09 октября 2006
3345

Максим АРТЕМЬЕВ. Путин распорядился прекратить базар

Президент Владимир Путин на волне противостояния с Грузией объявил о двух кардинальных мерах, которые уже, судя по замерам социологов, принесли ему рост популярности на 7-8 %. Во-первых, речь идет о "зачистках" рынков от этнических мафий (если называть вещи своими именами). Во-вторых, о закрытии казино и локализации азартного бизнеса в четырех "резервациях" - двух в Европейской части России, и по одному в Сибири и на Дальнем Востоке. Оба решения весьма революционны и крайне популярны у народа.

Итак, что же означает намечаемое и поспешное наступление на рынки и казино?

В том, что оно проводится буквально в пожарном порядке, нет никаких сомнений.

Городские рынки давно уже перешли под контроль этнических группировок
Не успели правоохранительные органы провести рейды по столичным игровым центрам, как президент уже передает в Госдуму проект соответствующего закона.

Как два года назад, когда трагедия в Беслане послужила поводом для радикальной реформы управлениях в регионах, так и сегодня напряженность в отношениях с Грузией и события в Кондопоге явились катализатором решений Кремля. Понятно, что атака на теневое присутствие грузинского капитала - лишь формальный предлог для широкомасштабной зачистки.

Начнем свой анализ с ситуации на розничных рынках. Последние пятнадцать лет они играли двоякую роль. С одной стороны, рынки являлись дешевой альтернативой более дорогим магазинам. Это что касается покупателей. Также они давали работу (продавцами, грузчиками, уборщиками, охранниками) миллионам людей. В период, когда заводы и НИИ закрывались, плодя безработицу, рынки спасали многих. Но обилие рынков на постсоветском пространстве - признак отсталости экономики. Сейчас, когда Россия вступает в новый период своего развития, их сохранение в прежнем виде и объеме объективно способствует консервации архаичных отношений в сфере торговли и услуг. Как говорили Черномырдин, "я за рынок, но не за базар". Так вот, сегодня государство выдвигает идею борьбы с базаром.

Но чем же плохи мелкорозничные рынки? Во-первых, там господствует черный нал. А там, где он крутится в большом количестве, всегда имеются такие явления как массовый уход от налогов, криминал, всяческие махинации. Во-вторых, городские рынки давно уже перешли под контроль этнических группировок, пусть не всегда криминальных, но всегда сплоченных по национальному или земляческому принципу, полностью непрозрачных и непроницаемых. Они подавляют всякую конкуренцию, диктуют цены, не пускают за прилавок местного товаропроизводителя. Роль администрации рынка часто ограничивается взиманием денег за торговое место. Как поступает товар, как он распределяется, каковы отношения между владельцем товара и продавцом, ее не интересует. На рынках господствуют сугубо неформальные, неписанные порядки, они представляют собой мир, находящийся вне контроля государства и закона.

В принципе крупные торговые сети давно уже должны были потеснить рынки, но в специфических российских условиях этого не происходит. И государство, видимо, решило ускорить этот процесс. Последние решения президента на руку именно сетевым магазинам, которые в свою очередь легче проконтролировать, взимать с них налоги, отслеживать - какой персонал в них занят.

Не последнюю роль играет и фактор межэтнических отношений. Когда покупателями являются малоимущие пенсионеры, бюджетники, иные малооплачиваемые слои коренного населения, а продавцами и владельцами торговых точек - приезжие, рост недовольства налицо. Если во Франции арабы и африканцы заняты на не престижных работах, то в России - наоборот. Наши жители вчерашних колоний занимают именно денежные и престижные места в торговле (таджики-дворники появились лишь недавно). Это сильно раздражает коренной этнос. Возникают всякие страхи и фобии - от бытовой ксенофобии до опасений потери культурной идентичности.

Вопрос о полезности иммигрантов давно обсуждается в науке, но так и не получил окончательного решения. Не стоит забывать, что приезжие ежедневно делают покупок в одной только Москве на сотни миллионов рублей - это и повседневное питание, и одежда с обувью, средства бытовой химии и гигиены, и разная мелочевка, оплата услуг связи и транспорта и т.д. А ничто так не стимулирует экономику, как рост потребительского спроса. Также этнические группировки и земляческие кланы выстроили эффективные, хорошо работающие системы закупок и сбыта товара. Недаром администрации рынка выгоднее и легче иметь дело с серьезными торговцами, которые заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, а не со старушкой, время от времени приходящей продать пучок лука.

Но с другой стороны, ко всем вышеотмеченным недостаткам рынков необходимо прибавить ненужное дублирование, монополизм и ценовой диктат, необходимость вводить в цену товара заработную плату для излишне большого числа посредников в сбытовой цепочке. Это происходит из-за большого количества земляков, каждому из которых надо дать возможность заработать себе на хлеб и на перевод домой. Тот объем, например, помидоров, который в крупной торговой сети обрабатывает, скажем, пять человек, на рынке обслуживает двадцать пять. Все-таки розничный рынок - достояние вчерашнего дня. На Западе они сохранились в довольно малом числе и в весьма специфическом качестве. Большую часть продуктов люди покупает в магазинах.

Первым следствием намеченных мер может стать ломка налаженных цепочек, и как следствие, - рост цен и сокращение ассортимента на рынках. Люди волей-неволей потянутся в супермаркеты. В идеале, рынки должны занять узкий сегмент рынка, извиняемся за каламбур, как место, где фермеры, владельцы приусадебных участков и дач при желании могли бы реализовать излишек продукции. Плюс - торговля специфическим товаром - антиквариат, "секонд-хенд", рынки филателистов, нумизматов, домашней живности и т.д. То есть как в Европе, где блошиные и прочие рынки, безусловно, имеются, но не занимают такого места как у нас.

Непонятна, правда, в таком случае судьба мигрантов. Что будут делать они, лишившись рабочих мест? Реально ли депортировать их всех на родину? Мировой опыт показывает, что сделать это в демократическом государстве крайне тяжело. В начале 80-х годов подобную попытку сделала Нигерия, когда, войдя в кризис из-за падения цен на нефть, она выслала из страны 2,5 миллиона иностранных рабочих. Это привело к серьезному конфликту с соседями.

Грузины, против которых сегодня формально направлено острие удара, составляют ничтожный процент торгующих на рынках или занятых в строительстве. Изгнание миллионов таджиков, узбеков, киргизов, молдаван, украинцев будет означать резкое ухудшение отношений с их государствами. Вполне вероятно, что лишившись трудовых мест на рынках, мигранты, будучи гибкой рабочей силой, вольются в иные сферы экономики и никуда не денутся.

Впрочем, посмотрим - удастся ли "зачистка" рынков или все так и ограничится грозными заявлениями.

Другим направлением удара стал игорный бизнес. Выросшие за последние десять лет как грибы казино, игровые автоматы и залы, стали приметой времени - азартного и скоропалительного, когда состояния создавались и проматывались в кратчайшие сроки. Неудивительно, что параллельно с их ростом, усиливалось негодование общественности. Кого-то не устраивала показная роскошь и "безнравственность", кого-то - лавинообразное увеличение числа жертв игромании. Власти обеспокоены уходом от налогов и сосредоточением криминала вокруг казино.

Дыры в законе сделали азартный бизнес одним из самых популярных способов быстрого зарабатывания денег. Тут не требовалось ни маркетинга, ни особых первоначальных инвестиций, ни многочисленного персонала. Купил себе слот-машину, поставил ее в людном месте - и доход тебе обеспечен. Требовалось лишь договориться с чиновниками и криминалом. В какой-то период пресловутые "ромашки" и прочие автоматы находились чуть ли не в каждом магазине, мешая покупателям. Постепенно государство суживало возможности игрового бизнеса, ликвидируя очевидные перекосы. Теперь, по его мнению, настало время для кардинального решения проблемы. Все казино выводятся в четыре специальные зоны за пределы городов. Предполагается, что таким образом, возникнут четыре новых города в чистом поле.

Что ж, цели правительства вполне очевидны - взять под контроль отрасль, в которой крутятся сотни миллионов долларов, вывести ее из-под контроля криминала, наладить поступление налогов, а также стимулировать развитие неких отдаленных территорий, которым выпадет счастье принять у себя российские Лас Вегасы. Мы не случайно упомянули об этом американском "городе греха". В мире игорный бизнес сосредоточен в географическом смысле очень узко. Так, в США до последнего времени это были Лас Вегас и Атланик Сити, в Азии - Макао, в Европе - Монако. Где-то такая ситуация сложилась исторически, где-то - благодаря законам, которые искусственно ограничивали распространение азартного бизнеса.

Несмотря на то, что игорные столы, рулетка, слот-машины - не нефть или газ, они способны стать локомотивами серьезного развития. Именно игровой бизнес создал в безлюдной пустыне огромный город Лас Вегас. Первые инвестиции в него сделали американские мафиози, и лишь потом туда пришел уже цивилизованный бизнес. Так что, в этом смысле, Россия не изобретает велосипед. Главное, чтобы популизм не восторжествовал над экономической целесообразностью, а коррупция не разрушила благие начинания.


09 октября 2006
http://www.novopol.ru/article12144.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован