28 сентября 2008
1914

Международные Успенские чтения `Память и история: на перекрестке культур`, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет,
Патриарший Экзарх всея Беларуси


"Слезы, и память смертная, и умиление"

Святитель Иоанн Златоуст

Ваше Блаженство, дорогой владыка Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братия и сестры, уважаемые участники и организаторы восьмых международных Успенских чтений!

Нынешний год имеет особый статус в летописи трёх братских народов, воплотивших во всемирной истории человечества такое таинственное, предельно земное и вместе с тем непостижимо высокое явление, каким пребывает Святая Русь.

Прошло десять веков и двадцать лет с того дня, как святой равноапостольный князь Владимир крестил Русичей в водах Днепра. И сегодня мне хотелось бы обратить особое внимание именно на последние двадцать лет, которые миновали с 1988 года, ставшего в нашей общей летописи исторического бытия вторым Годом Крещения восточнославянских народов.

Думается, что здесь, в стенах древней Лавры и пред лицем собора Киево-Печерских святых, вполне уместно и своевременно взглянуть на эти два десятилетия с особой точки зрения, которая напоминает о весьма важных закономерностях взаимных отношений человека и его Творца, народа и его Господа, Церкви и её Главы.



Вавилонский плен: реальность и образ



В конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого века мысли множества людей сходились в одной общей точке: закончился 70-летний плен народа, сравнимый с Вавилонским пленом древних библейских времён!

Что ж, тому действительно были и есть основания, буквально совпадающие с известными пророчествами архангела Гавриила. Напомню, как Вестник Божий открыл богомудрому Даниилу, что Вавилонский плен ветхозаветного народа продлится 70 лет, и время, оставшееся до земного служения Христа Спасителя, будет в семь раз дольше времени этого плена (см.: Дан. 9: 20-27).

Чем больше мы узнаём о событиях ХХ века и задумываемся над их причинами и следствиями, тем больше осознаём абсолютную и принципиально неизменную закономерность исторического развития человеческого рода. Отступая от Бога и отталкивая хранящую десницу Творца, и человек, и народ, а в эсхатологической перспективе - и весь человеческий род становятся добычей диавола.

Диавол же, как известно из определения апостола и евангелиста Иоанна, "был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины" (Ин. 8: 44). Более того: ненависть его обращена на каждого человека без исключения, и он никогда не спасает даже вернейших своих адептов. Инстинкт его - "зло во всякое время" (Быт. 6: 5), а неизменная цель в мире людей - уничтожение образа и подобия Божия, которыми по природе наделён каждый человек.

На рубеже седьмого и шестого веков до Рождества Христова пророки Иеремия и Иезекииль с непревзойденной убедительностью доказывают, что период пленения стал для жителей Иерусалима и всей Иудеи объективным и неизбежным результатом их отступления от Бога.

Следуя очевидной аналогии, период между 1917 и 1988 годом также был неотвратимой реакцией на глубинную внутреннюю перемену ценностей, которая по-своему совершалась во всех слоях населения Российской империи и во всех сферах её жизни.

"Во всём постигшем нас Ты праведен, - звучат со страниц Писания слова Неемии, обращённые к Богу, - потому что Ты делал по правде, а мы виновны. Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим И в царстве своём, при великом добре Твоём, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не обращались от злых дел своих. И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим мы рабствуем" (Неем. 9: 33-36).

Вслушиваясь в покаянные слова ветхозаветной книги Неемии, мы в благоговейном ужасе сознаём, что сквозь века и тысячелетия они напрямую обращены к нам и свидетельствуют о нашей истории с буквальной, я бы даже сказал, с чрезвычайной точностью Убедиться в этом нетрудно даже при поверхностном воспоминании лишь некоторых страниц жизни нашего Отечества и нашей Церкви.

Вспомним историю сложных взаимоотношений Церкви и ряда Российских самодержцев в период от Патриарха Никона и царя Алексия Михайловича до восстановления Патриаршества на Руси.

Вспомним также историю вольнодумства весьма значительной части отечественного дворянства и интеллигенции в XVIII и XIX столетиях. Вольнодумства, ставшего семенем, которое принесло нашему Отечеству в ХХ веке кровавые плоды общенациональной смуты, чреду социальных катастроф, иго невиданных репрессий.

Обратим наше внимание на особенности возникновения народовольческого движения и развязанного им террора. Это было следствием крайнего нигилизма, который поначалу вошёл в моду среди разночинцев, но весьма скоро проник в плоть и кровь так называемого "образованного общества".

Не забудем возродить в памяти этапы развития трех русских революций, биографии их главных действующих лиц и хронику общего заката империи в вихре гражданской войны - самого страшного национального бедствия, после которого не остаётся победителей, но весь народ оказывается побеждённым. Образ Вавилонского плена свидетельствует именно об этом, хотя в нашем случае дело обстоит ещё хуже и сложнее... Ведь в XX веке и пленники, и их покорители были соотечественниками, что лишь усиливает трагизм произошедшего.

Наконец, мы не можем умолчать о кризисе в самой Российской Поместной Церкви, который проявил себя с трагической красноречивостью в обновленческом движении.



Алгоритмы истории



...Итак, в собственной истории мы обозначили те позиции, которые напрямую соответствуют словам Неемии, произнесённым в период восстановления жизни богоизбранного народа по его возвращении из Вавилона в Землю Обетованную.

Иными словами, мы увидели в действии проявление одной из духовно-исторических закономерностей, которые в целом сравнимы с алгоритмами в математике. Напомню, что, по определению, алгоритмом называется способ решения задачи, который точно предписывает, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

Позволю себе привести пример, непосредственно относящийся к нашей теме. Так, обретение свободы всегда связано с познанием истины. Таков объективный закон, который прозвучал в устах Господа нашего Иисуса Христа: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8: 32). Из этого следует, что подлинная свобода для человека и общества достижима лишь при условии познания некоей глубинной правды, некоего закона жизни, соблюдение которого гарантирует высокое качество индивидуальной и социальной свободы.

Не случайно в народе бытует присловье, в котором проявляется ясное и четкое различие этого качества личной свободы человека: "вольному - воля, спасённому - рай". Об исторических путях славянской вольницы и славянской борьбы за свободу можно написать не один том интереснейших исследований... Но вывод при этом возможен только один: славянская вольница бесплодна и чаще всего губительна, ибо она по сути своей безбожна. А подлинная славянская свобода достижима лишь при условии следования призыву Христа Спасителя: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6).

Не могу не вспомнить о ярчайшем проявлении духовно-исторического алгоритма, да простит мне строгая аудитория эту терминологию, который, по меньшей мере, трижды актуален для нас с вами в контексте рассматриваемой темы. В Назаретской синагоге Христос Спаситель прочёл строки из Книги пророка Исаии (Ис. 61: 1-2), известные в то время каждому Его земному соотечественнику:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное". Когда в наступившей тишине все взоры были обращены на Него, прозвучали слова Господа Иисуса Христа: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк. 4: 18-21).

Это был час буквального исполнения пророчества, которое относилось и лично к самому пророку Исаие, и к Мессии, о Котором прямо сказал Ветхозаветный Евангелист, и к такому сложнейшему будущему ист
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован