16 сентября 2004
3477

Мария Слободская: `Главная идея - это укрепление вертикали ответственности`

Main 226785
На днях президент России озвучил новый политический курс, направленный на обеспечение безопасности и противодействие терроризму. Директор Института проблем гражданского общества Мария Слободская в интервью Стране.Ru поделилась своим мнением по поводу возможных последствий внедрения в России пропорциональной избирательной системы и создания Общественной палаты.

- На ваш взгляд, какая самая главная идея прозвучала в выступлении президента?

- Главная идея, на мой взгляд, - это укрепление вертикали ответственности, причем, это касается и государства, и общества. И без этого противостоять террористической угрозе невозможно. А вот для повышения ответственности предлагается укрепить вертикаль власти, которая на всех уровнях должна действовать согласованно в обеспечении задачи противодействия терроризму, изменить действующую систему выборов на ту, при которой могут появиться реальные и ответственные партии и создать механизм общественного контроля за органами законодательной и исполнительной власти. То есть в ответ обществу на его вопрос о способности государства создать эффективную систему безопасности президентом была предложена комплексная и логичная программа, и очевидна решимость Путина ее реализовать. Думаю, что большинство населения, которое устало бояться, поддержит его в этом. При этом никаких альтернативных предложений мы ни от кого не услышали.

В предложенной системе мер не хватает стратегического пункта - мер по борьбе с коррупцией. Хотя всем понятно, что коррупция разъедает государственную власть, снижает доверие к ней общества, способствует терроризму. Без самых решительных действий по ее искоренению никакие меры не будут эффективны.

- В своем обращении к гражданам после трагедии в Беслане Путин сказал, что нынешнее состояние политической системы не соответствует уровню развития общества. Выдвинутые президентом инициативы способны удовлетворить существующий запрос общества на безопасность?

- Мне как раз кажется, что нынешняя политическая система в достаточной мере отражает состояние общества, но состояние это явно нездоровое. По моему мнению, пропорциональная избирательная система будет способствовать появлению нормальных - в первую очередь ответственных - партий, что является важной составляющей в обеспечении безопасности.

Президент говорил о необходимости серьезных изменений в деятельности правоохранительных структур и спецслужб, о необходимости общественного контроля за ними. Если эти изменения будут достаточно глубокими и при этом общественность, например, через Общественную палату, получит инструменты контроля, то это будет отвечать задачам, которые ставит перед собой государство, и снизит беспокойство в обществе по поводу чрезмерного и неконтролируемого усиления силовых структур.

А вот насколько готово само общество к ответственному поведению в ситуации, когда атаки террористов становятся фактом ежедневной жизни, - это отдельный вопрос.

- То есть общество привыкло во всем полагаться на власть и никогда само не несет никакой ответственности?

- В целом это сейчас так. Но мы быстро эволюционируем.

- Одной из неожиданных инициатив президента стало заявление о необходимости создания так называемой Общественной палаты. По вашему мнению, какой круг вопросов должен входить в компетенцию этой палаты?

- То, что президент сам выдвинул такую инициативу, свидетельствует, что он осознает отсутствие площадок взаимодействия власти и общественности и считает такое положение ненормальным, в том числе серьезным препятствием в деле обеспечения безопасности.

Представляется, что палата могла бы быть многофункциональным органом: она могла бы осуществлять экспертизу наиболее значимых проектов нормативных документов законодательной и исполнительной власти и давать оценку реализации принятых норм, осуществлять общественный контроль за деятельностью исполнительных структур и вносить предложения по совершенствованию правоприменительной практики, она могла бы рассматривать и обобщать различные предложения общественности, рекомендовать их для внедрения и т.д.

Чтобы палата была функциональной, у нее должны быть определенные полномочия. Например, она может обладать своеобразным правом вето: если палата дает отрицательный отзыв на какой-то законопроект, законодатель обязан вернуться к его доработке. Наделение палаты исключительно консультативными функциями существенно снизит ее эффективность, и, кстати, ее ответственность.

- На каких принципах должно осуществляться формирование палаты?

- Есть большая опасность пойти по обычному для нас пути - собрать палату по представительскому принципу, то есть кого-то от бизнеса, кого-то от инвалидов, кого-то от женщин и т.д. Но в этом случае от нее трудно будет ожидать каких-то конструктивных стратегических предложений. Она скорее будет лоббистской структурой, продвигающей интересы отдельных групп. Думаю, что вопрос формирования палаты должен пройти процедуру общественного обсуждения. Мне кажется, что она должна формироваться из представителей общественности, обладающих экспертным потенциалом, причем, я не имею в виду `записных` экспертов, а в первую очередь экспертов из числа практиков. Но кто бы ни вошел в состав палаты, это должна быть открытая структура, в том смысле, что любой человек должен иметь возможность принимать участие в ее деятельности - вносить предложения, обсуждать, участвовать в работе экспертных и рабочих групп и т.д.

- Мария Александровна, а как вы считаете, палата должна функционировать исключительно на добровольных началах без финансовой подпитки со стороны государства?

- Палата должна, безусловно, иметь аппарат, обеспечивающий ее деятельность, но члены палаты должны работать исключительно на общественных началах. В ином случае они просто перестанут быть общественниками, а структура превратится в бюрократический орган. Я думаю, что не в этом заключается замысел президента. При этом государство может финансировать такие конкретные вещи, как проведение исследований, разработка программ и т.д.

- Могли бы мы позаимствовать какой-то зарубежный опыт в создании палаты?

- За рубежом нет такого разрыва между властью и обществом, как у нас, а потому и не требуется создания структур, подобных палате с функциями, о которых мы говорим. Большинство этих функций выполняют политические партии, но поскольку у нас они очень своеобразные, в период до образования нормальных партий, какие-то задачи может решать палата.

- В таком случае можно ли предположить, что инициатива президента о переходе к пропорциональной избирательной системе как-то подтолкнет партии к развитию, а граждан к стремлению через них выражать свои интересы?

- Да, я думаю, что это послужит толчком к формированию авторитетных, профессиональных партий, и люди начнут именно через них выражать свои интересы. Они станут в значительно большей степени заниматься стратегическими вопросами развития страны, чем это происходит сейчас. Сейчас наши партии - это партии конкретных людей или корпораций, и соответственно, их интересы они и выражают.

Считаю, что введение пропорциональной системы при наличии открытых списков (однако, в них должно быть не три первых кандидата, а значительно большее число) и при условии сохранения пятипроцентного барьера для партий сможет существенно оздоровить нашу политическую систему.

- Как вы думаете, на что направлено это решение? На то, чтобы в России осталось две-три партии?

- Не обязательно две-три. Может быть, пять-шесть, но существующие 50 нам явно не нужны.

- А вы думаете, это реально при планируемой избирательной системе и законодательстве о политических партиях?

- Вполне. Если партии будут работать с избирателями не только накануне выборов, будут заниматься привлечением сторонников и бороться за каждого человека, если они будут предлагать им понятные, конкретные и выполнимые вещи - это реально, даже при самом драконовском законодательстве.

- Можно предположить, что вслед за изменением избирательной системы на уровне выборов депутатов последует изменение порядка выборов, скажем, в Совет Федерации. Это логично?

- Я думаю, что при введении пропорциональной системы Совет Федерации должен избираться, а не назначаться, как сейчас.

- Путин также говорил о необходимости проведения совершенно иной политики в кризисных регионах. В связи с этим создание федеральной комиссии на Северном Кавказе под руководством Дмитрия Козака может как-то существенно повлиять на урегулирование ситуации в этом регионе?

- То, что президент сказал о необходимости изменения социально-экономической ситуации в республиках Северного Кавказа - это очень важно, и я уверена, что будет сделано многое, чтобы вывести их из состояния чудовищной нищеты. Уверенности в этом добавляет назначение именно Козака - очень профессионального и эффективного администратора.

Елена Земскова
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован