04 марта 2008
1702

Максим Викторов: Антикварную скрипку в шкафу не спрячешь - эксперт

На лондонских торгах аукциона "Сотбис", которые пройдут 11 марта, будет представлена великолепная коллекция музыкальных инструментов, сообщил в интервью РИА Новости российский собиратель старинных скрипок Максим Викторов.

"Лучшие антикварные инструменты редко появляются на публике, они либо перепродаются внутри узкого круга ценителей, либо "уходят" на закрытых торгах. Но на эти торги выставлена очень хорошая коллекция скрипок знаменитого собирателя музыкальных инструментов Альберта Купера", - сказал Викторов.

По его словам, на торгах будет представлено более 300 лотов - и среди них есть настоящие шедевры. "Лично я в восторге от смычков и замечательной скрипки Алессандро Гальяно 1720 года. Интересно, что Гальяно научился делать скрипки, когда был вынужден скрываться от преследователей в лесах", - отметил он.

Викторов недавно приобрел на "Сотбис" уникальную скрипку "Экс-Вьетан" Гварнери дель Джезу, изготовленную в 1741 году. Хотя сам владелец сумму покупки предпочитает не разглашать, эксперты оценивают ее значительно дороже скрипки Страдивари, которую в 2006 году на аукционе "Сотбис" в Нью-Йорке продали за 3,5 миллиона долларов. По оценкам, инструмент, приобретенный Викторовым, стоит порядка шести миллионов долларов.

Его предыдущей громкой покупкой стала скрипка Карло Бергонци "Экс-Паганини" (1720 год), которую он приобрел в 2005 году на аукционе "Сотбис" за один миллион долларов.

Антиквариат для избранных

По словам Викторова, настоящий коллекционер антикварных музыкальных инструментов, в отличие от собирателя живописи, должен быть фанатом. Поэтому, при жизни коллекционера, шедевры коллекции крайне редко попадают на рынок. "В случае с Альбертом Купером часть собрания распродает его фонд, чтобы помочь молодым музыкантам", - рассказал он.

Он отметил, что если действительно ценные инструменты все же попадают на аукционы, то торги практически никогда не бывают открытыми: "Никому не надо, чтобы Гварнери, который стоит шесть миллионов долларов, ушел за четыре миллиона из-за того, что коллекционер-ценитель не смог приехать для участия в торгах. Поэтому, при появлении на аукционе редкого инструмента, информацию о нем получает только круг избранных лиц", - пояснил он.

Викторов рассказал, что купил скрипку "Экс-Вьетан", на которой играл знаменитый бельгийский композитор Анри Вьетан, именно на закрытых торгах. "Глава отдела музыкальных инструментов "Сотбис" Тим Инглз - человек, влюбленный в свое дело и большой специалист - прекрасно знал, что я мечтаю о скрипке дель Джезу 1738-1744 годов. Когда он услышал о продаже такой скрипки, то немедленно дал мне знать. И несмотря на большую сумму, я раздумывал не долго", - признался собеседник агентства.

Ни владельцы, выставляющие инструмент на продажу, ни работники аукционных домов, по словам Викторова, не заинтересованы в том, чтобы музыкальный антиквариат попал в "неправильные" руки.

Чтобы стать покупателем редкой скрипки не достаточно просто выложить большую сумму, как это бывает с большинством произведений искусства: "Человек должен понимать, с каким сокровищем имеет дело, и не только правильно ухаживать за скрипкой, но и давать возможность большим музыкантам играть на ней".

Скрипки, по убеждению Викторова, в отличие от живописных полотен и скульптур, нельзя просто запереть в комнате и любоваться в одиночку - антикварный инструмент живет только в руках музыканта.

Сам Викторов в 2002 году учредил Фонд скрипичного искусства, который проводит Международный конкурс скрипачей имени Никколо Паганини.

В ближайшее время коллекционер планирует дать возможность прозвучать своей новой скрипке. 22 марта в Большом зале Московской государственной консерватории скрипач и дирижер Пинхас Цукерман исполнит на скрипке Гварнери "Экс-Вьетан" произведения Иоганна Себастьяна Баха, Макса Бруха, Вольфганга Амадея Моцарта.

"Золотой век" скрипки

В мировой истории создания струнных смычковых инструментов было лишь три школы мастеров, которые создавали скрипки, виолончели и альты. Их творения всегда ценились на вес золота. Все они были итальянцами и жили в городе Кремона.

Мастера семьи Амати (Amati) творили с 1520 по 1740 годы. Основатель династии - Андреа Амати - считается создателем первых скрипок современного типа. Его сын - Николо Амати, внес в историю развития музыкальных инструментов не меньший, если не больший вклад, чем его отец. Он научил делать скрипки двух весьма одаренных юношей, которые стали великими мастерами.

Произведения одного из них - Антонио Страдивари (Stradivari) - отличаются необычайной чистотой звука. Первым бесспорным свидетельством того, что Страдивари проживал в Кремоне и занимался изготовлением струнных инструментов, является этикет, вклеенный в одну из первых его скрипок, датируемую 1666 годом. Всего же на счету Страдивари - 750 инструментов.

Инстументы Джузеппе дель Джезу, внука другого ученика Николо Амати - Андреа Гварнери (Guarnieri), обладают неповторимой теплотой звучания. Именно на скрипке Гварнери дель Джезу играл знаменитый Николо Паганини.

Кроме кремонской школы изготовлением скрипок прославилась и венецианская школа, представителями которой были Доменико Монтаньяна (Montagnana) и Санто Серафин (Seraphin).


04.03.2008

РИА "Новости"

Мария Ганиянц
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован