27 октября 2008
5928

Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития

14, 15 и 16 октября 2008 года в Институте современного развития состоялась серия "круглых столов", посвященных обсуждению правовых основ политического развития и финансово-экономической базы местного самоуправления в России. Накануне вступления в силу Федерального закона N131-ФЗ от 06.1 0.2003 г. на всей территории страны данные темы стали предметом рассмотрения в трех профильных аналитических докладах, подготовленных ИНСОРом и вынесенных на обсуждение экспертного сообщества.

Президент России Дмитрий Медведев обозначил значимость работы по совершенствованию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач: "местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху".

Задавая тон дискуссиям, председатель Правления ИНСОРа Игорь Юргенс отметил, что нынешние процессы в сфере территориального развития страны имеют крайне важное значение. Впервые в современной истории происходит достройка публичной власти снизу, а не сверху. Как подчеркнул И.Юргенс, сегодня, находясь на рубеже нового этапа муниципальной реформы, важно понять какую модель местного самоуправления мы формируем в стране, каковы ее достоинства и недостатки, что необходимо сохранить, а что - изменить.

Андрей Максимов, Сергей Михеев и Давид Шавишвили представили результаты правового, политологического и экономического анализа местного самоуправления, проведенного в ходе исследовательского проекта Института современного развития. Докладчики ознакомили экспертов с основными результатами исследований и озвучили выработанные по соответствующим проблемам рекомендации.

Основные идеи юридического доклада - увеличение гибкости, вариативности правового регулирования местного самоуправления в сочетании с четкой регламентацией конкретных процедур; рассмотрение в среднесрочной перспективе вопросов о факультативности районного "звена" муниципальных образований; определение правового статуса городских агломераций, уточнение принципов реорганизации муниципальных образований; разделение вопросов местного значения на обязательные и свободно принимаемые муниципалитетами к решению; институционализация и четкое "прописывание" в законе форм государственного контроля в муниципальной сфере.

Основными направлениями развития самоуправления как института публичной власти были обозначены: необходимость разработки общенациональной Концепции совершенствования муниципальной политики, определение ее стратегического вектора; дальнейшая децентрализация и расширение автономии местной власти в разумных пределах; поддержка "муниципального класса" и развитие партийной конкуренции на местах.

В части финансово-экономической базы были отмечены следующие приоритеты: поиск оптимального места местного самоуправления в системе институтов рыночной экономической системы; расширение фискальной автономии муниципалитетов, вывод на "бездотационность" максимального их числа; закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе таких отчислений от региональных и местных налогов, которые были бы способны стимулировать муниципальные органы к расширению налогооблагаемой базы территорий.


Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован