20 сентября 2004
2598

Максим Дианов: Региональные элиты будут торговаться с Центром

Main 1095258486
Когда страна находится в состоянии кризиса или войны, тем более, если это происходит одновременно, есть только один исторически проверенный выход - усиление исполнительной власти. Поэтому решения, которые принял Президент 13 сентября, совершенно логичны. Мобилизационные мероприятия в таких ситуациях приняты.

Проекты, предусматривающие назначение глав регионов из Центра и пропорциональную систему на выборах в Думу, появились не сегодня. Эксперты разрабатывали такие модели последние полтора года. Первые документы по этой реформе появились в марте-апреле 2004 года. На какое-то время они были заморожены и сейчас вновь стали востребованными. В первую очередь потому, что сейчас реформа не вызовет бурных протестов. По оценкам социологов, около 80% населения готовы поступиться личной свободой ради обеспечения безопасности...:

Однако в предложенной Президентом модели некоторые ключевые вопросы пока совершенно не проработаны. Допустим, Президент представил местному законодательному собранию нового губернатора, депутаты проголосовали `за`. На кого будет ориентироваться в своей политике губернатор, - на Президента, который его назначил, или на население, которое избрало проголосовавших за него депутатов? Между избранными снизу законодательными собраниями регионов и назначенными сверху губернаторами - фактически, представителями федеральной власти, - возникнут противоречия. Прежде всего, по вопросам бюджета.

Очевидно, политтехнологии при новой модели никуда не исчезнут. Деньги теперь будут тратиться на то, чтобы избрать Законодательное собрание, которое контролируется группой местных элит. И тогда они будут торговаться с Центром - выбирать того или иного губернатора или нет.

Пока непонятно, что имеется в виду под Общественной палатой. Президент предложил эту структуру как элемент контроля за силовыми органами. Борис Грызлов пояснил, что часть Общественной палаты будет формироваться, либо из экспертных советов при Думе, думских комитетах, или при председателе Думы. В таком случае речь идет фактически о создании третьей палаты парламента, и совершенно непонятно, какие у нее будут права. Стоит учесть, что сейчас, по ныне действующему закону, министерства - в том числе силовые - обязаны отвечать на депутатские запросы, однако делают это далеко не всегда.

Самая опасная проблема может возникнуть при введении новой системы на Северном Кавказе. Это не просто многонациональный регион. Там есть так называемые двухтитульные республики - Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, есть Дагестан, где ни одна национальность не составляет абсолютного большинства.

Даже подумать страшно, кто должен такой республикой руководить. Можно назначить какого угодно талантливого и профессионального президента республики, но в случае первого же кризиса голос снизу будет такой: `Вы нам его навязали, значит, вы виноваты в том, что это случилось`. И нельзя будет ответить: `Вы сами его выбрали`.

Скорее всего, путинская реформа в краткосрочном плане сработает, кризис будет преодолен. Но систему антикризисного управления нельзя применять слишком долго. Советская система военной экономики 1940-х годов справилась с главной задачей - обеспечением армии оружием. Но эта же экономическая система, работавшая практически до середины 1960-х годов, довела страну до порога банкротства, которое задержали только высокие цены на нефть.

Автор - генеральный директор Института региональных проблем (Москва)

15 сентября 2004


ЮФО.руhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован