03 апреля 2002
279

Международный Аэропорт Волгоград

В 1940 году по приказу Главного управления ГВФ около половины летно-технического состава были направлены инструкторами и командирами в учебные эскадрильи с шестимесячным сроком обучения.

Наступил 1941 год. Мирную жизнь советских людей нарушили немецко-фашистские захватчики. В первые дни войны 70% оставшегося в аэропорту летно-технического состава ушли на фронт и мужественно сражались в боевых частях Советской Армии, внеся достойный вклад в разгром врага. На фронтах особо отличились летчики Бибиков М. Я., Данылин С. Н#8222; Веревкин И. Ф., Набатов А. Ф., Лаврентьев В. К., Сластухин П. Л., Кавергин Н. М., Барилов Д. И., Головачев П. И., бортмеханики Уточкин Н. И., Сергеев А. С., Глушков П. М., инженеры Милованов И. А., Акимов А. М. и многие другие.

В жестокой борьбе за Родину отдали свою жизнь летчики Хлюстов Я. В. /участвовал в первых бомбардировках Берлина в 1941 году/, Щербаков И. И. /командир эскадрильи/, Баранов Б. И., Павлов Н. И., Шульгин В. Н., авиатехник Денисов А. И. и другие.

Работники авиапредприятия свято чтят память павших.

Еще шла война, но сразу после изгнания немцев из Сталинграда находящихся в тылу авиа работников направили восстанавливать аэропорт. Перед прибывшими предстала картина полного разрушения. На месте зданий лежали груды битого кирпича, искореженного металла. Заминированное летное поле было завалено разбитыми самолетами, танками, автомашинами и другой немецкой техникой. Но не дрогнули сталинградцы. Самоотверженно взялись восстанавливать аэропорт. Жили в землянках, не было воды, электроэнергии, необходимых материалов, продукты питания выдавались крайне ограниченно. Но самоотверженный труд позволил в кратчайший срок создать необходимые условия для обеспечения полетов.

К середине 1943 года прибыли самолеты, летно-технический состав, начались почтово-пассажирские и санитарные полеты.

К 1950 году производились полеты на всех довоенных авиалиниях области, значительно расширился объем авиахимработ.

Это был результат подвига тех, кто возродил из пепла Сталинградский аэропорт. Среди многих энтузиастов того времени - руководители аэропорта Сегедин И. Н., Немировский А. И., пилоты Хабаров В. Н., Захарченко Ф. С., Герасимов Н. Г., Чуфарова А. М., инженеры Коршунов Н. И., Каргин А. Т., авиатехники Дьяченко Н. П., Мелихов В. И.. Филимонов В. А., работники наземных служб Мелихов А. И. Головин П. И., Деменкова Н. Я., Могилина М. А. и многие другие.

В 1952 году начались полеты на самолетах АН-2. Довоенный уровень авиаперевозок и авиахимработ возрос более чем в 2 раза. К этому времени в Сталинграде завершилось восстановление довоенных предприятий, началось строительство новых.

Бурно росло население города. Дальнейшие перспективы роста авиаперевозок не могли быть удовлетворены довоенным аэропортом ввиду ограниченных возможностей летного поля. В 1952 году Северо-Кавказское управление гражданской авиации приняло решение перевести аэропорт с личным составом на аэродром Гумрак. Летный отряд остался в аэропорту им. М. Горького. В Гумраке пришлось начинать все сначала. На летном поле имелась полуразрушенная посадочная полоса, из сооружений - контрольно-диспетчерский пункт, электростанция, несколько строящихся служебных и жилых зданий.

Перед личным составом была поставлена задача: не прерывая ни на один день полеты транзитных самолетов, в короткий срок создать условия для размещения пассажирских самолетов.

Вновь потребовался ударный труд авиа работников. Обслужив самолеты, личный состав выполнял строительные, сантехнические и другие работы. Не хватало рабочих рук - сотрудники штаба, диспетчеры службы движения, работники метеослужбы, авто гаража, инженерно-авиационной службы во главе с начальником аэропорта выходили выгружать и загружать самолеты, рыть траншеи, сажать деревья.

Партийная организация, работавшие в разные годы заместителями начальника аэропорта по политчасти Клоков В. А., Сергеев А. С., секретарь партбюро Самкова Е. Ф. не только сплачивали коллектив на преодоление трудностей, но и уделяли большое внимание организации культурного отдыха авиа работников. Активно работала художественная самодеятельность, большую работу проводил женсовет, регулярно проходили спортивные мероприятия.

В эти годы особо отличились в труде коммунисты - инженеры Ковалевский П. Р., Иочков М. А#8222; авиатехники Яковлев С. Н., Обрезков П. Т., начальник связи Суриков Д. П., диспетчер службы Шпаченко И. К., инженер-синоптик авиаметеослужбы Лысак Д. П., комсомольцы - авиатехник Погребняк В. Н., радиотехники Максименко В. В., Зайцев В. Я., беспартийные - руководитель полетов Степанов С. Е., шоферы К4ретников С. Г., Кумсков В. Ф., Кривенко Н. В., работники службы перевозок Бурлакова В. И., Киреева М. Г. и многие другие.

К началу 60-х годов самолеты Сталинградского авиапредприятия выполняли полеты на 10 союзных линиях: в Москву, Ростов, Киев, Астрахань, Новосибирск и другие города.

Но дальнейший рост авиаперевозок требовал полетов на реактивных самолетах. С этой целью в 1963 году была реконструирована и удлинена взлетно-посадочная полоса. Начались полеты на самолетах ТУ-124.

В 1964 году работники треста Приволжтрансстрой /управляющий Лиманский А. И., производитель работ Елистратов В. А./ завершили строительство новой взлетно-посадочной полосы. Начались интенсивные полеты АН-10, ИЛ-18 и других типов самолетов.

С 1972 года авиапредприятие приступило к эксплуатации самолетов ТУ-134, затем ЯК-40. Первый полет на ТУ-134 выполнил экипаж в составе командира Сысойкина Е. И., второго пилота Чакова Ю. В., штурмана Алхутова Г. А., бортмеханика Андреева В. А., проверяющего Андрейчика Н. В. - ныне командира Волгоградского объединенного авиаотряда.

Полеты на реактивных самолетах создали условия для быстрого, роста объема авиаперевозок, повысили культуру обслуживания пассажиров, обеспечили безопасность полетов.

В освоение полетов на реактивных самолетах большой вклад внесли командиры объединенного авиаотряда Останин В.И., Дугин В. И., командно-инструкторский состав: Кукин Г. Н., Таранов П. П., Зеленое В. Н., Дмитриенко Г. П.. Гонтарь Г. А., Вернигоров Н. Я.. Бабков А. Н., Шлык В. Р., Концевой Г. И., Чеботарев Г. В., старейший пилот нашей страны Иванов В. В. и многие другие. Инженеры Савоськин А. Г., Гаскель М. А., авиатехники Романов И. А., Ничипурук Г. А., Сердюков И. И., Якутский Р. Ф., Яровой В. И. и их товарищи первыми освоили техническое обслуживание реактивной техники.

60-70-е годы явились годами не только бурного роста Волгоградского аэропорта, но и превращения его в современное подразделение Аэрофлота. В эти годы построены два аэровокзала, здания для обслуживания самолетов ТУ-134, АН-2, расширились помещения цехов авиационно-технической базы, задействовано современное оборудование для управления воздушным движением, благоустроена территория аэропорта. Большая строительная работа сопровождалась непрерывным ростом авиаперевозок.

В 1974 году Волгоградскому объединенному авиаотряду приказом министра гражданской авиации присвоен первый класс, и он встал, в ряд лучших подразделений Аэрофлота.

Все эти годы авиапредприятие возглавлял Редькин Н. И., под его руководством личный состав не раз преодолевал трудности, добивался больших успехов. Сам первоклассный летчик, Редькин Н. И. внес большой вклад в подготовку кадров для реактивных самолетов.

Партийная организация во главе с заместителем командира по политчасти Лабутиным Б. И., секретарями парткома Сучихиным С. Г., Радькиным В. С., успешно мобилизовала освоение новой техники, на решение сложных и ответственных задач.

Непрерывно в течение 24 лет руководил авиапредприятием Жвикевич К. Г. талантливый организатор летной работы. Под его руководством стали высокими мастерами своего дела пилоты Чулков А. Ф., Вязанкин В. Г., Исаков В. М., Ион А. Э., командиры Безгубов В. В., Черноиванов Д. Д., инженеры Кепов М. Г., Кутузов А. Е., Жданов И. Н., авиатехники Гаран В. А., Подин В. Я., Мелихов В. И., инженеры спецслужбы Мелихов А. И., Сер1юков М. Т. и многие другие. Вдохновителями всех передовых дел были коммунисты. Партийная организация, заместитель командира по политчасти Сергеев А. С., секретарь артоорганизации Иньков И. П. уверенно вехи коллектив к высоким достижениям.

Начиная с 1976 года Волгоградский объединенный авиаотряд интенсивно пополнялся самолетами ТУ-134 и ЯК-40. Продолжалось строительство жилья, производственных сооружений.

Наземные службы оснащались новейшим оборудованием. Подразделения объединенного авиаотряда широко пополнялись выпускниками училищ Аэрофлота. Остро стал вопрос ввода в строй молодого пополнения и дальнейшей переподготовки старых кадров. Одновременно выдвигались задачи крутого подъема экономики объединенного авиаотряда.

Командир объединенного авиаотряда Андрейчик Н. В.. заместитель командира по политико-воспитательной работе Заколодный В. П., командиры и руководители подразделений Близнюков Н. А., Передунов В. П., Бугаев В. С., Шелест В. С., Бурцев Е. К., Выпряжкина Л. Г., Маслова В. А., Ефименко Я. П., Дугин В. И., Дьячков В. П. и многие другие успешно справились с этими сложными и ответственными задачами. За эти годы многие специалисты прошли переподготовку, овладели новой техникой, повысили классность.

Неизмеримо выросли объемы работ. Только один день работы аэропорта по отправкам пассажиров сегодня равен всему 1940 году.

Успехи и достижения Волгоградского объединенного авиаотряда связаны с большим вниманием к его деятельности обкома, местных партийных и советских органов. Первый секретарь обкома КПСС Куличенко Л. С., секретарь обкома Крылов С. Е. неоднократно лично занимались вопросами развития аэропорта, оказывали практическую помощь.

Трудовые и боевые подвиги волгоградских авиа работников высоко оценены правительством. Сотни из них награждены боевыми и трудовыми орденами и медалями. Жвикевичу К. Г., Панфилову И. Т., Ширяеву Л. А., Барилову Д. И., Лепешкову Г. С., Останину В. И. присвоено звание заслуженный пилот СССР`. Около 100 человек награждены знаком отличник Аэрофлота`. Летчику Даньшину С. Н. в годы войны присвоено звание Героя; Советского Союза, а в годы мирного труда пилотам Чулкову А. Ф., Вязанкину В. Г. - звание Героя Социалистического Труда.

Но не только в производственных и в боевых делах величие коллектива. За годы своего развития он воспитал большую группу талантливых старших и высших командиров, пилотов, известных всему Аэрофлоту. В их числе начальники управлений гражданской авиации Махин П. В., Ширяев Л. А., командиры объединенных отрядов Бугаев И. Н., Саврасов В. А., инспектора и начальники управлений Министерства гражданской авиации Пешков С. Г., Данилычев М. Д., Овсянников С. К.. начальник политотдела Казахского управления гражданской авиации, а впоследствии инспектор политуправления Девятов В. Ф., начальник школы высшей летной подготовки Лепешков Г. С., командиры летных отрядов: в Москве - Советов Г. С., в Краснодаре - Шустов С. И.

Пионерами освоения полетов на реактивных и турбовинтовых самолетах были облетавшие многие страны мира летчики Пешков С. Г. - на ТУ-104, на ТУ-114 - Барилов Д. И., на ИЛ-18 - Грицианов И. В. и Другие.

Коллектив стал единой семьей, жить и трудиться в которой - большая честь. На предприятии сложилась замечательная традиция передачи трудовой эстафеты молодому поколению. В настоящее время более 100 детей ветеранов трудятся в составе прославленного коллектива Волгоградского объединенного авиаотряда. Все они с честью несут высокое звание потомственных авиаторов.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован