31 января 2002
1288

Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы

Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.

О семинаре

По данным ведущих кадровых агентств в 2001 году деловая активность в сфере предпринимательства на отечественном рынке труда достигла максимальных показателей.

Этому способствуют следующие основные факты, повлиявшие на рыночную ситуа-цию в сфере занятости:

  • Зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 года. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране.
  • Интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг, как пищевая, тек-стильная, мебельная, обувная, страхование, медицина и фармацевтика, образова-ние.
  • Расширение и интенсивное внедрение в бизнес-практику новых рыночных тех-нологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта).
  • Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий веде-ния коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества.
  • Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поис-ка новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости.

    В проекте федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Рос-сийской Федерации на 2000-2005 годы", подготовленной Минтрудом России обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда.

    В конце 2001 года по заданию Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве было проведено маркетинговое исследование состояния и перспектив развития молодежного рынка труда г. Москвы. Исследование проводилось силами Научно-аналитического центра социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений и Центра маркетинга и информационного ме-неджмента Российского государственного гуманитарного университета.

    По существу рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным секто-ром экономики. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирова-ния изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недоста-точных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда.

    Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей. Вакансий достаточно. Печать пестрит объявлениями - приглашением на работу, а между качества-ми, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Исследования, про-водимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 % в 2001 году по сравнению с прошлым годом, а в отдельных отраслях, например в промышленности, спрос по некоторым вакантным позициям вырос в 2 раза. И здесь решающую роль играет образование. Тем не менее среди молодых спе-циалистов около 30% безработных. Чем же можно объяснить подобное противоречие?

    Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Заказчиками у высшей профессиональной школы выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые скорее психологически понимают ситуацию на рынке труда. Вузы же не готовы, даже теоретически, рассматривать и подходить к подготовке специалистов с точки зрения товарных категорий. Правда, сейчас активно обсуждаются и ведутся работы по разработке стандартов профессий. Несомненно, что в дальнейшем потребуется пересмотр образова-тельных стандартов.

    Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование "умение обучаться", кото-рое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется нали-чие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.

    Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда.

    Стремительно формирующийся новый рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических, культурно-образовательных форм и способов эффек-тивного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производ-ственного потенциала. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложе-ния на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица, отражающая потребности новой экономики.

    Таблица 1 Перечень востребованных специальностей по перспективным направлениям развития экономики
    Наименования направленийНаименования специальностей
    1. Продвижение товаров и услуг на рынкеСпециалист по связям с общественностью; Специалист по технологии и дизайну упаковочного произ-водства; Специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика); Специалист по коммерческой логистике; Менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле; Менеджеры по работе с клиентами в рекламном агентстве; Сервис-инженеры в торговых фирмах
    2. Создание компьютерных информационных систем, обеспечение техническими средствами и каналами информацииИнженер-технолог телекоммуникационных систем; Системный аналитик; Специалист по компьютерным сетям; Специалист по защите информации; Дизайнер (менеджер) средств массовой информации; Системный программист; Администратор баз данных; Менеджер проекта в области информационных технологий
    3. Инвестиционная политика и правовая защитаЭкономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию; Экономист-менеджер по управлению инновациями; Экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью; Экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью; Экономист-менеджер по управлению качеством; Экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами; Юрист по предпринимательскому и коммерческому праву; Юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране; Специалист по экономике природопользования; Специалист по антикризисному управлению
    4. Модернизация промышленного производстваИнженеры-конструкторы машиностроительного производства; Инженеры-технологи, инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности; Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, сантехнических и вентиляционых систем; Специалисты по материаловедению и новым материалам; Специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям; Инженеры по технической эксплуатации транспорта
    5. Управление персоналомСпециалист по управлению персоналом (экономисты); Специалист по отбору персонала (кадровики); Специалисты по психологической поддержке

    Таблица показывает рост числа рыночных специальностей по сравнению с традици-онными. Наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время являются специа-листы в области маркетинга (увеличение спроса по сравнению с 2000 годом на 20-30 %), топ-менеджеры (35-40 %), руководители проектов (15-25 %), логисты (20-25 %), специа-листы IT-технологий для Hi-Tech компаний и промышленности (35-45 %).

    Отличительной чертой 2001 года специалисты считают возникновение существенно-го спроса на инженерно-технический персонал в области промышленного производства. Это: инженеры, технологи, директора производства, специалисты по контролю качества продукции для, в первую очередь пищевой, химической, мебельной, обувной, фармацев-тической промышленности.

    Специалисты по этим направлениям работы востребованы на рынке рабочей силы. Проблема здесь скорее в возможностях высшей школы обеспечить качественную подго-товку по этим специальностям. Это, в свою очередь требует эффективной системы "об-ратной связи" в системе "спроса и предложения".

    Требования работодателей к молодым специалистам

    Уровень безработицы в Москве остаётся самым низким по России. Каждый пятый молодой москвич обеспокоен проблемой трудоустройства. Ежегодно московский рынок труда впитывает в себя до 50 тысяч выпускников высших учебных заведений.

    Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать внутрифирменную профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей стано-вятся всё более жёсткими. Ниже приводится таблица требований работодателей к канди-дату, составленная по базам данных департамента федеральной государственной службой занятости и кадровых агентств на февраль 2000 г.

    Таблица 2. Требования столичного работодателя к кандидату
    ПараметрДиапазон по группам специальностей
    департаментагенства
    Индивидуальные особенности личности
    ПолБолее 11% всех вакансий только для женщин. Дискриминация женского труда по отдельным профессиям незначительна.Преобладание вакансий для женщин только для педагогов и бухгалтеров. По другим специальностям шансы мужчин на 20-30% выше.
    ВозрастНет данныхмужчины: 23 - 45 лет женщины: 23 - 40 лет
    Внешний видНесоответствующий внешний вид - основная причина отклонения кандидатуры работодателем
    ЗдоровьеНет данныхНет данных
    Личностные качества (коммуникабельность, активность…)Зависят от специфики предлагаемой работы
    Квалификационно-профессиональные требования
    Опыт работы по данной должности/специальности18 - 74% вакансийот 2 лет 71 - 93% вакансий
    Знание рынкаНет данных0 - 15% вакансий
    Наличие установившихся деловых связей или клиентской базыНет данных0 - 26% вакансий
    Образовательный уровеньУказывается в общем виде (в/о гуманитарное, техническое, медицинское, юридическое). Средний балл выпускника 4,5 - 4,75. В отдельных случаях указываются конкретные вузы
    Специальность/специализацияВ основном, указывается должность
    Дополнительные профессиональные знанияНет данных6 - 58% вакансий
    Знания в смежных областяхНет данных3 - 14 областей знаний
    Компьютерная грамотность10 - 100% вакансий12 - 100% вакансий
    Дополнительные навыки (водительские права, спорт…)Зависят от специфики предлагаемой работы
    Соответствие условиям работы (по группам специальностей)
    Средняя зарплата, у.е./мес.50 - 150450 - 600
    Московская пропискаНет данных0 - 28% вакансий
    Район проживанияНет данных0 - 42% вакансий
    Согласие на командировкиНет данных0 - 42% вакансий

    Эти данные подтверждаются проведённым исследованием Центра маркетинга и ин-формационного менеджмента РГГУ основных периодических изданий по трудоустройст-ву и образованию. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты 8 наиболее популярных в России газет и журналов ("Работа и зарплата", "Работа для вас", "Элитный персонал", "Работа сегодня", "Куда пойти учиться", "Из рук в руки"). Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы об-ращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые анали-тики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т.п. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:

    • наличие высшего образования - 90% от общего числа
    • знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя - 95%
    • знания как минимум одного иностранного языка - 50%
    • наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) - 50%

    Обращает на себя внимание, что подавляющая часть объявлений "Ищу работу" идет со стороны женщин. Однако спрос работодателей в основном адресован мужчинам.

    Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, можно сказать, что образование в вузах отстаёт от требований ра-ботодателей. Немногие из государственных вузов, (а в них готовят более 90% всех спе-циалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация пока невысо-ка.

    По нашим данным на рынке труда происходит постепенное снижение спроса на та-кие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах "ищу работу" именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.

    Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Эту задачу предстоит ре-шить в ближайшее время высшему образованию.

    Директор Центр маркетинга и информационного менеджмента,
    кандидат философских наук, доцент Шевченко Д.А.

     

    www.marketologi.ru

    31.01.2002

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован