26 марта 2013
6006

Массовую информацию ограничивают в средствах

Налоговые льготы могут оставить только социально ориентированным изданиям

Вчера единороссы заявили, что налоговая политика в отношении средств массовой информации должна быть пересмотрена, в частности, лишены налоговых льгот печатные издания, за исключением "социально ориентированных" - такое понятие может появиться в федеральном законодательстве. Поручение проработать этот вопрос уже дано группой депутатов думскому комитету по бюджету и финансам. Пересмотр налоговой политики для СМИ поддержал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов. Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил "Ъ", что экономическая независимость СМИ стала "практически невозможной" и Дума должна создать условия, при которых они будут "зависеть только от тиража, рейтинга и уважения общества".

Вчера в беседе с журналистами глава генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что не исключает появления в федеральном законодательстве понятия "социально ориентированное СМИ". "А почему бы и нет",- заявил он, отметив, что над критериями такого СМИ стоит подумать, но "главное, чтобы оно служило народу". С ним солидарна его заместитель по партии Ольга Баталина, по словам которой подобные фискальные послабления должны быть адресными и "иметь логику, почему именно это СМИ дотируется из госбюджета".

В минувшую пятницу группа депутатов-единороссов и членов "Общероссийского народного фронта" обратилась с протокольным поручением к налоговому комитету Госдумы с тем, чтобы разработать поправки к Налоговому кодексу и пересмотреть принцип предоставления льгот СМИ. Депутаты предлагают три варианта: лишение всех печатных изданий налоговых льгот, лишение льгот изданий, публикующих объявления эротического характера (изданиям рекламного или эротического характера Налоговый кодекс запрещает такие льготы), продумать участие региональных структур в определении получателей налоговой льготы в субъектах РФ, поскольку это "позволит гораздо оперативнее и с меньшими затратами устанавливать, не злоупотребляет ли издание правом на льготы по уплате НДС". Впрочем, по словам госпожи Баталиной, эти варианты стоит рассматривать не "по форме, а по смыслу".

Глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров ("Единая Россия") пока воздержался от комментариев. А первый зампред комитета Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия") заявила "Ъ", что поручение в комитете еще не рассмотрено. "Если дается преимущество экспортным предприятиям, то это делается вне зависимости от того, что они выпускают, а не так: если выпускаешь зеленые кофточки - дадим, а если синие и они нам не понравятся - не дадим",- сформулировала она свое отношение к инициативе единороссов.

В настоящее время печатные СМИ (за исключением эротических и рекламных изданий) платят НДС по такой же десятипроцентной ставке, что и производители так называемых социально значимых товаров - хлеба, молока, рыбы, мяса, овощей, а также детской одежды и обуви. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость в РФ составляет 18%. Льгота, полной или частичной отмены которой добиваются единороссы, существует уже двенадцатый год - десятипроцентная ставка НДС была введена 1 января 2002 года. До этой даты газеты и журналы были освобождены от уплаты этого налога. Десятипроцентная ставка при введении стала компромиссом между тогдашней Госдумой и правительством, которое требовало полной отмены дарованной прессе в 90-е годы льготы. Предоставляя льготы СМИ в 2002 году, власти предполагали, что ставка просуществует лишь год - однако ее действие неоднократно продлевалось. Еще одна льгота СМИ, на которую могут покуситься депутаты,- пониженная ставка страховых взносов. Сейчас общая ставка этих платежей в Пенсионный фонд и в фонды социального и обязательного медицинского страхования равна 30%. Для СМИ на 2013 год она равна 28%.

Неожиданно идею пересмотреть налоговые льготы СМИ поддержал соавтор закона "О СМИ" Михаил Федотов. Он заявил "Ъ", что предложение депутатов "может быть вполне здравой идеей". По его словам, когда в 2004 году во время "монетизации льгот" был отменен закон "О господдержке СМИ и книгоиздания", президент давал поручение подумать, как компенсировать потери СМИ. "Одним из пунктов выполнения этого поручения могла бы быть реализация идеи депутатов. Помимо "большой" прессы существует "малая" пресса, которая перебивается с хлеба на воду. Даже на федеральном уровне есть масса газет и журналов, которые пишут о проблемах детей, инвалидов и коммерчески невыгодны",- напоминает он. Как вариант, господин Федотов предложил "определять социально ориентированные СМИ, используя модель закона о социально ориентированных некоммерческих организациях" (НКО).

Термин "социально ориентированный" используется в отношении части НКО, система которых проходит период реформирования. К примеру, анонсируя доклад, посвященный реформе НКО, глава созданного с подачи Кремля Фонда развития гражданского общества Константин Костин предложил для государственно-ориентированных и социально ориентированных НКО разработать режим благоприятствования: налоговые льготы, налоговые вычеты для жертвователей НКО (см. "Ъ" от 15 марта). С его точки зрения, такую практику можно было бы распространить и на СМИ. "Надо только понять, какие именно СМИ считать социально ориентированными, то есть каковы критерии - по аудитории, характеру публикуемой информации, характеру распространения",- говорит он. Кроме того, господин Костин напоминает, что налоговые льготы для СМИ вводились в конце 90-х годов, когда финансовый кризис ударил по системе распространения печатных изданий: "Сейчас другая экономическая ситуация, рекламный рынок, который является основным средством дохода СМИ, растет".

Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает, что дифференцированный подход к налоговым льготам СМИ недопустим, поскольку даст государству дополнительные возможности для манипуляции свободой слова. "Это приведет к дальнейшему подавлению СМИ государством, поскольку четкие критерии выработать невозможно. А там, где невозможны четкие критерии, это оставляет ворота для произвола и коррупции",- полагает он. Господин Сванидзе считает, что инициатива единороссов имеет "постыдно-прикладной характер", когда законодательная инициатива "служит как дубина" и ее узкий политический смысл - наказать конкретное издание - газету "Московский комсомолец", критическая публикация которой в адрес трех представительниц фракции "Единая Россия" вызвала возмущение их соратников. Поручение о пересмотре налоговых льгот возникло на прошлой неделе после того, как единоросс Андрей Исаев и главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев обменялись резкими обвинениями. В частности, в поручении депутаты отмечают, что "некоторые СМИ, принимая помощь от государства, используют предоставленные им возможности для собственной наживы, не брезгуя никакими способами получения доходов, в том числе предоставляя площади под рекламу интимных услуг". А владельцы "вышеупомянутых СМИ", по их словам, позволяют себе "вести роскошный образ жизни, покупать в Париже недвижимость класса люкс на Бульвар Ланн и тратить крупные суммы на дорогостоящие хобби типа трофейной охоты в тропиках".

Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил "Ъ", что "экономическая независимость СМИ сегодня стала практически невозможной" и Дума должна прежде всего "вернуть возможность для СМИ зависеть только от тиража, рейтинга и уважения общества".

Ирина Нагорных, Максим Иванов, Вадим Вислогузов
КоммерсантЪ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован