03 ноября 2004
4041

Максим АРТЕМЬЕВ. Путин, давай меняться

Идет торг. С одной стороны от губернаторов уже добились согласия быть назначенцами. С другой стороны, они продолжают настаивать на расширении своих властных полномочий, в частности права назначать мэров и глав районов. Но реформа местного самоуправления, активно лоббировавшаяся Козаком, должна быть запущена с 1 января 2006 года. Если уступить губернаторам, все труды Козака пойдут насмарку. Кроме того, местные ЗАКСы не хотят подвергаться угрозе быть распущенными, равно как и нести ответственность за выбор президента.

Первое чтение законопроекта, называемого в народе законом о назначении губернаторов, прошло более чем успешно для инициировавшей его власти. "За" высказалось 365 народных избранников. Такая радужная картина даже подвигла председателя комитета Госдумы по региональной политике Виктора Гришина утверждать, что третье (заключительное) чтение будет проведено уже 3 декабря.

Результат был вполне предсказуем, при нынешнем составе нижней палаты парламента, и при господствующих в политтусовке настроениях, иного результата было трудно ожидать. Какие бы речи не произносили с трибуны левые и "независимые" депутаты, итог был предрешен. Сегодня в Думе красноречие и логическая доказательность ничего не решают, голосование строго фракционное, в соответствии с решениями лидеров.

Гораздо интересней был процесс обсуждения законопроектов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в регионах, которые должны были прислать свои заключения на новые редакции федеральных законов. Именно там, в областях, краях и республиках проходили наиболее интересные моменты "обкатывания" президентской инициативы. Именно там протекал, когда закрытый, а когда и открытый для публики процесс согласований, торгов, консультаций и требований уступок.

Скажем сразу - региональная исполнительная власть поддержала новации дружно и взахлеб. Законодательная власть отстала от коллег ненамного. Поэтому предпринимающиеся кое-где попытки представить дело таким образом, что в ходе обсуждения выявилась некая "региональная фронда", скорее похожи на выдавание желаемого за действительное. В реальности, отрицательных отзывов нет ни одного. Была лишь непонятная ситуация с позицией Госсовета Чувашии, но впоследствии его председатель М. Михайловский заявил, что его парламент - "за", и опровержений не последовало.

Ситуация, когда вспышки дискуссий в пяти-шести ЗАКСах уже представляются как сенсация, скорее, служит яркой иллюстрацией нравов нашего времени.

Гораздо важнее понять мотивацию региональных элит, столь положительно откликнувшихся на, казалось бы, спорный закон. Как известно, четкого объяснения - почему президент считает необходимым изменить порядок избрания губернаторов, от Кремля так и не последовало. Слова о "террористической угрозе" - не более чем слова. Трудно поверить, что лидер, избранный народом, будет меньше заботиться о его безопасности, чем назначенец. Тезис об "укреплении государственности" и о выстраивании вертикали власти - самое общее положение, не подкрепленное фактурой.

Президент не заявил ясно и четко, что непосредственное избрание губернаторов избирателями плохо тем-то и тем-то, что в результате случились такие-то упущения и катастрофы. Собственно, дискуссии и не развернулось, и политологи лишь пытаются расшифровать смысл президентской инициативы.

Но губернаторам и не нужно было ничего объяснять. Они активно включились в кампанию по одобрению. Можно предположить, что они либо умеют читать между строк, либо чиновники администрации президента довели до их сведения то, что не доносят до сведения общественности.

Из их дружных выступлений "за", можно, тем не менее, вывести один общий посыл - главы регионов надеются выторговать у президента что-то и для себя. Яснее всех выразил это президент Башкирии Муртаза Рахимов на встрече с Путиным. Между ними состоялся примечательный диалог.

Муртаза Рахимов, президент Башкирии: "Это самый злободневный вопрос. Вы знаете мое отношение к этому, потому что у нас в республике эта система работает. Мы назначаем глав администраций городов, районов - никаких вопросов нет. Я думаю, что и дальше будем продолжать работу".

Владимир Путин, президент России: "Нужно, чтобы это всё было в рамках Конституции. А какое у вас отношение к предложению избирать руководителей субъектов Федерации по представлению президента через местные представительные органы власти?".

Муртаза Рахимов, президент Башкирии: "Это мы поддерживаем. Есть, правда, вопросы, которые надо как-то обговорить. Некоторые к этому отрицательно относятся. Я, например, положительно".

Главная надежда губернаторов - получение права на назначение глав районов и городов. Но в этом их может ожидать большое разочарование. Обратим внимание на слова Путина - "Нужно, чтобы это всё было в рамках Конституции". А конституция прямо выводит местное самоуправление из общей системы государственной власти.

Председатель Екатеринбургской городской думы Яков Силин заявил, что для этого необходимо изменить Конституцию РФ и отказаться от ратифицированной Россией Европейской хартии о местном самоуправлении, иными словами, распрощаться со своим членством в Европейском сообществе. Как это не странно, но Запад легко проглотит назначение губернаторов, но решительно возразит против ликвидации местного самоуправления, ключевого для него института.

Следует учитывать, что в прошлом году Госдума, после больших споров приняла новую редакцию закона о местном самоуправлении, главным лоббистом и автором которого выступал Дмитрий Козак. С 1 января 2006 года он должен вступить в силу, в регионах проводится большая организационная работа по новой разметке территорий. Если уступить губернаторскому лобби, то все труды Козака пойдут насмарку. Конечно, близкий соратник президента сейчас далеко, и вполне возможно, заступиться за свое детище ему недосуг.

Активность же Шаймиева и Рахимова вызвана тем, что близится срок, когда они вынуждены будут выпустить из своих рук значительную часть власти - в их республиках главы городов и районов по-прежнему назначаются, и расставаться с этой привилегией ой как не хочется. Поэтому слова татарстанского президента в защиту своего парламента от возможного роспуска, не следует понимать буквально. Говоря об одном, он может иметь в виду совсем другое.

Судя по выступлениям и Кириенко, и других чиновников, большинству губернаторов обещано переназначение - эдакая морковка, должная послужить утешительным призом. Но какой тогда смысл в новациях? Вспомним, что реформа Совета Федерации была проведена в значительно более короткие сроки. У Путина впереди осталось только 3,5 года. За это время он не успеет поменять большинство губернаторов. А время не ждет.

Тем не менее, обсуждение в ЗАКСах имело свой плюс. Стали видны слабые стороны законопроекта - могут ли быть выборы без выбора? Не перекладывается ли ответственность в случае неудачного кадрового решения на региональное собрание? Какова роль общественности в вопросе предложения возможных кандидатур? Непонятно откуда берется кандидат вообще?

Вполне возможно, что все произойдет, как и в случае с реформой Совета Федерации. Будут учтены лишь мелкие поправки, не меняющие сути. От вызывающего больше всего споров права роспуска заксобраний, Кремль не готов отказываться в принципе. Гадать же о том, произойдет ли затем массовая "добровольная" отставка губернаторов, еще преждевременно.

03 ноября 2004
http://www.novopol.ru/article806.html
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован