Эксклюзив
12 октября 2009
5968

Марина Рощина: Проблемы обучения лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий

В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. Преодоление этих осложнений является одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием реализации их интеллектуального потенциала.

Эффективным средством решения информационных проблем инвалидов по зрению могут служить компьютерные тифлотехнологии (1), которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и т.д.), получая пользовательские возможности, не имеющие принципиальных отличий от возможностей пользователей с нормальным зрением (за исключением работы с графической нетекстовой информацией).

Для людей с глубокими нарушениями зрения эти возможности имеют существенный компенсаторный эффект, позволяя самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст; готовить печатные документы и т.д.). В результате инвалиды по зрению получают эффективный инструмент доступа к общественной информационной среде.

В течение длительного времени информационное обеспечение незрячих осуществлялось исключительно посредством технологий репродуцирования в альтернативные форматы: издания шрифтом Брайля (2)и выпуска "говорящих" книг (3) Такие технологии требуют значительных временных и материальных затрат, их применение могло обеспечить незрячим доступ лишь к незначительной части общего информационного потока, доступного зрячим. Компьютерные тифлотехнологии позволяют принципиально изменить ситуацию - используя компьютер, незрячие могут напрямую работать с той же электронной информацией, что и люди с нормальным зрением. Отличие состоит в том, что при нормальном зрении используются стандартные средства (монитор, принтер), обеспечивающие визуально ориентированный вывод этой информации, а в условиях зрительной недостаточности - специализированные тифлосредства, представляющие электронную информацию в рельефно-точечной и/или звуковой форме.

Изменения, вносимые компьютеризацией в общественную информационную среду, делают ее потенциально более доступной для незрячих и слабовидящих. На протяжении многих веков практически единственной материальной формой накопления и хранения общественных информационных запасов были письменные источники (сначала рукописные, а затем и печатные), ориентированные исключительно на визуальное восприятие. С развитием компьютерных технологий все большее распространение получает электронная форма представления информации, которая посредством компьютерных тифлотехнологий становится доступной для людей с нарушенным зрением.

С другой же стороны, в современных условиях неуклонно расширяется роль информации практически во всех сферах человеческой деятельности, и возможность активного участия индивида в общественном информационном обмене становится одним из важнейших факторов социального полноправия. Всё это повышает значимость компьютерных тифлотехнологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения и актуальность их полномасштабного внедрения.

Тифлокомпьютеризацией будем называть часть общего процесса компьютеризации, связанную с внедрением и культурным освоением специальных компьютерных технологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих. Кроме общих для всего процесса компьютеризации целей, тифлокомпьютеризация имеет дополнительную компенсаторную нагрузку - нивелирование вызываемых зрительной недостаточностью трудностей в сфере общественного информационного обмена и предоставление тем самым инвалидам по зрению реальных возможностей участия в различных видах и формах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность) наравне с остальными членами общества.

Однако, несмотря на высокий компенсаторный потенциал, тифлокомпьютеризация в нашей стране пока не получила соответствующего значению этой инновации внимания, этот процесс носит стихийный характер, не имеет необходимой методологической проработки и поддержки в области социальной политики и, как следствие, организационной, образовательной и материально-технической базы.

Работа незрячего пользователя на компьютере обладает существенной спецификой.

Технология графического интерфейса Windows основана на том, что изображение на экране дает пользователю целостное представление о рабочей ситуации и возможность управлять ей с помощью единообразных манипуляций мышью. Средства же невизуального вывода компьютерной информации: программа синтеза речи и брайлевский дисплей (устройство, представляющее собой строку, на которую выводится текст шрифтом Брайля) - предопределяют последовательный и линейный характер получения информации. Незрячий пользователь должен строить своё представление о рабочей ситуации на основе ряда последовательных сообщений, при этом управление компьютером осуществляется с помощью довольно большого количества различных клавиатурных команд.

Тифлоспецифика рабочего процесса вызывает очень важное в данном контексте следствие - для полноценного освоения работы на компьютере на основе невизуальных средств доступа пользователи нуждаются в специальном обучении.

В доказательство приведем следующие аргументы.

1. Специфика работы на компьютере на основе невизуального доступа делает этот инструмент несколько более сложным в освоении и использовании и определяет у незрячих пользователей более высокую в сравнении с пользователями с нормальным зрением потребность в обучении. Интуитивно понятный графический интерфейс многое теряет в своей наглядности, будучи представлен в словесной форме (которую имеющиеся средства вывода только и могут обеспечить незрячему пользователю). Кроме того, для эффективной работы незрячий должен иметь четкое представление о возможностях управления рабочим процессом и алгоритме достижения поставленной цели, так как при невизуальном доступе информация, обычно помогающая выстраивать рабочий процесс (панели инструментов, "всплывающие" подсказки и т.п.), автоматически пользователю не предоставляется (ее получение требует специальных действий).

2. Возможности самообразования в рассматриваемой области у лиц с глубокими нарушениями зрения значительно уже, чем у других пользователей. Большая часть учебной литературы по компьютерным вопросам, адресованной массовому пользователю, по своему содержанию малопригодна для незрячих, а специальных пособий, разработанных с учетом тифлоспецифики, имеется очень мало.

3. Обучение пользователей с глубокими нарушениями зрения должно быть специализированным. Тифлоспецифика рабочего процесса определяет особые требования к содержанию и методике обучения, вследствие чего образовательные услуги общего назначения не подходят для инвалидов по зрению.

Однако на сегодняшний день специализированные образовательные услуги для инвалидов по зрению, направленные на освоение компьютерной грамотности и получение навыков применения компьютерных технологий как средства компенсации нарушений зрения при работе с информацией, развиты в нашей стране очень слабо. Систематическая работа по координации внедрения информационных технологий для незрячих в Центре и в регионах отсутствует. Организованное обучение во многих регионах России ведется на очень низком уровне или не ведется вообще. Многие инвалиды по зрению пытаются осваивать компьютерные технологии самостоятельно, однако наш опыт общения с многочисленными незрячими пользователями показывает, что такое освоение компьютера нередко приводит к излишней усложненности и неэффективности работы. Пытаясь проделать то или иное действие, неподготовленный пользователь часто находит и усваивает далеко не оптимальный путь решения поставленной задачи. Несмотря на существование отдельных примеров незрячих людей, в совершенстве освоивших те или иные области применения компьютерных тифлотехнологий без специальной образовательной подготовки, мы убеждены, что сделать использование этих технологий по-настоящему массовым и эффективным может только развитие соответствующих образовательных ресурсов.

Одна из самых важных проблем, которую необходимо решить для развития образовательных ресурсов в сфере тифлокомпьютеризации, - острый недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Для качественного обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий, необходимо не только иметь соответствующие знания по общим вопросам информационных технологий и глубокое представление о компьютерной тифлоспецифике, но и уметь работать с этой специфичной аудиторией. Между тем, подготовка специалистов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и компьютерных тифлотехнологий, в России на сегодняшний день вообще не ведется.

Нерешённость проблемы кадрового обеспечения тифлокомпьютеризации влечёт за собой неразработанность методической базы обучения незрячих и слабовидящих пользователей. Обучение обеих этих групп пользователей требует специальных (различных для незрячих и слабовидящих) обучающих приемов и методик, простое распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь невозможно.
На наш взгляд, образовательную основу тифлокомпьютеризации должно составить обучение незрячих и слабовидящих компьютерной грамотности при получении общего и профессионального образования. Освоение компьютерной грамотности и навыков использования компьютерных тифлотехнологий как средства компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией находится в соответствии с важнейшими задачами, решаемыми системой специального образования: дать каждому ребёнку соответствующий общим стандартам объем знаний и обеспечить реабилитационную подготовку выпускников. Современные компьютерные тифлотехнологии являются мощнейшим реабилитационным средством, а умение их использовать - важной составляющей обеспечения молодым людям с нарушениями зрения равных со здоровыми сверстниками стартовых возможностей.

Особое значение освоение компьютерных тифлотехнологий именно во время школьного обучения приобретает для слабовидящих детей. У них при работе на компьютере, также как и в других видах деятельности, зрительное восприятие продолжает оставаться ведущим. Однако в качестве вспомогательных инструментов для снижения зрительных нагрузок им полезно применять голосовое сопровождение, а также оптические и программные средства, обеспечивающие более подходящие для восприятия с помощью остаточного зрения параметры изображения. Как показывает практика, если своевременно не научить слабовидящих пользоваться такими средствами, они в большинстве случаев игнорируют их, переоценивая свои зрительные возможности, что нередко приводит к переутомлению и даже серьезному ухудшению и без того ослабленного зрения. Поэтому очень важно весь процесс освоения компьютера строить на основе адекватно подобранных тифлосредств, и сделать это необходимо именно в школе, чтобы предотвратить тот вред здоровью слабовидящих пользователей, который может нанести бесконтрольное самообучение.

Освоение компьютерной грамотности является одним из важнейших факторов готовности незрячих и слабовидящих школьников к получению высшего образования. В начале вузовского обучения многие студенты, выпускники школ для слепых и слабовидящих детей, испытывают трудности при работе с большим объемом информации и большим количеством ее источников, например, когда требуется подобрать литературу по заданной теме или из многих имеющихся книг выбрать нужный материал и систематизировать его. В школе ребятам почти не приходится заниматься подбором информации. Даже при использовании таких форм работы как рефераты и доклады учителя чаще всего подбирают нужный материал сами, так как доступ незрячих и слабовидящих школьников к информации очень ограничен. Использование компьютерных технологий обеспечит незрячим школьникам возможность самостоятельно работать с информацией и получить навыки ориентирования в большом объеме учебного материала, которые необходимы при обучении в вузе.

Компьютерные технологии способны существенно облегчить и сделать более эффективным учебный процесс, и, следовательно, их использование целесообразно с самых первых студенческих дней. Умение пользоваться компьютером может значительно облегчить процесс адаптации незрячего или слабовидящего студента к условиям высшей школы. Кроме того, как показывает практика, организация обучения основам компьютерной грамотности в период вузовского обучения связана с некоторыми дополнительными трудностями. Основным при этом является недостаток времени у студентов, особенно у первокурсников. Они еще не адаптировались к новой студенческой жизни и к требованиям вузовского учебного процесса, им очень трудно выделить время для дополнительных компьютерных занятий, которые на начальном этапе не могут обеспечить непосредственной практической отдачи. Ситуация осложняется тем, что первоначальное освоение работы на компьютере требует регулярных занятий. Если в тот период, когда ещё не освоены основные приёмы работы и не сформировано общее понимание процесса, происходит перерыв в обучении, занятия часто приходится начинать почти с нуля. Вместо надёжного помощника компьютер начинает казаться студенту лишней обузой, снижается мотивация к его освоению. Если же студент уже владеет основами компьютерной грамотности, дальнейшее углубление знаний - изучение новых программных средств и эффективных приемов работы - сочетается с практическим использованием для удовлетворения потребностей основного учебного процесса и становится его неотъемлемой частью.

Перечисленные аргументы убедительно свидетельствуют о том, что хотя бы первоначальное освоение компьютерных тифлотехнологий должно пройти в школьный период. Однако на сегодняшний день этот вопрос не имеет системного решения. Место изучения компьютерной грамотности в программе специальных школ для слепых и слабовидящих детей на государственном уровне не определено, в результате во многих спецшколах компьютерному обучению не уделяется должного внимания. В неспециализированных образовательных учреждениях учащиеся, имеющие глубокие нарушения зрения, компьютерных знаний и навыков часто совсем не получают. Это положение еще больше обостряется в связи с усилением в последнее время тенденции к интегрированному обучения слепых и слабовидящих детей в массовых школах.
Обучение компьютерной грамотности должно также стать неотъемлемой частью реабилитационного процесса при потере зрения. Обычно освоение рельефно-точечной системы Брайля для взрослых очень затруднительно из-за недостаточного развития осязания, и компьютер, оснащенный речевым выводом, становится для человека, потерявшего зрение единственным средством самостоятельной работы с информацией. В этом случае освоение компьютерных навыков имеет также важное психологическое значение, особенно для людей, занимающихся интеллектуальным трудом.

Кроме первоначального обучения компьютерной грамотности необходимо обеспечить возможность систематического повышения квалификации незрячих и слабовидящих пользователей и в первую очередь тех, кто использует компьютерные технологии в профессиональной деятельности. В соответствии с логикой общего развития компьютерных информационных технологий стремительно развиваются и тифлотехнологии. Появляются новые, более совершенные версии программных и аппаратных тифлосредств, грамотное использование которых могло бы существенно облегчить работу незрячих и слабовидящих пользователей и сделать ее более эффективной. Однако внедрение новых средств в широкую пользовательскую практику происходит очень медленно. Не имея возможности получить грамотную методическую поддержку, трудоемкому процессу самостоятельного освоения пользователи часто предпочитают применение уже имеющихся в арсенале средств и приемов работы. Отсутствие образовательной поддержки, направленной на повышение квалификации незрячих и слабовидящих пользователей, снижает практическую отдачу тифлокомпьютеризации.

В заключении подведём итоги. В современных условиях всё более важную роль в обеспечении лицам с глубокими нарушениями зрения реальных возможностей участия в различных сферах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность) начинают играть компьютерные тифлотехнологии. Однако тифлокомпьютеризация в нашей стране до сих пор не получила соответствующих социальной значимости этой инновации внимания и поддержки. Первоочередной задачей на пути полномасштабного внедрения компьютерных тифлотехнологий в интересах социальной интеграции инвалидов по зрению является развитие образовательных ресурсов в этой сфере:

- организация обучения компьютерной грамотности лиц с глубокими нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих) при получении общего и профессионального образования;

- организация обучения компьютерной грамотности в рамках реабилитационного процесса при получении инвалидности по зрению;

- организация системы повышения квалификации пользователей компьютерной тифлотехники;

- организация специальной подготовки педагогических кадров в области компьютерных тифлотехнологий;

- создание методической базы по обучению незрячих и слабовидящих пользователей компьютера.

Литература

1. Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий. Материалы научно-практической конференции. - Н. Новгород: ЦСТПР "Камерата", 2008. - С. 96.

2. Соколов В.В. Использование новейших компьютерных технологий в сфере специального образования - основа развития методик обучения незрячих школьников в перспективе // Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения / Сборник статей. - М.: Флинта; Наука, 2004. - С. 109-114.

3. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. - Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 154 с.


_________________________________________________________________________________
1. Тифло - от греч. typhus - слепой.

2. Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог, создатель рельефно-точечной азбуки для слепых, положенной в основу книгопечатания.

3. Для инвалидов по зрению был налажен массовый выпуск начитанных дикторами и записанных на магнитофонную ленту книг.


12.10.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован