18 ноября 2004
4096

Максим АРТЕМЬЕВ. Президент объяснился

Сегодня Путин дал интервью трем ведущим российским телеканалам. Главной сенсацией стало предложение президента по реформе Совета Федерации (ранее эту идею озвучивал Сергей Миронов) и высказывание о нецелесообразности назначения мэров. Анализ политики президента - в статье обозревателя "НП".

После затянувшейся паузы, последовавшей вслед за объявлением планов президента об изменении региональной власти и способа формирования парламента, Владимир Путин детализировал свои замыслы в интервью трем ведущим российским телеканалам.

За истекшие два месяца разного рода политики, обозреватели, аналитики сломали немало копий, стараясь уяснить или интерпретировать президентские замыслы. Кричащие громко "я - за!" губернаторы, также домысливали за первого, что получится в итоге. И вот, после продолжительных дискуссий в обществе, слово взял сам президент.

Каков же основной смысл его мессиджа?

Прежде всего, Владимир Путин исключил всякую корыстно-политическую подоплеку собственных действий. "У меня ни разу за все годы моей работы не возникло ни одной проблемы с региональным руководителем, ни с одним". Заметим, что после этой фразы выбиваются предвыборные козыри из рук оппозиции во всех 89 регионах страны. Кто теперь посмеет утверждать, что президент недоволен тем или иным губернатором?

Разговор о причинах изменения системы избрания региональной власти, Путин начал с анализа ситуации в Карачаево-Черкессии - впервые прервав свое молчание по этому злободневному вопросу, что также немаловажно. По его мнению, тамошние события - "кризис власти, правда, замешанный на криминальных событиях. Но этот криминал связан с переделом собственности". Такова теперь официальная оценка событий в Черкесске.

Далее Путин сказал то, что не осмеливался заявлять на столь высоком уровне ни один государственный деятель. "К сожалению, во многих наших субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу. Избирают человека не только по личным и деловым качествам... Потому что у нас нет развитого гражданского общества... нет реально функционирующей многопартийной системы". При Ельцине, затирание русского меньшинства-большинства кремлевское руководство старалось не замечать, боясь вмешиваться в события в регионах.

Но, по Путину, даже не это самое главное. "Когда мы говорим, что часто выборы идут по этническому принципу, я все-таки позволю себе утверждать, что это только на поверхности. На самом деле речь идет об экономической борьбе местных региональных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности. В последнее время я с тревогой наблюдаю за процессом возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов, за ростом их влияния на региональный уровень управления".

Таким образом, к перемене системы формирования региональной власти президента подтолкнуло то, что на местах его политика по активному выдавливанию олигархов из политической жизни саботировалась. Тогда как Гусинский, Березовский, Ходорковский на федеральном уровне "ликвидированы", местные их "коллеги" чувствуют себя превосходно, несмотря на перемены в жизни страны. Вероятно, нам предстоит увидеть в ближайшее время вторую фазу зачистки политического пространства, когда тяжесть борьбы с олигархами будет перенесена в регионы. Иными словами, президент лишь еще раз подтвердил свой курс на беспощадную борьбу с коррупцией.

Другой причиной, указанной президентом, стало очевидное бессилие Центра перед избранными губернаторами-президентами. "Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль - это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять. Мы будем строить параллельную систему исполнительных органов федеральной власти на местах... Это на практике приводит к обесточиванию властных полномочий губернаторов и президентов республик в составе России и выстраиванию другой, параллельной системы федеральных органов власти на местах, которые эффективно не функционируют".

Попробуем пояснить, о чем идет речь. Давно известно, что на местах несколько десятков органов государственной власти напрямую подчиняются Москве, и никак не зависят от руководителей регионов. Это - налоговая инспекция, Госкомстат, МВД, ФСБ, СЭС, антимонопольное ведомство и т.д. Кстати, отметим, что в ходе одобрения нынешней реформы, многие губернаторы и президенты мечтали, что им будет позволено руководить милицией, госбезопасностью, налоговиками и т.п. Но, прямо это Путин не пообещал, и, судя по всему, начальник УВД области еще долго будет назначаться из Москвы, хотя какая-то уступка в виде "двойного согласования" (отчего отказались четыре года назад) например, вполне возможна.

Другой пряник, который губернаторы ожидали от президента, это получение ими возможности влиять на назначение мэров.

Президент ответил на это также уклончиво - "Все возможно, но думаю, нецелесообразно... Целиком и полностью лишать властных полномочий муниципалитеты считаю неправильным, ошибочным шагом. Но, разумеется, эта власть должна быть сбалансирована. И там, где эффективно социальные вопросы могут решаться с регионального уровня, там нужно найти такие инструменты, которые позволяли бы это делать".

Опять-таки, мы можем только пытаться интерпретировать весьма общие слова Путина. Самого главного губернаторы не получат. Население по-прежнему будет избирать глав местного самоуправления. Все остальное прямо противоречило бы конституции, и вызвало бы значительное возмущение Совета Европы. Но вот часть этих полномочий может быть передана регионам. С учетом того, что закон о местном самоуправлении в редакции ближайшего путинского соратника Дмитрия Козака только недавно был принят Думой после затяжных дискуссий, его пересмотр представляется маловероятным. Скорее всего, поправки, если они и будут, отложат "на потом".

Вопрос о введении чисто пропорциональной системы формирования Госдумы взволновал людей меньше, но Путин достаточно подробно прокомментировал и его. "Депутат, избранный по одномандатному округу, для того, чтобы провести ту или иную идею, должен обязательно примкнуть в парламенте к какой-то политической или партийной группе. Чего бы ни обещал своим избирателям кандидат, избирающийся по одномандатному округу, он ничего не может решить в одиночку. Если так, то пускай сразу скажет к какой политической группе и к какой партии он примкнет до того, как его изберут".

Закавыка и состоит в том, что по нынешней системе кандидат может обещать что угодно, но следовать обещаниям не обязан. Например, на последних выборах в Тульской области депутат Госдумы, член фракции СПС из Нижнего Новгорода (не имевший к Туле никакого отношения) Дмитрий Савельев шел в парламент под знаменами "Родины", клятвенно обещая служить именно этой фракции, но на следующий день после победы переметнулся в "Единую Россию". Видимо, чтобы не было больше таких "савельевых", Путин инициирует реформу, которая, в конечном счете, призвана административными мерами стимулировать рост реальной многопартийности и гражданского общества, положить конец мошенничествам по отношению к малоразвитым избирателям, которых подкупают политические проходимцы.

Менее всего ясности возникает по поводу возможной очередной реформы Совета Федерации. С одной стороны, Путин заявляет: "На мой взгляд, вполне было бы обоснованно вернуть руководителей регионов и руководителей законодательных собраний в верхнюю палату парламента". С другой: "Но текущую работу все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе". Как понимать эти путинские слова - пока не ясно. Возможно, что в качестве варианта будет принято предложение председателя Совета Федерации Сергея Миронова, озвученное им недавно в Ставрополе, - "раз в год сенаторы должны уступать свои места в Совете Федерации губернаторам и председателям местных законодательных собраний, которые и будут решать судьбу главного финансового документа страны". Речь тогда шла о бюджете.

Из остального, сказанного президентом, важно отметить его слова о правоохранительных органах. "Меньше нужно вмешиваться в экономику, начиная с самого низкого уровня - не шастать по ларькам и не набивать карманы мелкими купюрами и бутылками, и, кончая самым высоким уровнем, где счет идет уже на сотни, десятки тысяч, может быть, и миллионы... Непонятно, кого они (граждане) больше боятся: то ли правоохранителей, то ли преступников. Вот такое положение абсолютно нетерпимо". Путин прекрасно сознает уровень коррупции в милиции, но что он может сделать? Способны ли упомянутые им "системные мероприятия" переломить ситуацию? Если сегодня невозможно выйти в Москве на улицу без паспорта, то откажется ли столичная милиция от этой кормушки? Пусть ситуация с произвольными проверками документов на столичных улицах послужат лакмусовой бумажкой реализуемости президентских пожеланий.

Что касается борьбы с терроризмом, то Путин обрисовал свое видение целей террористов - "создание халифата". А с такими "неконструктивными" врагами - разговаривать не о чем. Так что Масхадову переговоров не дождаться.


18 ноября 2004
http://www.novopol.ru/article915.html

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован