18 февраля 2009
2649

Максим Венгеров забросил скрипку

21 февраля скрипач Максим Венгеров выступит в Большом зале московской консерватории как дирижер. Он даст концерт с камерным оркестром "Виртуозы Москвы" в рамках программы, посвященной 30-летию этого коллектива.

Прошло уже несколько лет с тех пор, как один из лучших музыкантов современности сменил смычок скрипача на дирижерскую палочку. В программе концерта - только классика: серенада для струнного оркестра Чайковского, концерт N 9 для фортепиано с оркестром Моцарта и Третья (Шотландская) симфония Мендельсона. В понедельник, 23 февраля, музыканты сыграют ту же программу в Санкт-Петербурге, в Концертном зале Мариинского театра. Накануне его приезда в Москву с Максимом Венгеровым побеседовала корреспондент "Газеты" Ольга Романцова.

- Максим, что вы делаете в Израиле?

- Я приехал сюда дать мастер-класс в своей музыкальной школе для одаренных детей. В ней занимаются 80 учеников от 4 до 12 лет, в основном дети из семей, живущих за чертой бедности, у которых нет другой возможности учиться музыке. Кстати, многие - дети выходцев из бывшего СССР. Этот проект возник два года назад как мирная альтернатива войне с Ливаном.

- В этой школе учатся только скрипачи?

- Детей учат играть на скрипке, виолончели, рояле и гитаре. Кроме того, в школе есть педагоги по вокалу и танцам. Наши дети учатся играть сразу на нескольких инструментах, некоторые еще поют и танцуют.

У меня есть еще один проект в Южной Африке, который называется MIaGI (Music Is a Great Investment). Уже заложен первый камень школы для детей из бедных семей в Суэто, в ней будут учиться и чернокожие, и белые дети.

Я считаю, что музыка, особенно в наше тяжелое время, помогает объединить людей разных национальностей.

- Почему вы вдруг решили заняться дирижированием?

- Вдруг? Я сказал, что хочу дирижировать оркестром, еще в трехлетнем возрасте! Хотите, расскажу, как это было? Как-то папа, игравший на гобое в симфоническом оркестре Новосибирской филармонии, взял меня с собой на репетицию. Я смирно сидел в первом ряду, внимательно наблюдая, как репетирует Арнольд Кац, руководивший тогда оркестром. А в перерыве встал, подошел к нему и сказал: "Хочу быть таким, как ты". Мне так понравилось все, что он делает!

- И что же вам ответил Кац?

- Он мне очень серьезно сказал: "Ты не можешь сразу стать дирижером, сначала надо научиться играть на каком-нибудь инструменте. Например, на гобое. Научишься на нем играть - и заменишь своего папу, он мне уже так надоел". А я ему ответил: "На гобое играть не буду, потому что меня никто не увидит. Я буду играть на скрипочке". Так я случайно стал скрипачом.

- А если говорить серьезно?

- Я много играл на скрипке, и мне стало тесно в ее четырех струнах. Стал расширять свои музыкальные горизонты: играл на барочной скрипке, на альте, интересовался рок-музыкой (в умеренных дозах, конечно). Композитор Веньямин Юсупов написал для меня концерт, в котором я играл на альте, импровизировал в стиле рок на электрической скрипке и танцевал танго. В 26 лет начал учиться дирижированию у замечательного педагога Вага Папяна. Дирижировал камерными составами и даже симфоническими оркестрами.

А в одно прекрасное утро проснулся и подумал, что больше не хочу играть на скрипке. Мне было тогда 33 года. Конечно, публика привыкла ко мне как к скрипачу, но нужно развиваться дальше, а дирижирование - это новая ступень. Хочется дирижировать на таком же уровне, как я играю на скрипке.

Но, как говорится, за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Нужно на чем-то сконцентрироваться. Теперь занимаюсь дирижированием, а скрипка отдыхает. Надеюсь, что со временем смогу соединять обе эти профессии.

- Вы волновались, когда дирижировали впервые?

- Я чувствовал себя как на экзамене по вождению автомобиля. Уроков получил немало, могу управлять оркестром и музицировать вместе с ним, но это так непривычно.

- "Аварии" бывали?

- Бывали, ну и что? Не ошибаются только мертвые. Но если дирижер знает, чего он хочет, оркестр это чувствует. И все проблемы решаются естественным путем.

- У вас есть смычок, который принадлежал скрипачу Якову Хейфецу. Дирижерскую палочку вы тоже от кого-то унаследовали?

- Нет, у меня новые дирижерские палочки, их сделали специально по моему заказу. Одни палочки из дерева, другие из пластика, есть палочки полегче или потяжелее, длиннее или короче. Палочка для дирижера в каком-то смысле - как смычок для скрипача. Обычно я исполнял музыку Моцарта, Баха или Чайковского разными смычками.

- А партитуры возите с собой?

- Конечно. Собираясь куда-нибудь поехать, я кладу партитуру в машину и занимаюсь, если выдается свободная минута. Это все равно что книгу читать. Иногда перед концертом засыпаю, положив партитуру на стол у кровати, и она отдыхает рядом со мной.

- Где сейчас ваш дом?

- В Израиле у меня - летний дом, в Швейцарии живут мои родители, а мое место жительства - Монако.

- На какой машине вы сейчас ездите?

- У меня прекрасный спортивный Lexus с откидным верхом.

- По-прежнему любите высокие скорости?

- Бывает, хотя по-настоящему разогнаться можно только в Германии на некоторых автобанах: там встречаются участки дороги, где можно не смотреть на спидометр.

- Вы впервые будете играть с камерным оркестром "Виртуозы Москвы"?

- Да, это наш первый совместный опыт. Я не раз слышал о "Виртуозах" не только в России, но и на Западе. Замечательный коллектив, и в его манере исполнения чувствуется энергия маэстро Спивакова.

- На сколько лет вперед расписан график концертов, на которых вы будете дирижировать оркестрами?

- График концертов на 2011 год постепенно заполняется, многие уже интересуются моими планами на 2012 год.

- А танго танцуете?

- Пока нет: слишком много внимания отнимает дирижирование. Но мечтаю снова вернуться к танго.

GZT - "Газета"
18.02.2009

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован