25 июля 2006
2939

Максим НОГОТКОВ: КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОН В 20 ЛЕТ

Бизнес Максима Ноготкова, владельца сети центров мобильной связи "Связной", одной из крупнейших в стране, - классическое воплощение в России технологии start up. Он начинался "с нуля" и очень быстро стал приносить баснословные доходы. Свою компанию Максим организовал, когда ему было 18 лет, а свой первый миллион заработал в 20. В 2005 году оборот группы компаний "Связной" достиг $1 млрд, и Максим занял вторую строчку в списке самых молодых миллиардеров России, составленном журналом "Финанс". Каждый владелец мобильного телефона в стране знает, что именно в "Связном" продаются "взрослые игрушки" и "доступные топ-модели". Сочетая в своей жизни несочетаемое, он любит свою работу, философские романы Милана Кундеры и путешествия на джипе по африканскому вельду.



- Максим, какие основные черты вашего характера?

- Если берусь за какое-то дело, должен сделать только хорошо. Просто не умею халтурить. Пока не стал заниматься бизнесом, был отличником в школе. Основной стимул движения - постоянное внутреннее недовольство, желание что-то совершенствовать в себе и вокруг, не останавливаться на достигнутом. Думаю, это от родителей - они в свое время были медалистами.

- Что стало, на ваш взгляд, залогом вашего быстрого успеха?

- Умение чувствовать: в чем есть потребность сегодня, какой она будет завтра. Способность заражать и объединять людей своими идеями. Развиваться, впитывать новое. Я всегда чувствовал в себе задатки лидера.

- Кто такой лидер в вашем понимании?

- Человек, в котором есть огонь, энергия. Тот, кто может загореться идеей и зажечь других. Только такой человек может сделать в бизнесе большой прорыв.

- Принято считать, что для хорошего бизнеса нужна большая подготовительная работа с информацией, планирование, инвестиции?

- С информацией хорошо умеют работать аналитики, но они не являются лидерами. Все это становится важным только после того, когда появляется живая идея и желание ее осуществлять.

- Насколько деньги для вас серьезная мотивация?

- В начале пути - была очень серьезная. Хотелось, чтобы они у меня водились в достаточном количестве. Я ведь не из семьи миллионеров. Но уже тогда я не ставил себе цели заработать на квартиру или машину. Долгое время мои машины были ниже классом, чем у моих сотрудников.

- А каково теперь ваше восприятие достатка?

- Наступает момент, когда ты имеешь больше, чем тебе необходимо. И тогда ты задумываешься: "А дальше - зачем?". Уже в 1997 году деньги для меня отошли на второй план и стали средством для того, чтобы сделать что-то настоящее, полезное на перспективу. Мне было интересно строить бизнес подобно тому, как хороший строитель возводит дом.

- Как же начиналась карьера простого российского миллионера?

- Бизнесом я начал заниматься в 9-м классе: копировал и продавал по объявлению компьютерные программы. Вскоре возникла более интересная идея. Тогда очень популярными были АОНы - телефоны с определителем номера. На Митинском радиорынке можно было купить оптом несколько таких телефонов за 3800 рублей, а потом продать в розницу за 4500. Первым делом я перепродал телефон своего друга, по договоренности с ним несколько раз "прокрутил" выручку. А затем закупил комплектующие и корпуса, нанял специалистов с радиозавода - и стал продавать телефоны уже собственного производства, по 20-30, а потом и по 50 штук в месяц.

- Почти как в хрестоматийном рассказе о карьере американского миллионера: купил на доллар яблок, помыл их, продал за два доллара...

- Что-то вроде этого. Никаких инвестиций моему вниманию тогда точно не предлагалось. Когда я стал студентом МГТУ им. Баумана, торговля сильно расширилась. Вечерами закупали в оптовых компаниях калькуляторы, аудиотехнику, радиотелефоны, наушники, а по выходным продавали на радиорынках. Но со временем учеба и бизнес стали сильно мешать друг другу. Пришлось отказаться от карьеры программиста, бросив институт.

- Сейчас не жалеете об этом?

- Это не для меня. Очень замкнутая профессия: общаешься больше всего с компьютером и сам с собой.

- Мелкий бизнес можно развивать и без всяких инвестиций. Но как можно организовать "с нуля" серьезную компанию?

- Не совсем "с нуля": к тому времени у меня было несколько торговых точек на "Горбушке" и в Митино. В 1995-м мне было 18 лет. Зарегистрировав компанию "Максус", мы с приятелями арендовали 20-метровый офис на одном из заводов и начали работать. В том же году компания вышла на оборот в миллион долларов и на протяжении последующих 10 лет ежегодно удваивала оборот.

- За счет чего вам удавалось все время развиваться такими темпами?

- Прежде всего за счет правильного выбора рынка в правильное время. Мы каждый раз осваивали рыночную нишу с хорошими перспективами и невысокой конкуренцией, основательно в ней закреплялись, а потом постепенно переходили на соседние. Сначала это были калькуляторы и карманные аудиоплееры. После августа 1998 года занялись радиотелефонами стандарта DECT, затем - мобильными. А когда почувствовали границы оптового рынка, вышли на розничный. Сейчас, запустив проект "Связной 3", мы осваиваем очередной новый для нас рынок - цифровых фотоаппаратов, GPS-навигаторов и карманных компьютеров.

- Почему же вы все-таки выбрали именно мобильную розницу?

- К 2000 году активнее всего развивались не оптовые фирмы, а те розничные сети, которые имели прямые поставки от производителя. Этим преимуществом мы тогда располагали. Обширная сеть региональных дистрибьюторов "Максуса" позволяла компании рассчитывать на большие уступки со стороны мировых "телефонистов". Тем более что цены на аппараты к тому времени заметно снизились, товар стал массовым. Обнадеживало и то, что его основной потребитель - молодежь.

- Какие сложности вам предстояло решить для дальнейшего развития бизнеса?

- Пришлось играть по новым правилам: в оптовом бизнесе все решает цена, а в розничном есть еще множество других факторов, влияющих на клиента: брэнд, уровень сервиса, хороший маркетинг, массированная реклама. И мы стали работать над созданием брэнда единой сети. К концу года создали единый стандарт "Связного", который распространили на две вновь приобретенные нами в Москве сети, состоящие из нескольких магазинов. Провели грандиозную рекламную компанию "Взрослые игрушки", на которую потратили $1 млн. Наша торговая марка повсюду стала узнаваемой, продажи резко пошли вверх. К концу 2005 года розничная сеть "Связной" состояла уже из 850 центров мобильной связи в 170 городах Российской Федерации.

- По какому принципу вы выбираете людей для своей компании? Насколько для вас важно найти соратников, единомышленников, которым можно доверять?

- Поначалу это просто были мои сокурсники, которые очень хотели что-то делать вместе со мной. О доверии не приходилось задумываться: все деловые и человеческие качества были на виду. В дальнейшем мы старались собрать в компании энергичных людей, способных на самоотдачу, которых не нужно специально стимулировать. Сейчас у нас вполне открытая фирма, в которой нет жесткой иерархии и подковерных интриг. Я прикладываю большие усилия, чтобы люди у нас были честны по отношению друг к другу и не боялись высказывать свое мнение ни о коллегах по работе, ни о самой компании.

- А вам как руководителю люди доверяют?

- Доверие возникает всегда, когда видят, что дело развивается, а обещания выполняются.

- Когда бизнес растет такими темпами, контролировать весь процесс становится невозможно. Возрастает число людей, влияющих на результат. Что должен делать предприниматель в этом случае?

- Нужно научиться передавать свои знания другим. Чем больше компания становится, тем больше в ней должно быть талантливых сотрудников. И задача крупной организации наладить их обучение у тех, кто уже многое умеет. Наилучшим образом люди перенимают все в процессе работы в команде.

- Хватает ли у вас времени на осуществление личных планов?

- В смысле, куда поехать, что почитать, что буду делать в выходные - их просто нет. "Связной" занимает большую часть моей жизни.

- А каковы планы компании?

- Мне не хотелось бы об этом заранее говорить. Ясно одно: мы будем развиваться дальше. То, что не развивается, умирает. Или ты идешь вверх, или катишься вниз - других вариантов нет.



http://www.vacansia.ru/inform/5/365.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован