03 февраля 2007
988

Метания Зурабова

Реализация пенсионной реформы идет очень трудно, что объясняется множеством причин различного характера. В пятницу стали известны некоторые предложения по ее корректировке, которые были разработаны в ведомстве Михаила Зурабова. В частности, в документе Минздравсоцразвития, опубликованного в газете "Коммерсант", правительству предлагается "обособить институт пенсионных накоплений от института обязательного пенсионного страхования", что, по мнению разработчиков, поможет решить проблему дефицита средств в Пенсионном фонде. Очевидно, что дальнейший ход пенсионной реформы требует серьезного обсуждения, однако вряд ли предлагаемые Зурабовым новшества получат однозначную поддержку в правительстве. Эксперты же считают, что слишком частая корректировка пенсионных программ в значительной степени подрывает доверие к действиям правительства в целом.

Три кусочка на старость

Пенсионная реформа, которая стартовала в России в 2002 году, была начата не от хорошей жизни. Предпринимаемые в ее рамках шаги были обусловлены жесткими императивами социально-экономической реальности. Нарастающий демографический дисбаланс, очевидным следствием которого становилось нарастание числа иждивенцев в расчете на каждого работника трудоспособного возраста, неотвратимо со временем привел бы к краху старой пенсионной системы, построенной на принципе перераспределения. В этих условиях государство вынуждено было идти на то, чтобы переложить основную ответственность за пенсионное обеспечение на самого гражданина и его работодателя.

Долгожданная реформа стартовала в 2002 году, и большинство россиян стали с этого времени регулярно изымать из своих почтовых ящиков "письма счастья" из Пенсионного фонда. Суть реформы состоит в том, чтобы разделить потоки, направляемые на пенсионное обеспечение. В настоящее время Пенсионный фонд России получает 26% от размера единого социального налога, который перечисляют в бюджет все субъекты экономической деятельности. В дальнейшем происходит разделение этих сумм на две или три части (базовую, страховую и накопительную) в зависимости от возраста работника (до или после до 1967 года рождения). При этом обладатели накопительной части получили право распоряжаться этой частью будущей пенсии, которая поступает уже не в общий фонд, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Таким образом, каждый гражданин, начиная с 1967 г.р., в процессе работы начинает накапливать себе на пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.

"Молчунов" не проведешь

Однако в ходе реформ выявилась масса проблем, одной из которых стало появление так называемых "молчунов" и текущий дефицит Пенсионного фонда. "Молчуны" - это граждане, которые не известили Пенсионный фонд о том, что они воспользовались предоставленным им правом выбора частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов для инвестирования средств пенсионных накоплений. Таких среди россиян, которых затрагивают пенсионные проблемы, примерно 90%. Их пенсионными средствами сейчас распоряжается государство, которое чересчур самонадеянно понадеялось "скинуть" будущих пенсионеров со своих плеч в руки частных компаний. И поэтому распоряжается этими накоплениями госпосредник в лице Внешэкономбанка не очень эффективно, и пенсионные накопления сейчас стремительно съедает инфляция. Но другого и быть не может: ведь, по закону, средства "молчунов" можно вкладывать только в очень надежные, а значит низкодоходные финансовые инструменты. Риск, как известно, благородное дело, но государство в этом вопросе рисковать совершенно не собирается.

С другой стороны, дефицит Пенсионного фонда, превысивший уже 100 млрд рублей, почти исключительно обязан своим нарастанием тому, что ставка ЕСН в угоду бизнесу и политике снижения налогов была снижена с 36% до 26%, а найти замены этим отчислениям правительство не захотело или не смогло.

Своеобразный рецепт решения этих проблем предполагает разработанный в недрах Минздравсоцразвития и уже внесенный в правительство документ (ранее МЭРТ выдал по нему отрицательное заключение) документ. Согласно ему, накопительная система будет исключена из системы обязательного пенсионного страхования, а сотни миллиардов рублей, которыми сейчас управляет "Внешэкономбанк", будут направлены на погашение дефицита Пенсионного фонда России. "С учетом проблем, выявленных при реализации накопительной части пенсионной системы, - говорится в документе Минздравсоцразвития, - предлагается в перспективе обособить институт пенсионных накоплений от института обязательного пенсионного страхования".

Это обособление больше похоже на "разводку". Ведь, по сути, Михаил Зурабов предлагает после 2013 года вернуться к устаревшей советской системе распределительного типа, при которой пенсии выплачиваются за счет работающих. А накопительная система пенсий, в которой граждане получают пенсии из фондов, сформированных за счет их отчислений за время работы, будет существовать только в рамках негосударственных пенсионных фондов.

Проблемы пора обсудить

В телефонном комментарии Стране.Ru научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве России Евсей Гурвич отметил, что, действительно, в области пенсионной реформы накопилось много серьезных проблем, с которыми надо что-то делать. По мнению экономиста, если пенсионная система будет просто инерционно развиваться, то пенсии будут расти, но гораздо медленнее, чем зарплаты. Соответственно, будет увеличиваться разрыв между зарплатами и пенсиями, который и сейчас уже довольно велик по международным стандартам. Эксперт отметил, что в предложениях Зурабова "есть рациональное зерно", но в то же время "присутствуют и спорные моменты". В частности, спорным представляется то, что те, кто не выберет частную компанию, не будут участвовать в накопительной системе. В этом случае участвующие в накопительной системе окажутся в лучшем положении, чем не участвующие, и это создаст недопустимое неравноправие. "Некоторые проблемы, которые выдвигаются как причины для новой реформы, которую предлагает Зурабов, можно было бы решать другим путем. В частности, есть проблема дефицита средств Пенсионного фонда. И понятно, почему. До того, как принималось решение о снижении ставки ЕСН в 2005 году, не было принято никакого решения, как будет компенсироваться возникающий дефицит страховой части пенсии", - заявил эксперт.

Экономист отметил также, что существует такая проблема, как очень низкая доходность по пенсионным накоплениям, которыми распоряжается "Внешэкономбанк". Эта доходность сейчас ниже, чем инфляция, и это объясняется тем, что накопления "молчунов" вкладываются только в низкодоходные ценные бумаги. Однако не видно принципиальных причин, почему Внешэкономбанк, как, например, частные компании, не может увеличить долю вложения этих средств в акции фондового рынка, которые имеют очень высокую доходность в последние годы. Такой шаг означал бы взятие дополнительных рисков, но, по мнению Евсея Гурвича, это было бы вполне допустимо.

"Отчеты показывают, что сейчас действительно растет дефицит средств в Пенсионном фонде. Вместе с тем, не думаю, что предложения Зурабова были сделаны для того, чтобы поуправлять средствами, которые сейчас направляются во "Внешэкономбанк". Однако эти предложения будут воспринято явно неоднозначно. Если эти предложения будут реализованы, их принципиальный недостаток состоит в том, что это означает непоследовательность в действиях правительства, которое начало реформы в 2002 году. В 2005 году правительство поменяло правила игры, и если оно еще раз их поменяет без каких-то изменений объективных показателей, то кабинет распишется в том, что проводил реформы на предыдущих этапах недостаточно продуманно, - считает Евсей Гурвич. - Это подрывает доверие и к другим реформам, которые проводит правительство. Тем самым посылается сигнал, что правительство может действовать непоследовательно, и все принимаемые решения в любой момент могут быть отменены. А это очень негативный фактор для нашего инвестиционного климата. Это создает опасения и риски для бизнеса, так как получается, что любые условия работы бизнеса могут быть в любой момент пересмотрены без каких-то объективных оснований, - просто потому, что правительство решит, что раньше оно чего-то не учло".

"Пора серьезно обсудить, что делать с пенсионной реформой. Решение пенсионных проблем в любом случае потребует трудных решений и есть несколько вариантов, затрагивающих конкретных людей, которые можно было бы обсуждать. Может быть, придется повышать пенсионный возраст. Еще один вариант - повысить капитализацию накопительной компоненты, передав туда часть средств Стабилизационного фонда или часть доходов от приватизации государственных компаний", - резюмировал экономист.

В 2005 году ставка ЕСН была снижена до 26%. Сейчас ЕСН распределяется по фондам следующим образом (при выплатах до 280 000 руб.): В Пенсионный фонд - 20%, в Фонд социального страхования - 3,2%, в ФОМС - 0,8%, в ТФОМС - 2%.

6% из 20% направляемых в Пенсионный фонд сразу уходят в федеральный бюджет, и за счет этого финансируется базовая часть пенсии. И только 14% поступает непосредственно в фонд. Все застрахованные лица подразделяются на две возрастные категории независимо от пола (раньше было три возрастные категории и зависимость от пола): лица 1966 года рождения и старше и лица 1967 года рождения и моложе.

Для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии - 14%.

Для лиц 1967 года рождения и моложе действует следующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. На период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы начисляются исходя из базового тарифа 10% и 4% на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно.

С 2008 года они составят соответственно 8% и 6%.
02.02.07.

Алексей Щеглов

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован