15 февраля 2007
2957

Марат Гельман: `Должно быть интересно, денежно и без криминала`


Марат Гельман - политтехнолог и менеджер от искусства - одна из самых противоречивых и мифологизированных фигур в Украине. Он умен, образован, в меру (или не в меру) циничен, не чурается самопиара. Несмотря на скандальность репутации, на вернисажах в его галерее не стало меньше аншлагов. Марат Гельман знает все как об искусстве, которое продается, так и о том, которое купить невозможно. Под знаменем его проекта "Россия-2" консолидируются серьезные интеллектуальные силы.

Его выставки современного искусства актуальны, как никакие другие.

Его коллекция украинских живописцев сейчас в самой моде. А его дневник в "Живом журнале" превратился в одно из самых интересных Интернет-СМИ.

СПРАВКА "ПЛ"

ГЕЛЬМАН Марат Александрович

Директор и владелец "Центра современного искусства" ("Галерея Гельмана", бывший совладелец Фонда эффективной политики (ФЭП), бывший заместитель гендиректора ОРТ.

Родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Сын советского драматурга Александра Гельмана ("Мы, нижеподписавшиеся...", "Премия" и др.). В 1983 году окончил Московский институт связи.

С 1983 по 1985 год работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа". В 1985 году работал инженером кишиневского НИИ методов неразрушающего контроля.

В 1985-1990 гг. - генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.

В 1990 году переехал в Москву и создал художественную "Галерею Гельмана".

С 1991 года занимается политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока "Поколения рубежа".

С июня 1995 по 2002 - совладелец АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП) (вместе с Г.Павловским). Попал в поэму Андрея Вознесенского "Компра" ("Пиковая дама явилась

к Гельману. Марату. Чтобы зарезать его в ванной. Достала кинжал. Но ванная не работала").

С 1997 года - соиздатель (вместе с Г.Павловским) ежемесячного публицистического журнала "Пушкин".

В 1999 г. был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.

С конца 2000 г. участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление "Медиасоюза"

и возглавил в нем в 2001 году гильдию Интернета.

В 2001 г. по приглашению С.Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву.

В мае 2002 г. отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики.

В июне 2002 г. был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ - руководителем аналитической дирекции телеканала.

В 2003 г. курировал - как считается, от Владислава Суркова, - проект "Родина".

16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО "Первый канал", заявив, что "Первый канал" и нынешняя власть больше не нуждаются в его "интеллектуальном обслуживании".

На президентских выборах на Украине в 2004 году участвовал как политтехнолог в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко ("Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением").

1 марта 2005 фракция "Родина" по инициативе Александра Чуева приняла заявление, в котором просила Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства "Россия-2", в частности, Гельмана. По мнению фракции, экспонировавшиеся на выставке так называемые "произведения искусства" носили явно оскорбительный характер не только для православных, но и для всех, кому дороги духовные ценности России".

Летом 2005 г. вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР; лидер - Владимир Кишенин).

Еще не так давно Марат Гельман работал заместителем гендиректора канала ОРТ, где обеспечивал идеологическую поддержку думских и президентских выборов. Затем совместно с Глебом Павловским работал в штабе Януковича. Сегодня он говорит, что больше не интересуется политикой, зато политика заинтересовалась им.

- Как вы оцениваете предвыборную "галерею", то бишь кампанию, в Украине? Вопрос к вам как человеку, продающему произведения искусства. Насколько это было талантливо или бездарно?

- Я бы сказал, что украинская "галерея" адекватна ситуации. Впрочем, как и российская. В России Парламент ничего не решает, и поэтому все наши политики либо андроиды, либо клоуны. В Украине "галерея" формировалась несколькими обстоятельствами, первое из которых - низкий порог прохождения (отсюда - разнообразие брэндов и возможность "региональных партий", "героев места"). Второе - реальные лоббистские возможности для "человека с мандатом" (отсюда - практически неразличимая грань между политиком и бизнесменом). И третье - молодость страны (в результате, входной билет в политику не дорог, а сама политика несколько вторична).

В целом получается все-таки не галерея, а театральная сцена. То есть, украинские политики (за исключением, может быть, Ющенко и Мороза) не являются носителями собственного мессиджа, они лишь актеры, играющие роли более или менее талантливо. Иногда получается интересно, так как режиссеров у спектакля несколько.

- В украинской кампании традиционно принимали участие российские технологи, однако на этот раз их присутствие на рынке было гораздо более сдержанным и латентным. Чем вызвана такая скромность?

- Ну, это общее место. Что касается меня, то я стал персонажем украинского фольклора и просто фактом своего присутствия мог бы нанести клиенту больше вреда, чем пользы своими разработками. Впрочем, это касается и прошлых выборов, в которых я принимал участие исключительно в качестве персонажа журналистских расследований, а не в качестве технолога. Известность политтехнологу противопоказана. Что касается Глеба Павловского, то его аффелированность с нашей Администрацией на прошлых выборах использовалась как элемент позиционирования Януковича. Сегодня, особенно после газового скандала, везде, кроме Крыма, такая связь с Россией во вред.

- Вы знаете этих латентно присутствующих технологов?

- Да, конечно.

- Российский политикум за последние годы (второй срок Путина) ощутимо изменился. Изменился ли украинский политикум? И какие качественные характеристики отличают его от российского?

- В России реальная политика осуществляется внутри президентского круга. И политическая борьба вся сконцентрирована в Кремле. У нас говорят о "борьбе башен Кремля друг с другом". Про изменения в украинском политикуме мне ничего не известно. С уходом Кучмы явно изменились "веса" отдельных политиков.

- Какова перспектива российско-украинских отношений в ближайшие три года?

- Я думаю (даже можно сказать, знаю), что все будет гораздо лучше, чем сейчас. Предыдущие годы Украина отдалялась от России уже потому, что надо было дать содержание слову "суверенное государство", и практические вопросы были на втором плане. Сегодня больше нет чисто политических мотивов удаляться (кроме внешних), начнет работать и экономическая прагматика, и территориальная близость, и новый политический расклад, в котором все политические партии, кроме "Нашей Украины", имеют закулисные отношения с нашей Администрацией.

- Рогозин ныне частый гость в Украине. Он здесь появляется, как летчик Рауль или продавец пылесосов из известного романа Грэма Грина. Как думаете, Юрий выполняет задание (и чье) или просто пылесосы продает - пиарится?

- У Мороза и Рогозина долгое время был один спонсор. Мороз, увы, пытался способствовать принятию "Родины" в Социнтерн, рискуя репутацией. Вообще Рогозин типологически скорее украинский политик-актер. Но, по-моему, заигравшийся и не заметивший, что декорации сменились.

- По слухам, вы потеряли интерес к Украине. Хочется уточнить: вы не видите здесь перспективы для работы как галерист, как политтехнолог или как гражданин России?

- Я продолжаю работать с украинскими художниками. Василий Цаголов получил двухгодичный контракт от галереи. Гнилицкий, Савадов участвуют в выставках. Я устал быть персонажем, поставляющим поводы для домыслов, и решил некоторое время не посещать Украину. Может, после этих выборов что-то изменится.

- Многие эксперты предрекают развал российской империи, если не будет укреплена модель "имперской демократии". Насколько это реально?

- У развала есть три сценария. Самый очевидный - северокавказский. Этот вариант будет нашим дамокловым мечом еще долго. Второй - татарско-башкирский. Этот вариант может быть реализован только как следствие глупой и безответственной политики. Ну, например, следующий Президент вдруг объявит Россию православным государством и поставит мусульман в унизительное положение изгоев. Третий вариант - распад - может быть связан только с экономической катастрофой и развалом самой властной машины (безвластье), но пока нет ни одной предпосылки к нему.

- По прогнозам некоторых технологов и журналистов, следующий Президент России - господин Медведев. Ваше мнение о возможном преемнике Путина?

- Медведев, безусловно, один из кандидатов.

- Бытует мнение, что вы близки к Вячеславу Суркову, который формирует идеологию - некое "священное писание" постпутинской концепции развития России. Насколько это правда и есть ли в этой ситуации ваши "пальчики"?

- Да, мы со Славой часто встречаемся в последнее время. Но интервью - не тот жанр, в котором возможен искренний разговор на эту тему.

- "С точки зрения политически ангажированного человека, я беспринципен", - написали вы в своем дневнике и сравнили профессию технолога с профессией адвоката. Какова мотивация, когда вы беретесь за дело, - выигрыш, гонорар, интерес?

- Должно быть интересно, денежно и без криминала.

- Свои походы в политику вы транскрибируете как походы из "ненастоящего мира искусства" в реальную жизнь. Являются ли определителем реальности для вас власть, слава, деньги, "делание" истории?

- Искусство - это мир жеста, политика - мир поступка. Из вами перечисленного - "делание истории". А вообще, сейчас я так не думаю, но когда начинал в политике, меня увлекал "масштаб" процессов.

- Вы как-то заявили, что уходите из политики: "Политика в какой-то момент исчезла, она превратилась в чистую литературщину. Помощник Жириновского выдвигается в Президенты - это чистая булгаковщина. Или кто-то исчезает из Москвы и появляется несколько дней спустя в Киеве - опять булгаковщина". Но слово свое не сдержали. Почему?

- Рогозин виноват. Фракция "Родина" подала в прокуратуру на мою выставку "Россия-2". Я ушел из политики, но политика пришла в искусство. И тогда я принял решение "поработать" с ними, тем более что в определенном смысле я их придумал и создал.

- Что вам дал опыт работы на ОРТ?

- Ничего. Служба с присутственными часами только отбирает и ничего не дает.

- Как изменились функции и предназначение СМИ в последние годы?

- Это большой разговор. Два последних инфовзрыва (карикатурный скандал и смерть Милошевича) показали, что СМИ могут играть роль бомбы и теперь вовсе не надо разрушать башни-близнецы, чтобы изменить ситуацию в мире.

- Постсоветский и европейский журналист - это суть разные вещи?

- Люди соответствуют системе. И ответ на этот вопрос совпадет с ответом на вопрос, чем отличается старая Европа от постсоветских стран.

- Еще одна цитата из вашего дневника: "Собственно успех ко мне пришел именно тогда, когда я бросил последние попытки заняться творчеством". Чувствуете ли вы себя этаким Сальери, который избавился от рефлексий сначала по отношению к отцу (отец Марата Гельмана - известный советский драматург Александр Гельман. - Авт.), потом - по отношению к людям, чьи картины вы продаете?

- Не Сальери. Я не завидую, а люблю талантливых людей. Отсутствие собственных амбиций помогает восхищаться.

- Ваши статьи (в том числе и дневник) достаточно откровенны. Насколько в них велик процент имитации искренности как инструмента для "вскрытия" аудитории? Ведь это всегда присутствует в художественном взгляде на мир, а вы им не обделены?

- Имитации нет. Но, безусловно, очень многое остается только для себя. С одной стороны - очень личное, с другой - всякого рода тайны.

- В таких людях, как вы, всегда есть некий центр конфликта, "точка кипения", которые и определяют внешние рефлексии. Где лежит ваш - в жажде славы, в желании реализоваться, остаться в истории и т.д.?

- Сейчас у меня такой смутный период новой самоидентификации. Та сумма мотивов, которая двигала мною в предыдущие 20 лет, вдруг испарилась, и я ищу новые.

- Кем останется Марат Гельман для истории - политиком или художником?

- Сегодня можно точно сказать, что я был одним из основных игроков, формировавших облик русского искусства 90-х годов. Думаю, что моя роль в политике значительно менее масштабна.

Наталья Влащенко

No5 2006 СОЦИУМ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован