Эксклюзив
21 ноября 2012
2523

Миграция, эпидемии, контроль и здравоохранение

Некоторые меры для улучшения эпидемиологической обстановки в России и оказания медицинского обслуживание иностранным гражданам.

В Государственной Думе России 22 ноября 2012 года Комитет по охране здоровья проведёт Круглый стол "Законодательное регулирование вопросов организации оказания медицинской помощи мигрантам в Российской Федерации", инициатором которого выступила депутат, опытный работник здравоохранения, врач Салия Мурзабаева.

Позволю себе высказать некоторые соображения по поводу планируемых к обсуждению на КС вопросов, благо, что на проблемы организации медицинской помощи приезжим в Российской Федерации неоднократно обращали внимание представители органов законодательной и исполнительной власти, общественности: в Общественной Палате Федерального Собрания РФ, в общественных палатах регионов, в общественных советах при органах государственной власти, на многочисленных форумах, конференциях и круглых столах.

В том числе на организованных Общественно-консультативным советом при УФМС России по г.Москве и Фондом развития международных связей "Добрососедство", или проходящие с участием их представителей.

Следует отметить, что в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных граждан, структуры гражданского общества. Это отмечают как эксперты, так и гражданские активисты.

Миграционная обстановка в Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающим потоком различных категорий внешних и внутренних мигрантов, приезжающих на различные российские территории как из регионов собственно Российской Федерации, так и их зарубежных стран, прежде всего из государств, когда то, наряду с нами, входивших в СССР. При этом наибольшие миграционные потоки приходятся на мегаполисы, прежде всего на Москву, Московскую область, а также и Санкт-Петербург. В Московском регионе, например, сосредоточено более 1/3 всех приехавших к нам из-за рубежа, а население Москвы с 2002 года выросло за счёт приезжих, согласно данным переписи населения 2010 года, более чем на 1 миллион человек. Имеются и другие регионы, где приезжих, сравнительно с численностью населения на порядок больше, чем в среднем по стране.

Следует отметить схожесть проблем, имеющихся у иностранных граждан, приехавших в Россию и российских граждан, приезжающих в другие регионы нашей страны.

Конечно же, массовые приезд в Российскую Федерацию иностранных граждан свидетельствует о привлекательности жизни в ней для приезжих, о выгодности для них работы у нас, и задача российского государства в этой ситуации - защищать граждан России от тех издержек, которые неизбежно несет в себе массовая иностранная и инокультурная миграция. И хотя нельзя сводить медицинские вопросы, связанные с иностранными гражданами, только к медицинскому контролю и профилактике эпидемий, но в силу остроты этого вопроса, придётся уделять в материала именно этой теме основное внимание. Хотя имеется масса и других проблем, связанных с оказанием квалифицированной, эффективной и недорогой медицинской помощи иностранцам, живущим и работающим в Российской Федерации.

Разумеется, не только иностранные рабочие являются причиной инфекционных заболеваний россиян. Поддельные медицинские справки и "липовые" освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России.

А внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в условиях слабости медицинского контроля и безответственности, как самих граждан, так и ответственных структур. Грязь и антисанитария, разводимые бомжами и другими асоциальными элементами, находящимися в местах массового скопления людей возле вокзалов, супермаркетов, рынков и станций метро, на которых, кажется никто из обязанных следить за безопасностью горожан, не обращает внимания, также вносят свой значительный вклад в дело заражения россиян различными заболеваниями.

Большие проблемы порождает слабость медицинского контроля, отсутствие должного медицинского обслуживания приезжих иностранных рабочих, прежде всего из стран Средней Азии, многие и которых не имеют страховых полисов.

Эксперты отмечают, что больных намного больше, чем указывается в отчетах, чему способствует отсутствие в России замкнутой системы медицинского освидетельствования мигрантов. Единая информационная база, о которой так много говорят, пока только намерение, а не свершившийся факт. Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как заболеваемость иностранных работников выясняется зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведет к заражению не только общающихся с инфицированными российских граждан, но, в первую очередь, их соседей и коллег по работе.

В настоящее время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране, и могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. К тому же, после того, как временные трудовые мигранты получили право работать у физических лиц по патентам, не проходя при этом медицинское обследование, они потеряли право на бесплатную медицинскую помощь, если не приобретают соответствующий медицинский полис. В результате бюджеты России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в Россию, и не должными вообще пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприемниках и депортация также стоят денег налогоплательщиков, отнимая ресурсы у и без того перегруженных госструктур.

Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая персонал из числа приезжих из государств СНГ. Из-за низких "черных" зарплат, а также из-за стремления "сэкономит" многие иностранные рабочие не снимают нормальное жилье, а живут в местах, не предназначенных для этого, в том числе и по медицинским показаниям: в промзонах, в подвалах, на чердаках жилых домов, в подсобных помещениях.

Эта ситуация, безусловно, порождена коррупцией в сфере ЖКХ со стороны управляющих компаний, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

Незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов противоречит всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, ведёт к распространению болезней, которые ещё недавно казались в России побежденными (туберкулез, холера и другие инфекционные заболевания).

Всё это требует принятия мер, которые помогут снизить смертность от инфекционных заболеваний в России, от которых ежегодно умирает 600-800 тысяч россиян, не считая тех, кто умер от других причин, происшедших в результате ослабления организма из-за инфекций.

В наведении порядка в этой сфере заинтересованы не только россияне, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными. И начинается это буквально с момента их путешествия в Россию, ведь они вместе едут в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и сопредельных государствах, снизит смертность среди населения и улучшит демографическую ситуацию, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами, снизит уровень ксенофобии и экстремизма.

Во время проведения всевозможных слушаний представителями общественности высказывались различные предложения для исправления ситуации. В настоящее время необходим целый комплекс мер, среди которых из предложенных на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, его научно-экспертного совета, встречах рабочих групп и других мероприятиях могли бы быть нижеследующие.

1. В связи с участившимися случаями выявления поддельных медицинских справок, предъявляемых при оформлении разрешения на работу иностранными гражданами, возникает серьезный риск распространения социально опасных заболеваний (СПИД, туберкулез и пр.) на территории России. В целях искоренения данного правонарушения, последствия которого представляются опасными как для здоровья российских граждан, так и для самих иностранных рабочих целесообразно сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ.

2. Обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.

3. Участниками ряда круглых столов и экспертами было обращено внимание на участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний - нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Эти схемы используются не только для уклонения от налогов, но и для найма иностранных рабочих без соответствующих медицинских документов. Для пресечения данных фактов участники предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан с фальшивыми медицинскими документами.

4. В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, было бы целесообразно отстранять от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организации, допустившие в предыдущие годы правонарушения в порядке оформления иностранных граждан на работу, в том числе и при оформлении медицинских документов.

5. Сегодня для работодателей для оптимизации расходов на обязательные налоговые выплаты выгоднее привлекать не российских граждан, а иностранных рабочих. В связи с этим предложено рассмотреть возможность об уравнении налогообложение иностранных и российских граждан с точки зрения обязательных выплат в фонды медицинского страхования.

6. На мой взгляд, важно приравнять к особо тяжким уголовным преступлениям изготовление и сбыт (продажу) фальшивых медицинских справок об инфекционных заболеваниях.

7. Необходим универсальный медицинский полиса приезжего, выдаваемого при въезде, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России. Эта мера должна касаться и работающим на основании патента ("патентников"), которые ныне совсем не обследуются.

8. Участники мероприятий ОКС неоднократно высказали мнение о создании специальных медицинских центров для обследования иностранных работников.

9. В связи с тем, что эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависит от контроля за миграционными процессами, с целью недопущения пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями необходимо:

- правоохранительным органам, прежде всего полиции, а также ФМС, более активно взаимодействовать с общественными структурами и общественными активистами, помогающими выявлять и предотвращать правонарушения, в том числе: Опорными пунктами охраны порядка, Народными Дружинами, молодёжными организациями;

- с целью более широкого привлечения граждан к контролю необходимо ускорить принятие Закона "Об участии граждан в охране общественного порядка", находящийся в Госдуме с 2008 года;

- ввести в постоянную практику проведения регулярных крупномасштабных специальных мероприятий на территории мегаполисов со стороны правоохранительных органов с участием общественности, направленных на выявление фактов нарушения миграционного законодательства иностранными гражданами, юридическими и физическими лицами, нарушающих установленный режим пребывания;

- полиции, совместно с народными дружинами, действующими в регионах РФ, усилить контроль за соблюдением миграционного законодательства на улицах, площадях, в метрополитене и в других общественных местах, а также активизировать работу по взаимодействию с Управлениями Федеральной миграционной службы по проверке законности нахождения иностранных граждан в жилом секторе;

- создать в составе региональных народных дружин специальные подразделения, тесно взаимодействующее с региональными Управлениями ФМС;

- правоохранительным органам выявлять деятельности организаторов изготовления и продажи фальшивых медицинских справок, о раскрытых случаях немедленно сообщать в СМИ, выводя преступников на открытые процессы;

- исключить возможность использования отселенных или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, оперативно решать вопрос о сносе таких домов;

- предложить правительствам и администрации городов разработать программу по переоборудованию бывших промышленных и на сегодняшний день нефункционирующих объектов под проживание приезжих на законных основаниях;

- в качестве одного из шагов в наведении порядка усилить административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭК и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию мигрантов в объектах городского нежилого фонда, введя для ответственных должностных лиц соответствующие штрафы;

- расширить полномочия МВД и ФМС по проверке жилых и нежилых помещений на предмет установления нелегального проживания российских и иностранных граждан;

- определить ответственность собственника здания, управляющей компании, организации, эксплуатирующей жилой дом, в том числе отселенный, за незаконное представление помещений иностранным гражданам для проживания;

- законодательно закрепить необходимость оформления при въезде в Российскую Федерацию соответствующей медицинской страховки, определив одновременно запрет на въезд и пребывание в России иностранного гражданина без её предъявления;

- наделить субъекты Российской Федерации полномочиями определять государственные и негосударственные медицинские учреждения для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность;

- ввести обязательное требование представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина, пребывающего в безвизовом порядке, заболеваний, представляющих опасность для окружающих одновременно с подачей заявки для оформления разрешения на работу;

- в целях усиления миграционного контроля целесообразна обязательная дактилоскопия иностранных граждан при обращении как за разрешением на работу, так и за оформлением патента.

10. На заседаниях ОКС звучало предложение о создании соответствующих межведомственных комиссий как на федеральном, так и на региональном уровнях для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки. В состав этих Комиссиях должны войти представители ряда профильных региональных департаментов и ряда федеральных ведомств - департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответственность за допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях, а также ФМС, МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и Росстата.

Межведомственная комиссия на федеральном уровне должна разработать поправки к действующему федеральному законодательству, Постановлениям Правительства РФ и другим подзаконным актам, необходимые для нормализации эпидемиологической обстановки и ситуации с медицинским обслуживанием иностранных граждан в РФ.

11. Также необходимо разработать основы межгосударственных соглашений Евразийского экономического союза в части единого трудового пространства так, чтобы в процессах трудовой миграции в рамках ЕЭС обеспечивалась эпидемиологическая безопасность страны и единые принципы медицинского обслуживания.

12. В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях, оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья.

13. На сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с пребыванием их там до установления личности и медицинского освидетельствования при этом.

14. Важным фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной базы данных въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Наличие подобной базы позволит видеть реальную картину с иностранной миграцией, отслеживать и пресекать правонарушения, позволит пресечь слухи, распускаемые недобросовестными СМИ и "экспертами" о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли не десятках миллионах иностранцев, что усложняет реальную оценку обстановки и способствует росту ксенофобии и экстремизма.

15. На общественных мероприятиях, посвящённых вопросам миграции, поднимался вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан (прежде всего приехавших из безвизовых стран) и в этой связи высказывались предложения о дополнительном рассмотрении урегулирования правового статуса детей иностранных граждан (в том числе и в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребенка) и разработки эффективного механизма обеспечения детей иностранных граждан правом на медицинское обслуживание, что не только будет содействовать адаптации и интеграции приезжих, но и будет способствовать улучшению эпидемиологической обстановки.

Ко всему прочему, требуется организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и российских работодателей об их правах и обязанностях по соблюдению режима эпидемиологического контроля на территории Российской Федерации, по правам в области получения медицинской помощи.

Разумеется, необходима серьезная научная работа для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. При этом нам необходимо изучать не только зарубежный опыт и практику, но и не забывать историю собственной страны, весьма успешно справляющейся с аналогичными проблемами.

И конечно же, для реализации задач по улучшению миграционной обстановке в стране и связанной с нею эпидемиологической ситуации необходимо более широкое привлечение к их решению общественных организаций, общественных советов при органах государственной власти и просто неравнодушных граждан..

Юрий Московский, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"
Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован