20 июля 2004
1310

Марина Глазатова: Основные принципы нового технического регулирования и реализация положений закона `О техническом регулировании`

Интервью директора Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ Марины Глазатовой РИА "Новости"

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, коллеги. Начинаем пресс-конференцию. Сегодня мы обсуждаем Речь также пойдет о разработке технических регламентов на 2004-2006 гг. Я представляю наших гостей, главных участников пресс-конференции - это руководство Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России, директор этого Департамента Марина Глазатова и два ее заместителя - Елена Ханова и Вадим Грот. Марина Константиновна, Вам слово.



М.ГЛАЗАТОВА: Департаментом была подготовлена программа, разработки технических регламентов, которая включила в себя 146 позиций. Программа рассчитана на 2004-2006 годы. Почему эти годы были взяты? Потому что мы посчитали, что, поскольку законом о техническом регулировании предусмотрено ежегодное уточнение программы, ее не имеет смысла делать на более длительный срок, поскольку так или иначе она будет ежегодно уточняться. И поэтому мы в нее включили только те регламенты, которые запускаются в 2004 году, заканчиваются в 2005-м или 2006-м году. Общая сумма программы составляет 264 млн 800 тыс. По годам она распределена таким образом: 2004 год - 110 млн, 2005 - Минфин нам поставил цифру 110, мы пока программу сделали на 117,4 млн, но если нам удастся отстоять 7,4 млн., значит, отстоим. Если не удастся, то цифра останется та же, что и в 2004-м - 110 млн. И остальная сумма приходится на 2006 год.

Основные критерии, по которым была составлена программа, были выбраны следующие. Во-первых, в программу включены общие технические регламенты и технические регламенты, которые имеют системообразующее значение для различных отраслей, или макроотраслевые. Например, есть общетехнический регламент, который называется "О безопасной эксплуатации машин и оборудования". Надо сказать, что общие технические регламенты (их всего 7) и они предусмотрены законом "О техническом регулировании". Общий технический регламент о безопасной эксплуатации машин и оборудования. Это общетехнический регламент, но, соответственно, видов машин и оборудования много. И, например, существует макроотраслевой или системообразующий отраслевой технический регламент для целой группы машин, которые называются "Колесные транспортные средства". Для этого вида машин будет отдельный макроотраслевой регламент, который будет называться "О безопасности колесных транспортных средств". Естественно, что на этом техническое регулирование колесных транспортных средств не заканчивается, и также будут разрабатываться специальные технические регламенты, которые будут уточнять положения макроотраслевого технического регламента. И на сегодняшний день я привела этот пример не просто так, эти специальные технические регламенты именно по данной проблематике тоже включены в программу по следующему основанию, следующему критерию программы. В программу включены те технические регламенты, которые разрабатываются для исполнения международных обязательства РФ. Вопрос о безопасности колесных транспортных средств, он как раз вопрос о выполнении нами международных обязательств. Это те самые нашумевшие требования ЕП ООН 1, 2, 3,4,5 и так далее. Сделаны будут технические регламенты, которые эту проблему закроют. Выполнение Россией Женевского соглашения 58-го года будет осуществлено в полном объеме.

Следующий критерий включения технических регламентов в программу. Возможно, вы знаете о том, что сейчас идет процесс сокращения перечня лицензируемых видов деятельности. Но некоторые виды деятельности будут отменены только после того, как вступит в силу соответствующий технический регламент. И вот эти технические регламенты, которые направлены "на замену лицензирования", они тоже включены в программу. Следующий критерий, по которому технический регламент включился в программу - это социально значимые темы. Например, "О безопасности детских товаров", "О безопасности товаров для инвалидов" и так далее. Всего технических регламентов, которые посвящены этой теме, на социально значимую тему - 24 и 146.

И последний критерий. В программу включены те законы и постановления Правительства, которые направлены на развитие тех отраслей экономической деятельности, которая отражает национальный стратегический интерес РФ. Это авиация и ракетно-космическая область. Вот 5 критериев, по которым составлена программа. Отбор шел очень жесткий. Все технические регламенты были включены только тогда, когда по ним была представлена соответствующее обоснование. Министерство привело совещание практически со всеми министерствами и ведомствами, заинтересованными в данной тематике. Из 15 министерств - это 12 министерств. И, соответственно, все агентства и службы, которые входили в блоки этих министерств. То есть за неделю совещаний через Департамент прошло более 150 представителей министерств и ведомств, которые участвовали в обсуждении программы. 150 - это не потому, что столько министерств и ведомств, от некоторых министерств и ведомств приходило по несколько человек.

Программа сформирована, согласована всеми и представлена в Правительство 15 июля этого года. Есть одна особенность, которая присуще этой программы. Государственным заказчиком этой программы будет являться федеральный орган по техническому регулированию. То есть Министерство промышленности и энергетики. Это чрезвычайно важно для разработки технических регламентов. Во-первых, технические регламенты - это федеральные законы и постановления Правительства. Это нормативные и правовые акты. Во-вторых, на разработку многих технических регламентов претендует не одно ведомство. Задает техническое задание на разработку этого регламента не одно ведомство, а несколько ведомств, потому что интересы перекликаются. Например, технический регламент "О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений, о безопасном использовании прилагающей к ним территории". Техническое задание на разработку этого регламента предполагает писать и Министерство промышленности и энергетики и Министерства здравоохранения и социального развития, и Министерство природных ресурсов, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Минэкономразвития и, естественно, те агентства, которые входят в сферу действия этих министерств и ведомств. Получается, что не может быть одного министерства, которое бы с единоличным правом занималось данным техническим регламентом. Каждый технический регламент должен быть взвешен и сбалансирован по всем требованиям, которые в него могут входить. Например, Министерство транспорта предложило технические регламенты, но Министерство транспорта это "эксплуатирующая" организация, ее функции - это эксплуатация. В то же время у Министерства промышленности и энергетики - "функции производства". Поэтому в технических регламентах, которые посвящены сфере ж/д транспорта, должны быть сбалансированы, как требования по эксплуатации, так и требования по производству. И все это должно быть совмещено в одном техническом регламенте, потому что, если этого не сделать, то тогда один и тот же вопрос, одна и та же группа продукции будет регулироваться несколькими техническими регламентами, направленными на обеспечение узких требований. Для того, чтобы этого не было, чтобы были технические регламенты взвешены, ведь это же федеральные законы, постановления Правительства, и ими будут пользоваться. Они должны быть взвешены и правильно написаны. Именно поэтому на разработку одного технического регламента задание будут писать несколько министерств и ведомств. На сегодняшний день такая таблица составлена и представлена всем министерствам и ведомствам. И у нас сейчас начался процесс разработки технических заданий, потому что программа - это конкурсное размещение бюджетных средств. Для того, чтобы был проведен такой конкурс, мы на конкурс одновременно с конкурсной документацией должны будем выставить и технические задания. То есть, что именно хочет видеть государство в данном техническом регламенте. Естественно, это не очень подробные требования, это техническое задание на разработку.

Я очень кратко охарактеризовала программу. И сегодня мы занимаемся уже следующим этапом. Фактически готовимся к тому, чтобы эту программу реализовывать. Помимо программы, у нас еще очень горячий июль-месяц, на него упало большое количество документов, которые мы должны подготовить и представить в Правительство. К сожалению, так случилось, что сроки по этим документам постоянно переносились, и сейчас сложилась ситуация, при которой мы непременно должны представлять документы, Министерство должно представить документы и сроки уже переноситься не могут. У нас как-то все совпало, что в июле-месяце все так сконцентрировалось, острый очень период. Что мы должны представить в июле-месяце? Мы должны представить проект закона "О внесении изменений дополнений в закон "О техническом регулировании"". Разговор о том, что такие изменения необходимы, возник еще год назад, и на заседании Правительства агентство декабря 2003-го года были озвучены три направления, по которым должны быть внесены изменения. Первое изменение должно было решить некую техническую проблему переходного периода, где должны были быть подправлены нормы, которые бы легитимизировали сегодняшнюю обязательную сертификацию. Затем должна была быть решена проблема с вопросом о том, каким образом будут утверждаться правила и методы исследований испытаний. Потому что сегодня в законе написано, что эти правила и методы исследований испытания утверждаются Правительством. С учетом того, что на сегодняшний день в виде стандартов существует 6,5 тыс. Порядок этот, каким образом все это будет происходить, в законе не прописан. Сейчас идет обсуждение, как это будет сделано для производителей и для органов по сертификации. Это очень существенная тема, потому что подтверждение соответствия, а именно сертификации или декларирования, происходит после того, как продукция будет исследования. Но сегодня мы выявили еще несколько проблем, которые надо решать при разработке внесения изменений дополнений в закон "О техническом регулировании". Сегодня Департамент этим занимается. Это касается вопросов дополнительного рассмотрения регулирования области использования атомной энергии. У нас есть такое правительственное поручение. Мы сейчас занимаемся рассмотрением этого вопроса.



ВЕДУЩИЙ: Есть предложение приступить к вопросам. Коллеги, пожалуйста.



"КОММЕРСАНТЪ", Ирина Граник: в Думе сейчас работают рабочие группы, рассматривают разные регламенты и Министерство вносит и объединения. Какое они место занимают вообще в системе? Я так понимаю, программа предусматривает системную разработку всех законов. Законы, которые уже разработаны, какое они место будут занимать? Как будет с ними работа проходить?



М.ГЛАЗАТОВА: Одно другому не мешает, а, более того, это взаимодополняющий процесс. Потому что государство взяло на себя разработку только того, что однозначно не может быть интересно бизнесу. Бизнесу интересна разработка регламентов на те виды продукции или процессы производства, которыми они непосредственно занимаются. Я в самом начале критерии назвала образования программы: общие и макроотраслевые технические регламенты. Это те технические регламенты, которые однозначно бизнес не будет разрабатывать. Прошу обратить внимание, в программе всего 146 позиций. Это не так много для проблемы разработки технических регламентов. Изначально планировалось, что технических регламентов должно быть где-то около тысячи или полутора тысяч, причем подавляющая часть из них должна быть с делана в виде федеральных законов, другая - в виде постановления Правительства. Бизнес занимается тем, чем ему интересно заниматься. Например, технический регламент "О парфюмерной косметической продукции". Его сделал бизнес. Есть две ассоциации. Вообще, это очень интересная тема, потому что разработка инициативная, она принесла в наше общество огромное количество положительных импульсов. Во-первых, на уровне общества обсуждается уже не сама норма выполнять или не выполнять, потому что решение по ней принимается в процессе разработки, а обсуждается, какая она должна быть - чуть больше, чуть меньше. Во всяком случае, этот процесс ухода от правового нигилизма явно заметен, потому что те люди, которые обсуждают эту норму, ее же и выполняют. У них в сознании закрепляться необходимость выполнения. Точнее она не оспариваться необходимостью выполнения. Это первый момент. Теперь второй момент. Общество начало как-то консолидироваться. В частности, разработка технического регламента о парфюмерно-косметической продукции показало, что существовало две конкурирующие ассоциации: Российская парфюмерно-косметическая Ассоциация и Ассоциация производителей косметики и бытовой химии. И вот на почве разработки этого технического регламента они как раз объединились. Более того, сам процесс инициативной разработки технических регламентов задал идею объединения в профессиональные ассоциации. Например, эти тенденции сейчас совершенно очевидны на рынке строительных промышленных материалов. Если ранее существовали совершенно разрозненные маленькие ассоциации, то сейчас рынок строительных материалов, он постепенно начинает объединяться. Эти процессы идут на всех уровнях и в различных крупных общественных организациях это очень заметно, потому что туда начинают обращаться маленькие ассоциации. Допустим, на площадке торгово-промышленной палаты начинают объединяться многие ассоциации в один пул для разработки некоего системного подхода в областях регулирования в заданной сфере. Очень активно сейчас будет работать и уже включился активно в работу Совет Федерации, Комитет по промышленной политике Завадникова, взявший на себя значительную долю разработки технических регламентов, объединившие на своей площадке очень многие ассоциации производителей. Это ни в коем случае никак не мешает одно другому, даже более того. Мы сначала, когда программу составили, там были некие позиции - собирался разрабатывать бизнес. Комитет по промышленной политике, Совет Федерации, они нам подготовили перечень и просили исключить из программы то, что они берутся разрабатывать за собственный счет. Поэтому в этом отношении все движутся параллельно, никто никому не мешает, наоборот, все только друг другу помогают. Я понимаю, на самом деле, о чем вы хотите спросить. В Вашем представлении, наверное, эта программа - это некое объединение всего того, что разрабатывается. Но это не так. Та программа, которую мы представили, она состоит только из тех регламентов, которые будут получать бюджетное финансирование. Это постановление Правительства, и это может быть только так. Но саму задачу создания такой программы, которая бы включала и ту часть, которая делается за счет бюджетных средств, и ту часть, которая делается за счет внебюджетных источников, такую задачу Департамент перед собой ставит, видит и он ее осуществит и сделает такую программу. Она будет вывешена на сайте Министерства. И вы все ее увидите. Кстати, сейчас на сайте Министерства вывешиваются все документы, которые выходят в Правительство по техрегулированию. И программа там весит, и пояснительная записка с критериями. Недавно мы подготовили такой документ, который называется "Предложение по проведению мониторинга в сфере технического регулирования", и эти предложения тоже вывешены на сайте. Они, кстати, должны представлять существенный интерес для Вас, потому что там системно показано, как сама сфера техрегулирования вобрала в себя социально значимые институты на разных уровнях, и как эти институты взаимосвязаны друг с другом, и как с помощью их можно осуществлять мониторинг в сфере технического регулирования.



"ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ": Я понимаю, что вашим Департаментом проделана очень большая работа. Как сегодня работает наше хозяйство? Работают ли старые стандарты? Появляются ли новые стандарты? Поскольку техническое регулирование пока еще в законе не оформлено. Как сейчас живет наша экономика, и не страдает ли она от этого?



М.ГЛАЗАТОВА: Экономика не страдает, потому что у нас есть совершенно замечательная 46-я статья, в которой написано, что до вступления в силу соответствующего технического регламента действуют все нормы и требования, установленные теми нормативными правовыми актами, которые были приняты ранее. Ранее было принято более 60 тыс нормативных правовых актов, причем все это приказы и распоряжения, постановления ведомств. Все они вам хорошо известны под названием "Остов", "Гостов", "СНИПов", "САНПИМов", норм пожарной безопасности, ветеринарной безопасности и так далее. Все они продолжают действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Замена такая должна происходить плавная. Что касается вообще сферы стандартизации. Вы подняли очень существенную тему, потому что техническое регулирование - это все вместе, это комплексно. Это и сфера обязательных требований, и сфера добровольных требований, но обязательные требования, а именно технические регламенты - это как у цветка сердцевина. Это то немногое, с чего начинается товар. Вы сделали продукцию, но ее можно выпустить на рынок только тогда, когда у вас выполнены обязательные требования, установленные государством. Это маленькая сердцевина цветка. Вся остальная красота в этом товаре, которая представляет из себя потребительский интерес - это все лепестки, это те самые стандарты, которые должны быть разработаны, которые должны окружить технический регламент как спутники планету, обеспечить выполнение его требований и дать возможность производителям внедрить новые технологии. Это все сфера стандартизации. Сфера стандартизация в связи с реформой технического регулирования приобрела совершенно иное звучание. Это уже инструмент конкурентной политики, инструмент промышленной политики. Это новый качественный скачок в развитии сферы стандартизации. Это добровольно. Но в любом случае, сфера стандартизации гораздо шире и многообразней, чем сфера технических регламентов по совокупности тех характеристик, которые в ней заложены. Понятно, что производитель производит не одну ручку, не одно окно. Понятно, что для производства требуется стандарт, потому что это производство серийное. Это очевидно. Но стандарт должен всегда давать импульс к тому, чтобы он внедрял новые технологии, чтобы его продукция была конкурентоспособна. Вот какое качественное содержание теперь у сферы стандартизации. И две программы, программа разработки технических регламентов и программа разработки национальных стандартов, должны быть полностью скоррелированны сегодня.



"ГАЗЕТА.РУ", "ГАЗЕТА", Светлана Бороздина: Какие-нибудь техрегламенты готовы к внесению в Правительство или готовы в каком-то виде как целостные документы? Не могли бы вы их назвать, и основные положения.



М.ГЛАЗАТОВА: Основные положения я Вам не назову, но названия воспроизведу. Возможно, не очень точно, но воспроизведу. Готов к внесению в Правительство технический регламент "Об экологической безопасности колесных транспортных средств". Он в очень хорошей степени готовности, там и текст хорошо сформирован, он прошел всю процедуру публичного обсуждения, как это положено законом "О техническом регулировании". И сегодня, в соответствии с регламентом Правительства, мы его отправили на рассмотрение заинтересованным министерствам и ведомствам. Он же все-таки проходит через Правительство, поэтому регламент Правительства мы должны выполнить в этой части. По отношению к этому техническому регламенту выполнены абсолютно все требования закона, и сделана очень хорошая пояснительная записка, где обосновывается принятие технического регламента с анализом того, какие нормативные требования он содержит, насколько они гармонизированы с международными обязательствами, и финансово-экономическое обоснование, все в этом пакете документов присутствует. И сегодня у нас уже готов этот технический регламент. Мы здесь скованы международными обязательствами и поэтому мы его должны в ближайшее время от Министерства представить в Правительство.



"КОММЕРСАНТЪ": О тех же самых рабочих группах в Думе. Там практика проведения показала, что даже ведомство вносит законопроекты свои, при этом они туда набивают все Госты, которые есть, то есть не выделяют требования безопасности. А там получается все подряд. По программе тоже ведомства должны разрабатывать часть этих регламентов. Как с этим борются?



М.ГЛАЗАТОВА: Нет, в программе как раз в том-то весь и фокус. Как раз по программе ведомства не являются разработчиками. Это просто противоречит закону. У нас разработчиком может быть любое лицо. Так написано в законе. Такой графы в программе нет. Документ разрабатывается. Ведь то, что происходит в Думе, это общественное слушание. И то, что там делаются замечания, может быть, не очень хорошие, или, может быть, в не очень хорошей степени готовности туда выносятся проекты технических регламентов. Это проблема начала. Мы только начали шагать. Мы делаем первый, второй шаг. И это естественно, что такое будет. Будут технические регламенты, которые не достаточно сформированы. Но дело все в том, что это хорошо на самом деле. То, что это обсуждается, то, что это выявляется, это вообще реализация той самой идеи публичности, которая заложена в законе. Приведу пример: был технический регламент, что-то связанное с санитарной эпидемиологической безопасностью, он претендовал на некую общность, то есть довольно серьезный техрегламент. Я спросила у разработчиков, а сколько вам прислали замечаний в письменном виде? Ведь по закону положено собирать замечания. Они сказали "5". Вы представляете? Этот процесс только начался, он не активен, но сейчас уже совсем другая ситуация. С каждым разом в Думу приходит все большее количество представителей заинтересованных лиц. С каждым разом разработчик техрегламента докладывает, что у него все больше и больше интерес проявляется к этому техрегламенту. Вестник техрегулирования увеличивает свои тиражи в геометрической прогрессии. Этот процесс он ширится, и ширится в данном случае именно благодаря тому, что в Думе начали проходить общественные слушания. Это очень большой толчок дало этому публичному обсуждению. Это положительный фактор. Да, там выявляются многие проблемы, которые на сегодняшний день носят методологический характер, и мы это поняли, что нужна методика разработки техрегламентов. И сейчас мы ее готовим, она будет подготовлена. Есть некоторые из разных источников исходящие методики, но вроде бы ими и пользуются, а при этом все равно остаются проблемы методологического свойства. Поэтому мы решили такую методику сделать и от Министерства. Тоже будет на сайте вывешено все.



ЖУРНАЛ "УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО" Екатерина Борзова: Вы говорили по поводу сокращения перечня лицензируемых видов деятельности. А какие регламенты по этим видам деятельности уже готовы? Есть какие-нибудь проекты?



М.ГЛАЗАТОВА: Не готовы. На сегодняшний день на замену лицензирования 14 технических регламентов предложено, но я просто могу вам назвать. Например: "О безопасности химических производств", "Об оборудовании защитных систем, применяемых во взрывоопасных средах", "О безопасности пожароопасных и химически опасных объектах", требование по обеспечению контроля безопасности при разработке, производстве, ремонте, испытаниях авиационной техники, "О безопасности перевозки груза автомобильным транспортом", "О безопасной эксплуатации трубопроводов магистральных, внутрипромысловых, местных, распределительных", требование безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции, обустройстве автомобильных дорог и сооружений на них, средства измерения требования к нормированным метрологическим характеристикам. У нас просто были лицензии на вот эти виды деятельности. В данном случае в большей части этих техрегламентов произошло некое смещение, потому что регулирование будет осуществляться по отношению к продукции, а не к виду деятельности. Возможно, этот инструмент окажется более эффективным, чем предыдущий инструмент лицензирования. Отмена происходит почему? Потому что инструмент не эффективен. Например, у нас есть такая сфера как лекарственные средства. Вроде интересная для всех сфера. Посмотрите, какие там только инструменты не применяются: регистрация присутствует, сертификация, лицензирование, контроль и надзор. И что мы на сегодняшний день имеем? Что? Сплошной контрафакт и фальсификат. Это о чем говорит? Это говорит о том, что эти инструменты, так как их применяют, они неэффективны. Взять, например, тот же инструмент лицензирования. В законе "О лицензировании" написано, что этот инструмент является исключительным методом госрегулирования и применяется, когда другие инструменты не применяются. Разве это так? нет, это не так. Если на сегодняшний день вся совокупность этих инструментов не обеспечивает безопасности лекарственных средств, а там безопасность имеет очень глубокое значение, это особый вид продукции. Вы можете съесть "Аспирин" и вы им не отравитесь, но при этом он вам и не поможет. Это как раз и означает, что этот конкретный вид продукции он не безопасен. Как лекарство, оно не достигло своей цели. Для того чтобы этот вид продукции отрегулировать, нужно инструменты подобрать несколько иные, чем они есть сейчас или применять их по-иному. Поэтому технический регламент о лекарственных средствах также включен в правительственную программу разработки технических регламентов.

ЖУРНАЛ "УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО": Вопрос по поводу поправок в закон "О техническом регулировании" и по поводу сертификации были поправки. Не могли бы Вы подробно об этом рассказать? Спасибо.



М.ГЛАЗАТОВА: На сегодняшний день сложилась такая ситуация, при которой мы написали про обязательные требования в отношении характеристик продукции. Точенее, в законе "О техническом регулировании" записаны обязательные требования. Требуют расшифровки, что такое обязательные требования. Это техническая правка и мы ее должны осуществить. Просто нужно включить, что в обязательные требования включаются как характеристики продукции, так и требования к процедурам проведения подтверждения соответствия. Жизнь показала, что потребовалась такая расшифровка.



"ИНСТИТУТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ": В европейском техническом законодательстве есть такой инструмент как "защитительная оговорка". Это значит, что продукция, которая отвечает техническим регламентам, но, тем не менее, является опасной, может быть снята с рынка. В свете подготовки изменений к закону, не считаете ли вы нужным внести в наш закон такой инструмент, учитывая, что наша продукция не всегда лучше европейской?

ГЛАЗАТОВА: Тогда можно мне встречный? Если она соответствует требованиям технических регламентов, а технический регламент устанавливает требования безопасности, то есть по ней выполнены все требования безопасности, и при этом она не безопасна?



"ИНСТИТУТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ": Да.



М.ГЛАЗАТОВА: А пример можно?



"ИНСТИТУТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ": Это могут быть какие-то скрытые дефекты, которые регулярно повторяются. Допустим, поломки какие-то и прочие дефекты, которые угрожают.



М.ГЛАЗАТОВА: Я поняла. Скрытые дефекты это, скорее всего, отношение будет в сторону конструкции исполнения. Я так поняла? Ведь то, что вы говорите, они должны возникать в процессе производства. Если это эксплуатация, то у нас все время в итоге в процессе эксплуатации продукция изнашивается, ломается и так далее. Она не вечна. Я поняла, вы говорите о том, что она выходит на рынок уже небезопасной? Но раз она выходит на рынок небезопасной, значит, в процессе производства допущены какие-то дефекты. Правильно я поняла?



КОРР.: (неразборчиво)... Регламент не может всего охватить.



М.ГЛАЗАТОВА: Да, естественно. Поэтому у нас технический регламент, который принят законом, постановлением Правительства. А эти документы, в которые нужно вносить изменения. Естественно, что если такое будет выявлено, что постоянно в процессе этого производства возникает этот дефект, который причиняет вред. Понимаете, информация - она не может поступить из ниоткуда и мы не можем о ней знать пока она к нам не поступит. Не знаю, может, Вадим Вадимович прокомментирует?



В.ГРОТ: Первое предусмотрено и в прежней редакции закона, в особых случаях можно вносить изменения и новые технические регламенты. Но над этим вопросом мы думаем, и может быть, здесь не только законодательный путь. Ведь вы знаете, что в Европе просто отзывают в таких случаях фирмы, дорожа своей маркой. Мы пока думаем о выборе способа технического регулирования, что будет наиболее подходящим. В процессе выполнения технических регламентов по программе, наверное, будем искать какой-то наиболее подходящий механизм.



"АЛЬЯНС МЕДИА": Насколько активно бизнес включился в процесс разработки технических регламентов, и будут ли каким-то образом утверждаться регламенты, которые разработают производители? Если нет, то не повлияет ли это на качество продукции?



М.ГЛАЗАТОВА: Каким образом будут утверждаться эти технические регламенты?



"АЛЬЯНС МЕДИА": Например, производители масла разработали технический регламент, что масло должно производиться из растительного жира, а не из животного. И будут производить. Как-то будет контролироваться, какие технические регламенты будут разрабатываться производителями?



М.ГЛАЗАТОВА: Дело в том, что у нас есть процесс разработки, процедура разработки технических регламентов. На самом деле в вашем вопросе звучит другой вопрос: "А способны ли эти разработчики из бизнеса разработать нормальный технический регламент?". Вы ведь об этом хотите спросить, да? Разработка технического регламента - это, в общем, творчество. Вы не можете предъявить критерии, которые бы оценили творческие способности того или иного человека или организации, или еще чего-то. Вы не в состоянии. Такой нет комиссии, таких нет критериев. Творчество - состояние определенное человеческого сознания. Но вы можете предъявить требования к продукту этого творчества. Отвечает ли этот продукт заданным характеристикам технического регламента, и вот именно это и прописано в законе "О техническом регулировании". Есть статья 9-я, которая совершенно четко устанавливает процедуру разработки технических регламентов, определяет критерии этого технического регламента, какой он должен быть в итоге этот документ. И, собственно говоря, для этого нужны публичные обсуждения. Ваша коллега поднимала вопрос о том, что на публичных обсуждениях выявляются многие слабые вещи, которые содержатся в том тексте, который вынесен на публичное обсуждение. Для этого для всего нужна процедура, которая прописана статьей 9 Закона. Приниматься они будут так же, как и принимаются федеральные законы и постановления Правительства. Только после как пройдена вся процедура, после того, как экспертные комиссии оценили и высказали свое мнение по данному продукту. Вот только после этого, после того, как все заинтересованные лица придут к выводу совместно, что данному техническому регламенту жить, вот после этого он будет двигаться дальше для его принятия.

КОНЦЕРН СИСТЕМПРОМ: Ваше Министерство (нрзб.). Это является вложением в Министерство или постановлением Правительства?



М.ГЛАЗАТОВА: Это определяется постановлением Правительства, которым принято положение о Министерстве.



КОРР.: Там написано? Да?



М.ГЛАЗАТОВА: Да.



КОРР.: Тогда получается, что Ваш Департамент отвечает за все регламенты. Все регламенты, если все их собрать, то это безопасность страны в техносфере.



М.ГЛАЗАТОВА: Не только в техносфере. Там еще есть и экологическая безопасность.



КОРР.: Понятно. Кто отвечает за то, что, если в 2010-м году (через 6 лет) не будет разработаны какие-то регламенты? То есть страна будет незащищена в этой сфере. Ваш Департамент отвечает?



М.ГЛАЗАТОВА: По закону у нас за эту сферу отвечает Правительство РФ. В законе у нас просто прописано, что Правительство РФ обеспечивает в соответствии сферы техрегулирования интересы национальной экономики, состояние материально-технической базы.



КОРР.: Там, в законе есть слово "безопасность", вот об этой статье.



М.ГЛАЗАТОВА: Понимаете, мы не можем написать только одну безопасность. Сфера технического регулирования - это безопасность и все остальное, что составляет конкурентное преимущество продукции. Все вместе. Понимаете? Поэтому, если Правительство отвечает за сферу технического регулирования, значит, оно отвечает и за безопасности в том числе.



КОРР.: Пять минут вы рассказали, как программа составляется. Там есть все, кроме безопасности. (нрзб.)... по которой составлялась ваша программа. Про безопасность там нет. Я просто обращаю на это внимание.



М.ГЛАЗАТОВА: Вы считаете, что в каждом названии технического регламента должно звучать слово "безопасность"?



КОРР.: Это не я так считаю, это закон так считает. Это регламент о безопасности.



М.ГЛАЗАТОВА: Закон устанавливает, что критерии должны относиться к характеристикам безопасности. Вот критерии, по которым регулируется группа продуктов. Они должны отражать безопасность. Но это не означает, что в названии технического регламента должно звучать слово безопасность.



ВЕДУЩИЙ: По большому счету за безопасность отвечает ФСБ.



КОРР.: Судьба 5-й статьи закона. Будет изменяться закон, будут изменения касаться к этой статье?



М.ГЛАЗАТОВА: Вы знаете, наверное, будут. Потому что сегодня у нас в процессе разработки этой программы возник вопрос о том, что в той сфере, которую регулирует 5-я статья, тоже нужны технические регламенты. И представители, и заинтересованные лица, которые сегодня разрабатывают документы в этой области, они готовы к тому, чтобы и у них были технические регламенты. Сфера техрегулирования расширяется, может быть, в силу того, что она упорядочена. Ведь закон о техническом регулировании - это единственный на сегодня нормативный правовой акт столь высокого уровня, который четко определил долю государственного регулирования в экономике, в заданной сфере. Единственное, у нас нет больше такого нормативного акта. Он очень четко установил процедуру разработки регулирующих норм. Он очень четко установил критерии, по которым эти нормы разрабатывются, и это единственный нормативный акт. И сегодня он фактически является эталоном с точки зрения того, как надо подходить к разработке регулирующих норм вообще.



ВЕДУЩИЙ: Марина Константиновна, мне позвольте задать Вам вопрос? Мне хотелось бы коснуться международного аспекта. Вот в связи с тем, что Россия готовится вступить в ВТО, требуется ли какая-то корректировка положения закона "О техническом регулировании", чтобы это как-то совпадало с международными стандартами. Или я, может быть, не совсем корректно задал этот вопрос. Хотелось бы знать соответствие нашего закона международным стандартам.



М.ГЛАЗАТОВА: Здесь я могу сказать, что нам не требуется абсолютно никакой корректировки, потому что закон наш не просто соответствует, гармонизирован, а закон наш вобрал в себя просто некоторые положения, документов международных, а именно - соглашение по техническим барьерам в торговле в ВТО и соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам. Если вы его внимательно почитаете, то вы просто увидите те нормы соглашений, которые направлены на обеспечение прозрачности, публичности и участие заинтересованных лиц, и сбалансированной разработки технических регламентов, и научного обоснования принимаемых норм. Это все включено практически почти дословно в закон "О техническом регулировании". Что касается восприятия международной общественностью закона, оно следующее: в прошлом году, в декабре или в этом в январе, зимой, к нам приезжала еврокомиссия, которую очень подробно знакомили с законом "О техническом регулировании". И уехали от нас со словами, что им очень понравилось все, что связано с процедурами. И они вообще хотят у себя установить такие же правила, настолько прозрачные и публичные, взвешенные также как и у нас, поэтому в этом смысле мы не только гармонизированы, мы еще в определенном смысле законодатели. Сначала у нас не было такого широкого распространения словосочетания "техническое регулирование". И последние несколько месяцев я в Интернете все чаще и чаще встречаю конференции международные, которые проводятся и в США, и в различных европейских странах, и в Австралии, все они идут под названием "Система технического регулирования, ее совершенствование", все время что-то в этом духе. Наш термин "техническое регулирование" просто стал шагать по земному шару. Это очень приятно. Такую реформу, какую мы проводим, проводили многие страны. Что там скрывать, во всех хрестоматиях по экономике, вы знаете, наверное, приводится пример как США переходило от отраслевого регулирования к социальному. Но у них слово "социальное" - защита жизни и здоровья. То же самое, что у нас "техническое". Просто у нас слово "социальное" имеет несколько другое значение, связанное с льготами, незащищенными категориями граждан и так далее. Вот такая некоторая терминология, может быть, не совсем совпадающая. Смысл в общем один и тот же. Основная задача у государства - это четко определить сферу своего участия в экономической жизни и в регулировании хозяйственной жизни. И эта сфера должна быть очень жестко ограничена для того, чтобы не мешать предпринимательству потенциалом.



ВЕДУЩИЙ: Есть предложение провести черту под нашим обсуждением. Думается, что состоялся интересный, профессиональный разговор. На этом пресс-конференция завершена. Спасибо всем.


http://www.minprom.gov.ru/activity/metrology/appearance/7

20.07.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован