12 декабря 2006
3417

Максим АРТЕМЬЕВ. Охота на губернаторов

Нет, речь пойдет не о новой волне борьбы с коррупцией. У нас если за кого-то и берутся на местах, то не выше мэров. Из главы Томска, например, похоже, делают козла отпущения за грехи всех властей. Губернаторов, напротив, берегут. Их ждет более важная задача - служить локомотивами партийных поездов "Единой России" в избирательных гонках. Потому и развернулась охота по всей Руси великой на губернаторов, которых заманивают в партийные списки единороссов. Кстати, на последнем заседании правительства Герман Греф осторожно намекнул на всю тщету антикоррупционной кампании в ситуации, когда у ряда региональных чиновников ближайшие родственники входят в списки долларовых миллиардеров. Министр не стал называть имен, но понятно, что речь идет о Лужкове, Шаймиеве и Рахимове, чьи, соответственно, жена и сыновья, по невероятному совпадению, столь же невероятно обогатились.

Нельзя сказать, чтоб сами главы регионов очень уж противились и не шли в сети охотников. Хитроумные ловцы привлекают губернаторов теми возможностями, которые перед ними открываются, если верить "Единой России". Как заявил, например, губернатор Пермского края Олег Чиркунов, не являющийся лично членом "партии власти", но возглавивший ее партийный список на недавних выборах, у единороссов в Государственной Думе контрольный пакет голосов, поэтому следует выстраивать с ними конструктивные отношения, чтобы иметь некие возможности при принятии бюджета. Что ж, откровенные слова, хотя в них и раскрывается во всей наготе истинная суть сотрудничества губернаторов с "ЕР" - лишенная всякой идеологической базы, и имеющая вполне конкретную финансовую подоплеку.

То, что курс на губернаторов как толкачей партийных списков взят, недвусмысленно свидетельствует список предполагаемых первых троек "Единой России", опубликованный газетой "Ведомости", и составленный по данным центрального исполкома "ЕР". Везде (кроме пока Санкт-Петербурга) на первом месте стоит глава исполнительной власти соответствующего региона. В Тюменской области намечается сразу аж три губернатора - и все в первой тройке - соответственно, титульной области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов!

Теперь понятно, почему фракция единороссов в Госдуме зарубила предложения ЦИКа насчет того, чтобы запретить практику введения в избирательные списки "мертвых душ", не собирающихся переходить на работу в парламент. Убери от "ЕР" чиновников от исполнительной власти - и что у них останется? А так народ даст дополнительный процент голосов, по привычке уважая власть.

Да, значительная часть губернаторов "сияет" отраженным светом, и успехи в их областях объясняются политикой федеральной власти, взявшей на себя основной груз решения проблем. Но простым людям это не важно. Пенсии платятся вовремя, зарплата бюджетникам не задерживается - и это уже хорошо, и рядовые избиратели бояться потерять, то, что уже имеют. И также могут проголосовать за "ЕР".

Всяческое использование единороссами авторитета президента тоже хорошо известно. По новым правилам, губернаторы назначаются из Кремля - поэтому на них также падает отблеск популярного лидера страны.

Губернаторы, становящиеся лидерами списков "ЕР" одновременно становятся заложниками своего положения. С момента включения своего имени в избирательный бюллетень глава региона связывает свою дальнейшую карьеру с судьбой "ЕР". В случае плохих показателей, его ждет незавидная участь. Вспоминается, как на Украине, после первого тура президентских выборов в 1999 году, Леонид Кучма снял сразу с десяток губернаторов, не обеспечивших нужные результаты. А раз так, то губернаторы пойдут на все и в первую очередь на беспредельное использование административного ресурса, лишь был только вырвать "убедительную" победу. Таким образом, использование губернаторов в избирательных списках чревато усугублением вмешательства исполнительной власти в процесс выборов.

Взглянем на проблему шире - не входит ли в противоречие идея назначения губернаторов в том виде, в каком она существует, с принципами развития многопартийной демократии, которую Кремль не устает повторять? Ведь если губернатор не избирается, а назначается, то он должен быть аполитичным чиновником, отвечающим за бесперебойное функционирование административной
машины и реальное улучшение жизни на подведомственной территории. Когда же чиновник-назначенец играет ведущую роль в политическом процессе, то это ломает все правила игры. Ведь он бросает на чашу весов всю мощь государства, давая несправедливое преимущество одной из партий. Одно дело, когда губернатор избран, и работает на своей должности в личном качестве, другое - когда он представляет все государство в целом. Тут он не может работать на одну из партий, будучи на своем посту. Конечно, он может иметь свои политические взгляды, состоять членом какой-либо партии, но все это должно оставаться его личным делом.

Впрочем, надежда на решающую роль губернаторов вполне может оказаться тщетной, по крайней мере, в некоторых регионах. Вернемся к тому, с чего начали. Коррупция всеохватна, и на местах люди прекрасно осведомлены о делах своих руководителей. Там, где они не слишком различают свой карман и карман государства, им не преминут об этом напомнить посредством избирательных бюллетеней. Других глав вполне могут "наказать" за неустойчивость и отсутствие принципиальности, за то, что поддались давлению, за то, что слишком частом меняли партии. Ведь иные губернаторы еще вчера состояли в КПРФ, а сегодня уже идут в рядах "Единой России". Времени осталось не так уж много - посмотрим.


12 декабря 2006
http://www.novopol.ru/article13978.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован