17 января 2007
3777

Материалы пресс-конференции группы депутатов, посвященной обострению российско-белорусских торгово-экономических отношений

Владимир Никитин, депутат фракции "Родина":

- Уважаемые коллеги, я с удовольствием принял приглашение поучаствовать в сегодняшней пресс-конференции, поскольку действительно пытался подготовить проект обращения, которое фракция "Родина" в Государственной Думе вынесла на рассмотрение парламента. И в какой-то мере считаю, что наше обращение в адрес двух президентов получило положительное разрешение, хотя Госдума отказалась его рассматривать. Хочу акцентировать внимание на нескольких моментах. Не личная встреча президентов, а телефонный разговор привел к некоторому успокоению ситуации. Это как раз то, чего мы добивались - начала конкретного обсуждения многих вопросов. И второе - выхода из узкого корпоративного подхода, выхода только из обсуждения проблемы энергоносителей. Мы считаем, что это абсурд, когда подписывают десятки соглашений по обороне, экономических, гуманитарных - все сводить только к ценам на энергоносители. В нашем обращении ставился вопрос, а кто посчитал, какую цену заплатит Россия за разрушение устоявшихся связей в других важных сферах сотрудничества с Белоруссией? Ход последующих событий показал, что мы были правы. Во-первых, переговоры пошли, во-вторых, переговоры судя по всему, вышли за рамки только вопроса цен на энергоносители и таможенных пошлин. Тем не менее, негативный результат уже налицо. Налицо, потому что бьет по имиджу Российской Федерации, как надежного поставщика энергоресурсов. И меня в этой ситуации невероятно удручает антибелорусская кампания некоторых российских информационных каналов, я имею в виду и телевидение, к сожалению, и Первый, и Второй канал, и некоторые газеты. Знаете, мне просто стыдно читать многие публикации. Можно в чем-то ошибаться, можно действительно искренне верить, что Россия из своего кармана последние доллары вынимала, субсидировала Лукашенко, а если бы 3-6 млрд. долларов взяла, она бы конечно улучшила ситуацию в своем сельском хозяйстве, подняла бы пенсии, детские пособия, и так далее. То есть сама по себе логика, что Лукашенко на перепродаже российских ресурсов построил образцовый советский колхоз, по-моему, просто унижает и наших журналистов, и наш народ. В нашей же Смоленской, Псковской, Новгородской, Брянской областях такие же цены на энергоносители, и мы их продаем на порядок больше энергоносителей по мировым ценам. Но почему же у нас эти деньги тогда внутри страны не работают? Получается, что проблема этих 3-4 млрд. долларов, которые якобы для России кто-то хочет дополнительно заработать, - перевертывание ситуации. Речь-то идет о другом: кто же заплатит за те убытки, которые неизбежно, на мой взгляд, возникнут. Они возникнут, почему? Потому что, во-первых, 12-го декабря приняли новый бюджет Союзного государства, его можно с полной уверенностью сказать, нужно пересчитывать. Потому что изменение цен на энергоносители, если будет применена эта идиотская пошлина на нефть, поставляемую на переработку в Белоруссию, поменяет оценку всех бизнес-проектов, а это около 40 программ в разных сферах, которые идут между нашими государствами. Причем не только на белорусской стороне, потому что если белорусские предприятия поставят потом продукцию в Ярославль и в другие города, то изменятся затраты и наших производителей. И что наша продукция, которую мы в рамках программы "Дизельное автомобилестроение", других сферах готовим для мирового рынка, вся станет дороже и станет менее конкурентоспособной. Значит, кто же за это заплатит?

Калининград. Кто посчитал, что произойдет, если изменятся условия транзита по железной дороге, автоперевозки, о чем говорил Геннадий Николаевич (Селезнев - ред.) в условии, когда практически все пункты проезда на российско-латвийской границе, и когда ездит огромное количество граждан на своих легковых автомобилях. Я не знаю, случайно или нет, но калининградцам уже объявили, что они начинают в эти дни платить при каждом въезде на территорию Белоруссии десять долларов, поскольку Россия уже в декабре ввела 10 долларов соответственно для белорусского гражданина. То есть, если это трактуется, как временный ввоз транспортного средства, и люди должны раскошелиться, причем они еще не знают, как платить, где платить, опять часовые очереди, нервотрепки и так далее.

Грузовые перевозки. Белоруссия уже тоже объявила, что если этот товар произведен на территории Калининградской области и имеет сертификат происхождения, то его ввоз на территорию Белоруссии запрещен. Если не имеет такого сертификата, соответственно, нужно таможенное сопровождение. То есть дополнительные затраты вырастают как ком. И за это платит человек из своего кармана, за это платят хозяйствующие субъекты тысячи, десятки тысяч хозяйствующих субъектов. Поэтому, на мой взгляд, то, что такое заявление прозвучало, и то, что для СМИ была возможность проанализировать, позитивный момент. Возможно, мы в чем-то ошибаемся. Но идея выхода на более широкий комплекс оценки всех проблем, что будет действительно, если Белоруссия потребует определенной платы за транзит и другие вещи, связанные с гуманитарными вопросами, как они отразятся на людях, как это отразится на их нервах и здоровье, очень важна.

Я, честно говоря, надеюсь, что все-таки российские СМИ отойдут от лоббирования интересов нефтяных и газовых баронов и проявят свой профессионализм и уйдут от такой жесткой зависимости и выполнения неких экономических заказов.

Сергей Глазьев, руководитель Национального института развития:

- Уважаемые коллеги, Владимир Петрович представляет Калининградскую область, это депутат в нашей фракции, избранный по Калининградской области. Смею заметить, что если исходить из чисто экономических текущих доходов и расходов логика о том, что Белоруссия это для нас обременительный партнер автоматически будет означать, что Калининград еще более обременительный партнер. И уже есть люди, желающие обосновать целесообразность отделения Калининграда от России. Я уж не говорю про Чечню, которая уж настолько обременительный, так сказать, субъект федерации, или про Чукотку. То есть экономическая логика в этих вопросах не работает. Это первый тезис, на который я хотел бы обратить внимание. Если разбирать вопросы экономические по существу, то нетрудно показать, что краткосрочные прибыли, которые дополнительно получит Газпром и немножко российский бюджет от экспорта будет в сотни раз меньше, чем те убытки, которые мы получим в долгосрочном плане, как Россия. Убытки за сужение Единого экономического пространства, которое перестает существовать на наших глазах, убытки в торговле, про которые Владимир Петрович говорил, убытки в кооперации. Ведь Белоруссия имеет существенно более высокий технический уровень экономики, чем Россия в среднем. Белоруссия развивается более высокими темпами, Белоруссия является некоторым, пусть небольшим, но существенным локомотивом экономического роста на нашем пространстве, и надо заметить, что в стоимости конечных белорусских изделий доля российских материалов и комплектующих достигает 80%.

Поэтому, если объем валового продукта сокращается на один рубль, то 80 копеек добавленной стоимости из этого рубля теряет Россия и 20 копеек теряет Белоруссия. Поэтому мультипликатор - слово, наверное, неизвестное господину Грефу, однозначно говорит о том, что разрыв торгово-экономических связей или их обременение дополнительными поборами на России скажется гораздо более существенно в смысле экономических потерь, чем даже на самой Белоруссии. И, конечно, банкротство белорусской промышленности России невыгодно. Оно повлечет огромные потери у нас, намного превосходящие краткосрочные доходы Газпрома и нашего бюджета. Если интерес Газпрома не вызывает сомнений, ему очень хочется расширить продажу газа на экспорт в дальнее зарубежье, в любимую Германию, поэтому для того, чтобы расширить поставки газа в любимую Германию, даже белорусам изначально была предложена цена на газ, выше, чем Германии. Если начать только с этого, можно объяснить, почему Лукашенко не смог сдержать эмоций в тот момент. И политика Газпрома носит последовательный характер в этом плане. Начали с Украины, затем последовал Кавказ, теперь Белоруссия, и на наших глазах то же самое в России происходит. То, что делает Газпром в Белоруссии, это - прелюдия к тому, что Газпром будет делать в России. Ведь господин Христенко, главный лоббист Газпрома в правительстве России уже четко заявил, что наши предприятия через четыре года должны перейти на мировые цены на газ. Это будет означать банкротство для химиков, для металлургов, для многих отраслей металлопереработки. А тем временем уже сегодня цены на газ объявлены для российских предприятий свободными. Это означает, что Газпром уже с 1 января этого года может установить любую цену на поставки газа российским потребителям. Газпром, конечно, пока боится российским потребителям поднимать цены на газ до мирового уровня, но он к этому стремится. Если следовать этой порочной логике, что якобы мы субсидируем Белоруссию поставками газа, то приходится признать, что с точки зрения апологетов, защитников, лоббистов интересов Газпрома идеальное устройство Российской Федерации - это Ямало-Ненецкий округ, Москва и территория, по которой проходит труба. Все. Больше этим господам ничего не нужно, просто ничего. Была бы их воля, от России осталась бы одна труба. К сожалению, эти люди даже не думают о том, что в газовую разработку вообще-то надо вкладывать деньги. И та сверхприбыль, которую Газпром сегодня получает, мы оплатили колоссальными инвестициями еще в те годы советской власти, когда Газпром занимал здание средней школы рядом с метро "Университет". Вот именно тогда поднималась газовая отрасль, тогда вкладывались огромные силы и средства, а не сейчас, когда только "пилят", как они любят говорить, и не вкладывают в разработку новых месторождений. А дефицит газа уже налицо. Уже аппетиты газпромовских руководителей максимизировать валютную выручку привели к тому, что мы в Московской области в прошлом году и позапрошлом сталкивались с падением давления в трубе. И уже сегодня Газпром заявляет о том, что дефицит газа возникает. Как бороться с дефицитом? Не путем разработки новых месторождений, как нормальный экономист бы предложил, а путем повышения цен на газ внутри страны с тем, чтобы сжать потребление внутри страны, и увеличить потребление вовне. Белоруссия просто стала второй жертвой после Украины в этом процессе. А третьей будет конечно российская промышленность. Так что в отношении политики Газпрома у меня сомнений нет. Это транснациональная корпорация, которая стремительно интегрируется в Европейский Союз, которая максимизирует поставки газа в Европу в целях, ведомых только руководству Газпрома. И интересы Газпрома сегодня очень сильно расходятся с интересами развития экономики и промышленности России, о чем свидетельствует позиция господина Христенко, который в нарушение закона о бюджете, где мы утвердили максимальный предел повышения цены на газ, вдруг заявил (когда бюджет приняли с этой нормой), что бюджет для него не указ. Что означает либерализацию газового рынка с 1 января.

Теперь, собственно, про бюджет я хотел сказать. Есть аргумент, что нам необходимо переходить на мировые цены с Белоруссией, потому что увеличатся доходы в бюджет. Уважаемые коллеги, российский бюджет не ни копейки денег от экспортных пошлин, которые начинают взиматься сегодня, не получит. Эти деньги получат бюджеты стран НАТО, как известно, потому что господин Кудрин все российские нефтедоллары отправляет не в российский бюджет, как получатель, а Соединенным Штатам на финансирование военных расходов, Англии, которая признала Кудрина лучшим министром планеты с точки зрения английских коммерческих интересов. И получается, что российские правительство вводит экспортную пошлину поставок нефти в Белоруссию только для того, чтобы увеличить кредит, выделяемый американцам на финансирование войны в Ираке. Если называть вещи своими именами. Потому что экспортный доход от экспортных пошлин пойдет на покупку казначейских обязательств США и Англии, на финансирование государственного долга, который возникает, как вы хорошо знаете, из непомерно раздутых военных расходов, связанных с безумной военной авантюрой в Ираке.

Завершая экономическую тему, два слова о правовой стороне вопроса. Журналистам роздан текст договора для того, чтобы посмотреть. Этот документ представил Владимир Владимирович Путин, будучи премьером, на нем стоят подписи Лукашенко и Ельцина, это Союзный договор. В Союзном договоре зафиксированы принципы Единого экономического пространства, принципы единого ценообразования, единой торговой политики. То есть нетрудно увидеть, что все, что делало российское правительство последние полгода в отношении Белоруссии, является грубым нарушением Союзного договора. Начиная с денонсации нашей стороной соглашения по ценообразованию, и завершая введением экспортной пошлины, включая и повышение цены на газ. Конечно, белорусы тоже нарушили нормы Союзного договора, введя транзитную пошлину, но это была компенсационная мера. Я ни в коей мере не хочу оправдывать это действие, но надо признавать, что первые нарушения Союзного договора пошли со стороны российского правительства.

Теперь возникает вопрос о причинах, почему все это происходит? Первую причину мы уже разобрали, это политика Газпрома, его коммерческий интерес. Действительно, Газпром приобретает лишний миллиард долларов плюс трубу через Белоруссию через несколько лет. Интерес российского бюджета здесь отсутствует. Но есть еще один любопытный момент, на который я хотел обратить ваше внимание. Одним из главных противников нашего Таможенного союза с Белоруссией, Единого экономического пространства с другими государствами является господин Греф, который, я помню, на встрече с министром экономики Украины заявил: "Выходите из Единого экономического пространства, мы только будем рады". Это слова... министра экономики. Я был несколько поражен такой позицией российского министра, которая буквально противоречила тому, что говорил российский президент. Напомню вам, что несколько месяцев назад в Сочи состоялся саммит глав СНГ, где в частности было принято решение о том, что в декабре прошлого года должны были быть подписаны соглашения по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Об этом сегодня все молчат. Решение глав государств было сорвано российскими министрами. Почему Греф так поступает? Почему он вопреки Союзному договору и вопреки указанию, которое он получил от своего же президента, вместо того, чтобы спешно готовить к подписанию договор о Таможенном союзе, вводит экспортную пошлину? Дело в том, что позиция этого господина заключается в том, что России нужно самостоятельно вступать в ВТО. Без наших партнеров по Таможенному союзу. И именно так Россия сегодня ведет переговоры. На вопрос, как участникам Единого экономического пространства и Таможенного союза можно вступать в ВТО по отдельности, ответа нет. Потому что это абсурдная постановка задачи. Нельзя войти в ВТО отдельно Белоруссии, отдельно России, отдельно Украине и Казахстану, и в то же время остаться в Таможенном союзе. Теоретически это можно сделать, если все страны будут включены на абсолютно одинаковых условиях, и то нам придется вести очень тяжелые переговоры с партнерами, но условия-то получаются разные. Мы уже видим, что Украина, Казахстан имеют существенные отличия от российской переговорной позиции. И только Белоруссия - единственное государство, которое четко следует этому принципу, они готовы входить в ВТО на тех условиях, которые согласует Россия. Но развал Таможенного союза и вхождение России отдельно от Белоруссии в ВТО поставил перед нами неразрешимую задачу. Потому что Белоруссия, не являясь участником ВТО, и в то же время являясь стороной нашего Таможенного союза, создает ситуацию, при которой наше таможенное пространство, частично признаваемое, частично нет, едва ли будет воспринято легитимно в ВТО. Таким образом, дело идет совершенно сознательно и последовательно к развалу Единого экономического пространства, Таможенного союза, и фактическому разрушению Союзного государства. Главным лоббистом в этом направлении является Греф.

Возникает вопрос, а в чьих интересах это делается? Вообще кто заинтересован в развале союзного государства с Белоруссией? Ну не будем брать российских олигархов, которые боятся Лукашенко. Всем известна совершенно четкая и открытая позиция американского руководства, Госдепа США, которая неоднократно всплывала на наших внутренних переговорах между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией, согласно которой главная геополитическая стратегия Соединенных Штатов на постсоветском пространстве является недопущение нашего воссоединения. Вам любой американский конгрессмен это скажет. В чем интерес Америки здесь в России? В том, чтобы не произошло воссоединение с Белоруссией, с Украиной и с Казахстаном. Они не просто так формулируют, они действуют в этом направлении очень эффективно. Поэтому сами судите, чьи интересы господин Греф в данном случае выражает. Я уверен, что конфликт этот будет снят, потому что стороны уже изрядно потрепали друг другу нервы и дискредитировали друг друга, стали посмешищем в глазах всего мира. Поэтому у меня нет сомнений, что вслед за Белоруссией, которая в очередной раз взяла моральный удар на себя, первая отменила транзитную пошлину, как противоречащую нашему соглашению по Союзному государству, Россия тоже отменит экспортные пошлины. Я выражаю надежду, близкую к уверенности в том, что это произойдет. Но что дальше делать?

Нам из этого позорища нужно извлечь какие-то позитивные уроки. Единственный, позитивный урок заключается в том, чтобы скорее ратифицировать Конституционный акт о создании Союзного государства, создать наднациональные органы - общий таможенный комитет Союзного государства, прежде всего с тем, чтобы уже ни Греф, ни Кудрин, а единые государственные органы власти Союзного государства решали все эти вопросы. Будет единый таможенный комитет Союзного государства, значит, не будет этих таможенных глупостей, которые сейчас возникают повсеместно. Будет единое министерство торговли, значит, не будет никаких экспортных, импортных пошлин. И так далее. Последнее, о чем я хотел сказать. Конечно, легко сказать, но как говорится, трудно сделать, создать полноценное Союзное государство не только с Белоруссией, но и с Украиной, и Казахстаном. Но я могу сказать, что экономически здесь проблем нет никаких. Юридически здесь проблемы все решены, и соглашение было внесено. Есть политические проблемы, которые решает политическая воля.

Я в порядке новогодней шутки хочу предложить такой сюжет вам на рассмотрение. Из четырех президентов, которые сегодня руководят государствами, желающими объединиться снова в Едином экономическом пространстве, по меньшей мере, только Владимир Владимирович имеет бесспорную легитимность в глазах мирового сообщества и в глазах собственных граждан. Легитимность Ющенко под сомнением в связи с очень странной процедурой его избрания. И значительная часть людей ее не признает, как известно. Легитимность Лукашенко под сомнением в связи с бесконечным продлением срока полномочий, то же самое касается легитимности Назарбаева. Легитимность преемника Владимира Владимировича тоже будет под большим вопросом, с учетом той политической системы выборов, которая у нас сейчас де-факто сложилась. Я думаю, что очень многие не признают легитимность самих выборов в таких условиях. Поэтому единственный способ нашим главам государств возобновить свою легитимность на бесконечный срок, - провести общие выборы. Ведь никто не хочет уходить, замечу. Никто не хочет уходить. Раз никто не хочет уходить, значит должна быть политическая воля. Как можно остаться? Только в Союзном государстве, у нас с вами прекрасная возможность вместо странной игры в преемника с очень сомнительными технологиями иметь полноценные выборы главы Союзного государства из четырех очень уважаемых, авторитетных людей. Господин Ющенко с любой партией, например, в лице нашего СПС, господин Лукашенко с нашими коммунистами, Назарбаев с нашими евразийцами, у каждого в России есть сторонники. И Владимир Владимирович, как лидер государства нашего, на котором лежит ответственность по формированию в том числе и Союзного государства. Мне кажется, это очень хороший выход из очень сомнительной политической ситуации, в которой мы все с вами оказались.



17 января 2007 г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2101
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован