15 ноября 2005
5355

Максим АРТЕМЬЕВ. Медведев или Иванов?

Как всегда в своем любимом стиле, Владимир Путин обозначил новый поворот в своей кадровой политике. Решение о принципиальных перестановках в высших эшелонах российской власти было принято абсолютно неожиданно даже для знатоков кремлевской политики. Хотя, впрочем, если иметь в виду разговоры о поиске преемника, то, скорее, случилось то, что должно было случиться.

Мотивация решения президента совершенно ясна - подбор преемника на выборах 2008. Тот, кто станет следующим президентом России, должен чем-то проявить себя, как прежде неизвестный Владимир Путин заявил о себе успешной кампанией в Чечне.

Назначение Дмитрия Медведева первым вице-премьером, а Сергея Иванова - простым вице-премьером с сохранением в должности министра обороны, недвусмысленно указывает на то, что именно эти два человека рассматриваются Кремлем в качестве возможных преемников. Президент словно обозначил перед каждым из них возможное поле деятельности, на котором можно снискать себе лавры (равно как и "проколоться"). Медведев должен добиться к 2008 году зримых успехов на ниве общенациональных проектов, а Иванов - на поприще военной реформы. Теперь между ними вполне можно ожидать конкуренцию за право стать продолжателем дела Путина.

Пока ошиблись те западные наблюдатели, которые буквально на минувшей неделе предрекли отставку Михаила Фрадкова в будущем году. Видимо, нынешний премьер еще останется во главе кабинета - для прикрытия Медведева и Иванова. Если бы кто-то из них стал премьером уже сегодня, то неминуемо попал бы рано или поздно под огонь критики за те или иные решения правительства. А так у Медведева и Иванова имеется уникальная возможность сосредоточиться на пиаровских выгодных направлениях.

Но обоих поджидают вполне прогнозируемые опасности. Национальные проекты, будучи вещью очень затратной, тем не менее, могут оказаться малозаметными для большинства сограждан. Повышение зарплат некоторым категориям медиков и педагогов запросто утонет в потоке инфляции и роста цен, оснащение больниц новым оборудованием будет сведено на "нет" нашими исконными бюрократизмом и коррупцией, перспектив у широкого внедрения ипотеки пока не имеется, для зримого улучшения жизни села потребуется не менее пятидесяти лет.

Военная же реформа, включающая в себя техническое перевооружение армии новейшими видами оружия, новые принципы комплектации личного состава и многое другое, проходит исключительно трудно, натыкаясь не только на недостаточное финансирование, но и на сопротивление традиционного менталитета, как армии, так и общества.

Назначение Медведева и Иванова стало такой же неожиданностью, как и назначение самого Путина премьером шесть лет назад. Но не стоит забывать, что ему предшествовало недолгое премьерство Сергея Степашина. Поэтому - кто знает, не сыграют ли сегодняшние номинанты роль первой и второй степени ракеты, которая вынесет на орбиту кого-то третьего? Не расчищают ли они путь кому-то другому?

Нельзя не заметить, что введение двух новых вице-премьерских постов означает неудачу в некотором смысле административной реформы. Всего лишь полтора года продержалась идея наличия в правительстве только одного вице-премьера - на западный манер. Политическая целесообразность опять-таки обуславливает необходимость возврата к старой советской модели наличия большого числа замов.

Еще более неожиданным явилось назначение главой президентской администрации Сергея Собянина. Тюменский губернатор не мелькал особенно на экранах телевизоров, и, в общем-то, является сравнительно новым человеком для московской политтусовки. Он не относится к старым знакомым президента по Питеру, не принадлежит и к "чекистам". Имея немалый опыт руководства, Собянин, тем не менее, никогда не сталкивался с задачами подобного масштаба. Безусловно, президент долго присматривался к нему, прежде чем сделать это предложение, однако, не повторит ли Собянин судьбы Николая Бордюжи, случайно очутившегося в кресле главы администрации президента, и через полгода покинувшего его в виду очевидной профнепригодности? Не забудем и о поспешном назначении министром энергетики в 2000-м году другого тюменского сибиряка - мэра Когалыма Александра Гаврина, который пробыл на своей должности до первого кризиса.

Закономерен вопрос - как новичок в кремлевских коридорах власти будет руководить такими "зубрами" как Владислав Сурков, Игорь Сечин, Виктор Иванов? Впрочем, пять лет назад Сергей Собянин уже сделал смелый шаг - уйдя из Совета Федерации с должности председателя комитета по конституционному законодательству простым заместителем полпреда Латышева. Зато через несколько месяцев он стал губернатором. Будем надеяться, что интуиция не обманет его и в этот раз.

В высшей степени любопытны решения президента относительно новых полпредов. Сергей Кириенко был самым молодым полпредом и эта традиция в Приволжском федеральном округе продолжилась. Ему на смену пришел тридцатисемилетний Александр Коновалов. То, что перед назначением он успел проработать восемь месяцев прокурором Башкортостана, не должно вводить в заблуждение. Коновалов закончил тот же факультет, что и Владимир Путин и Дмитрий Медведев - юрфак Петербургского университета, и проработал всю жизнь в прокуратуре северной столицы. В этом смысле он - истинный "питерский", к тому же лично знакомый, что должно придать ему вес в отношениях с такими патриархами ПФО как Шанцев, Шаймиев или Титов.

Правда, назначение юриста Коновалова вместо политика Кириенко, может прервать традицию весьма любопытных инициатив последнего - вроде кадровых конкурсов, избраниях культурных столиц и т.п.

Назначение Камиля Исхакова на Дальний Восток на смену Константину Пуликовскому также стал результатом личного знакомства. На Владимира Путина не могло не произвести впечатление подготовка к празднованию юбилея Казани, на который собрались все лидеры СНГ. Усилия мэра были вознаграждены по достоинству. К тому же до Казани наконец дошла муниципальная реформа и должность мэра разделилась на сити-менеджера и главу с ограниченными полномочиями. При таком раскладе Исхакову делать было в Казани уже нечего. Кроме того, он воспринимается многими как наследник Минтимера Шаймиева. Поэтом, вполне вероятно, что перевод его полпредом на Дальний Восток - всего лишь ступень перед назначением его главой Татарстана.

Однако возникает вопрос - зачем стоило так спешить с отставками Кириенко и Пуликовского, если одному из них даже не успели подыскать новую должность? Да и Кириенко главой Росатома стал лишь на следующий день. Свидетельство ли это того, что они попали в опалу, и терпеть их далее в округах было нельзя, или же вопрос заключается лишь в технической заминке?

Как бы там ни было, новые кадровые решения Владимира Путина значительно освежили атмосферу в коридорах власти и задали новую интригу, которая продлится вплоть до 2008 года. Будем ждать - чем она закончится?

15 ноября 2005
http://www.novopol.ru/article4089.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован