеет смысла.

Во-вторых, для Феликса Кулова это удобный повод выйти из исполнительной власти, где он чувствует себя довольно неуютно, ввиду того, что основным центром принятия решений является президентский кабинет. Кулов, прямо из тюрьмы попавший в правительство, оказался заложником событий революции. В его имени победившие "южане" - сторонники Бакиева - были заинтересованы, но предоставлять ему реальных полномочий никто не собирался. Сам Кулов также не мог отказаться от искушения стать премьером, ибо другого подобного шанса он мог бы и не получить. Теперь же он может уйти под благородным предлогом, как бы жертвуя постом ради блага страны. Пойдет ли он в парламент под одним флагом с командой Бакиева - большой вопрос.

Эти две фигуры киргизской политики - Бакиев и Кулов - являют собой весьма ощутимые противоположности. Бакиев - карьерный бюрократ, в прошлом - директор завода, партийный чиновник. При Акаеве он сделал карьеру в органах госвласти, был губернатором, а после - премьером. Но затем выпал из обоймы и вынужденно перешел в оппозицию - под самый конец правления Акаева. Кулов же - профессиональный работник правоохранительных органов, дослужился до должности министра внутренних дел, был руководителем Службы национальной безопасности Кыргызстана. Был замечен как яркий "силовик" и приглашен вице-президентом к Акаеву, после перешел на административную работу - губернатором и мэром Бишкека. Затем Кулов перешел в решительную оппозицию Акаеву, намеревался бросить ему вызов на выборах, однако попал под арест и получил длительный срок заключения. За Бакиевым стоит юг Киргизии, за Куловым - север. Численно преобладают южане, но вся политика делается в Бишкеке, который находится на севере. За годы заключения Кулова группы его поддержки ослабли, и он не восстановил их на премьерском посту, тогда как Бакиев, напротив, расширил свою политическую базу.

Впрочем, киргизскую политику нельзя сводить к союзу или противостоянию Бакиев-Кулов. В республике существует много иных сильных группировок и кланов, оформленных или не оформленных в виде политических партий. В ближайшее время они скажут свое слово и не преминут поучаствовать в разделе пирога. Но, в любом случае, революция окончена. Кыргызстан перешел к будням "нормальной" политики с ее текучкой - не всегда яркой и не всегда публичной.




20 декабря 2006
http://www.novopol.ru/article14271.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован