24 декабря 2003
2921

Максим Ноготков: ` Я не менеджер, я - предприниматель`

С некоторых пор магазины под вывеской "Связной" встречаются в Москве на каждом шагу. А ведь два года назад бренда "Связной" вообще не существовало. Не существовало бы и сегодня, если бы не Максим Ноготков - Президент компании "Максус". Максиму 26 лет, он начал заниматься предпринимательством уже в 14 лет, в 18 создал собственную компанию, а в 24 придумал "Связной".
С некоторых пор магазины под вывеской "Связной" встречаются в Москве на каждом шагу. А ведь два года назад бренда "Связной" вообще не существовало. Не существовало бы и сегодня, если бы не Максим Ноготков - Президент компании "Максус". Максиму 26 лет, он начал заниматься предпринимательством уже в 14 лет, в 18 создал собственную компанию, а в 24 придумал "Связной". Специально для молодых предпринимателей Максим Ноготков дал интервью газете "@кция".


@: Максим, где Вы учились и чем увлекались в детстве?
М.Н.: Я родился и учился в Москве, поменял несколько школ. После 9 класса пошел в школу при МГТУ им. Баумана, куда потом и поступил на факультет информатики и систем управления. Я любил математику, а еще больше любил программирование - начал писать программы еще с 12 лет. У меня дома был тогда маленький компьютер, с черно-белым монитором и совокупной памятью 64 килобайта.


@: Вы хорошо учились?
М.Н.: В школе учился хорошо, был почти отличником, в институте - не очень. Дело в том, что уже в школе я начал заниматься бизнесом. Мне было тогда 14 лет. Сначала я копировал программы и продавал через объявления, которые развешивал по Москве.


@: Как получилось, что Вы так рано занялись предпринимательством?
М.Н.: Было интересно и хотелось самостоятельности. Денег родители особо не давали, да у них их и не было.


@: И долго Вы продавали программы?
М.Н.: Где-то полгода. Потом я начал продавать телефоны. Тогда очень популярными были телефоны с определителем номера. Я заметил простую вещь, что можно было на Митинском радиорынке купить много таких телефонов по 3800 рублей, а потом продать их уже по 4500 по одному. На тот момент сумма в 3800 рублей была относительно внушительной, и у меня ее не было. Родители денег не дали - не поверили. Первый телефон, который я перепродал, был не мой, а моего друга. По договоренности я оставил эти деньги себе на 2 недели, за это время их несколько раз прокрутил - так все и началось. Размещал объявления в газете "Из рук в руки", иногда ездил эти телефоны устанавливать.
Потом я решил, что выгоднее покупать детали, нанимать людей, которые тогда без дела сидели на электронных заводах, и получать на выходе готовые телефоны, после чего их продавать - так было прибыльнее. Производил я где-то 20-30 телефонов в месяц. И так это продолжалось до моего поступления в институт, до лета 1993-го. К тому времени и спрос на телефоны резко упал.
Потом я пытался продавать калькуляторы на ярмарке "Коньково". Каждый день все лето работал: вечером покупал, утром продавал. Потом когда началась учеба в институте, от ежедневной работы пришлось отказаться, но я работал по выходным.


@: Как удавалось совмещать работу и предпринимательскую деятельность?
М.Н.: На первом курсе совмещать как-то удавалось, но постепенно бизнес разрастался - появилось уже несколько точек, я нанял своих же сокурсников на работу. В 1994 году мы начали продавать радиотелефоны и аудиоплееры, потом стали заниматься оптовой торговлей.
В 1995 году начались проблемы в институте, я просто не успевал делать и то, и другое. Закончилось все тем, что я после второго курса взял академический отпуск. На тот момент мне уже расхотелось быть программистом. Я зарабатывал по 10 тыс. долларов в месяц, это была большая сумма денег, тем более что мне было всего 18 лет.
Так, 9 октября 1995 года была зарегистрирована компания "Максус" (производная от моего имени), на каком-то заводе мы сняли небольшой офис - около 20 кв. м. У нас было несколько торговых точек, но основная деятельность сводилась к оптовой торговле на радиорынках и через офис. Торговали аудиоплеерами, техникой и телефонами, при этом покупали крупным оптом - продавали мелким.


@: Учиться вернулись?
М.Н.: Нет, не вернулся. Один раз продлил академический отпуск, но в итоге не вернулся. Уже было не интересно. Позже пошел учиться на MBA в Плехановской академии ("Мирбис"), проучился там 2 года.


@: Когда и почему Вы начали заниматься мобильными телефонами?
М.Н.: Радиотелефоны, плееры мы продавали до 2000 года. К тому моменту у нас уже были контракты с производителями - Sony, Panasonic, Siemens и другими, мы даже были крупнейшими в России импортерами телефонов Siemens.
Мобильными телефонами стали заниматься в 2000 году. Тогда мобильная связь стала более массовым продуктом. Помню, свой первый мобильный телефон я купил в 1996 году в офисе МТС за 2000 долларов (!). А тогда мобильными телефонами уже стали торговать на рынках, цена понизилась до 300-200 долларов.
У нас уже были прямые контракты с производителями Sony, Siemens. Мы достаточно быстро получили контракты также с Ericsson, Motorola, Samsung. И начали торговать оптом, довольно быстро заняли 10% рынка и 1-е место по объемам оптовой торговли мобильными телефонами в России.


@: Как зародилась идея розничной сети?
М.Н.: Летом 2001 года мы приняли решение о создании собственной розницы. Это было, несомненно, перспективно. Стали развиваться розничные сети, которые уже заключали контракты напрямую с производителями, и рынок оптовой торговли рано или поздно стал бы падать. К тому же, в оптовом бизнесе все решает цена, а в розничном есть еще множество факторов, влияющих на клиента: бренд, уровень сервиса и т.д. Это намного интереснее.


@: Почему именно "Связной", а не "Максус"?
М.Н.: Хотелось сделать что-то яркое, ассоциативное. "Максус" был оптовой компанией, и название не было широко известным. Я решил, что "Связной" будет лучше. Хотя мы проводили фокус-группы, и самым выигрышным вариантом был "Максус", но он был в то же время и самым нейтральным, а "Связной" - вызывал яркую реакцию, но ассоциации были не те. Мы решили, что сможем изменить ассоциации людей с помощью современного логотипа и яркой рекламной кампании.


@: Что было самым сложным, когда запускали розничную сеть?
М.Н.: Самым сложным было смириться с убытками. Мы начали проект в 2001 году, в течение 2002 года мы переделывали вывески, открывали новые магазины. Официально мы запустили проект 23 апреля 2002 года. Проект был планово убыточным до декабря 2002 года. У нас не было опыта в этом бизнесе, пару магазинов мы открыли не там, где нужно, у нас не было рекламной кампании, продажи были плохие. В итоге до ноября-декабря 2002 года, пока не вышла наша первая рекламная кампания "Взрослые игрушки", у нас все магазины работали в минус. Но у нас был "жировой запас", и мы надеялись, что у нас получится. И получилось.


@: Сколько сейчас магазинов в сети?
М.Н.: Всего 210 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.


@: А сколько сейчас в компании сотрудников, и каковы перспективы для молодых специалистов?
М.Н.: У нас работает более 2,5 тысячи человек. Мы постоянно набираем молодых специалистов, выпускников и даже студентов, так как стараемся, чтобы люди росли внутри компании. Как показывает практика, грамотный молодой специалист у нас может вырасти с начальной позиции до позиции руководителя филиала за 2 года. Пример - наш руководитель филиала в Санкт-Петербурге, ему 24 года. Да у нас вообще молодая компания. Костяк компании составляют люди - мои ровесники - 26-27 лет.


@: Вы читаете книги по бизнесу?
М.Н.: Когда учился - читал, сейчас времени особо нет - читаю в основном периодику.
А вообще бизнес-литература, конечно, помогает, потому что расширяет кругозор. Я когда занимался телефонами и плеерами, взгляд был сужен до рынка электроники и конкретных торговых центров. Когда ты получаешь образование, то у тебя выстраивается некая общая картина экономики, и это очень полезно.


@: Многие руководители сегодня едут за границу получать Executive MBA. Нет ли у Вас такого желания? Насколько это вообще нужно?
М.Н.: Executive MBA нужен для менеджеров. Я не считаю себя менеджером, я считаю себя предпринимателем. А научить предпринимательству, на мой взгляд, сложно. Хотя я бы с удовольствием учился, но приходится делать выбор. Я учусь работая, учусь ежедневно на встречах с партнерами, с клиентами. Я учусь на своем и чужом опыте.


@: Вы всегда работали на себя, не было ли желания пойти работать, к примеру, в какую-нибудь большую компанию?
М.Н.: У меня никогда не было цели пойти и найти работу. Я никогда не рассылал резюме, у меня даже никогда не было резюме. Я не понимал, зачем мне искать работу, когда знал, что деньги могу заработать самостоятельно.


@: Что Вы могли бы посоветовать молодым предпринимателям?
М.Н.: Для предпринимательства нужен талант. Кому-то это дано, другим - нет. У каждого свой талант: у кого-то управленческий, у кого-то предпринимательский, у кого-то творческий, у кого-то спортивный и т.д. Развивать нужно то, что у тебя есть, а не стараться сделать из художника предпринимателя.
А тем, у кого есть управленческий или предпринимательский талант, могу посоветовать только одного - упорства. Должна быть цель и нужно к ней идти. Главное - определенное внутреннее желание что-то сделать, а если человек при каких-то неудачах отступает, то у него ничего не получится.


@: Какие у Вас планы на будущее?
М.Н.: Планируем построить сеть "Связной" по всей России и сохранить лидирующую позицию на рынке мобильной связи. В 2004 году постараемся удвоить количество магазинов. А вообще у меня есть желание делать то, что мне интересно. Я делаю "Связной" не для того, чтобы стать богатым или известным. Мне интересно построить что-то новое и полезное.
И я не считаю "Связной" проектом всей своей жизни. Через 3-4 года мы будем делать уже что-то новое. Я всегда буду что-то создавать

http://career.akzia.ru/school/24-12-2003/89.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован