Эксклюзив
24 октября 2012
1481

`Миграция и бизнес: как достичь баланса интересов?`

Выступление
Директора проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство", Ответственного секретаря Общественно-консультативного совета
при УФМС России по г.Москве
Московского Ю.В.

на круглом столе "Миграция и бизнес: как достичь баланса интересов?", организованного общественно-политическим центром "Правый поворот" и фондом поддержки социальных проектов "Миграция XXI век"

в Центре миграционной торговли на Краснопресненской набережной Москвы.

С ключевыми докладами в рамках мероприятия выступили:

* Борис Титов, член политсовета центра "Правый поворот", председатель Движения "Деловая Россия"

* Вячеслав Поставнин, Президент Фонда "Миграция XXI век"

В работе круглого стола приняли представители экспертного сообщества, профсоюзов, журналисты.

***
У нас много говорят о демографической "катастрофе" и нехватке рабочей силы в Российской Федерации. При этом все предыдущие выступающие говорили о том, что объективной, по их мнению, статистики численности иностранных граждан на территории страны и потребности работодателей в рабочей силе нет. Причём многие пытались оперировать самыми разными спорными цифрами.

Не стану возражать им, а приведу некоторые, абсолютно не закрытые официальные данные.

На территории современной Российской Федерации по переписи 1897 года проживало чуть более 68 миллионов человек. По переписи 1927 года, т.е. в канун индустриализации, менее 93 миллионов, в 1959 году 117,5 миллионов. По данным переписи 2010 года в стране находилось 143,5 миллиона человек, да еще, как утверждают присутствующие здесь эксперты, были миллионы иностранцев-нелегалов, неучтённых переписчиками. И, согласно прогноза Концепции миграционной политики численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 миллиона - 145,6 миллиона человек.

Не отрицая необходимость миграции как таковой, как и неотъемлемое право человека на свободу передвижения, спрошу, где тут "катастрофическая нехватка людей" при том, что планируется рост производительности труда, в России имеется явная и скрытая безработица, есть российские регионы с трудоизбыточным населением и моногорода?

Присутствующими на заседании и не присутствующими специалистами утверждается о миллионах иностранцев и нелегалов, без которых экономика и предприниматели обойтись не могут... Утверждается о наличии у нас 12 миллионов "мигрантов". С этой цифрой можно согласится, если посчитать внутреннею миграцию и учесть приехавших из распавшегося СССР 7 миллионов человек, 2/3 из которых русские. Или если считать мигрантами всех не родившихся на территории современной Российской Федерации или поменявших место жительства вне своего региона.

Разумеется, абсолютно точных данных нет, но ведь можно, базируясь на разных легальных источниках авторитетных источников составить более-менее точную картину. Нельзя всерьез относить к экспертам тех, кто базируется не на фактах, а на принципе "я так вижу", а потом делает глобальные экономические и политические выводы. Тем, кто говорит о миллионах нелегальных иностранных гражданах в Москве, и при этом относит себя к "экспертам", я бы посоветовал просто "включать мозги".

Как многократно говорилось УФМС столицы в течении года фиксирует около 2 миллионов въездов иностранных граждан. Это, как уже не раз объяснялось, число въездов, а не количество находящихся единовременно в Москве иностранцев.

К тому же замечу, что в Белокаменной 3,5 - 4 миллиона трудоспособных мужчин, и уж никак среди них половина не может быть иностранцами, да ещё и из Средней Азии, занятых неквалифицированным трудом.

Согласно переписи 2010 года, данные которой конечно же не стоит абсолютизировать, на территории РФ находилось 487 тысяч "лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за рубежом". Согласно сведениям УФМС России по г.Москве в столице нашей Родины зарегистрировано около 400 тысяч иностранных граждан, да ещё имеются граждане Украины и Белоруссии, которые могут находиться без регистрации в течении трёх месяцев. Конечно же, есть и нелегалы, но их не так много, как многими представляется. Попробуйте походить по Москве с "иностранным лицом" не имея разрешительных документов. Конечно можно, но так же, как без прав на машине ездить. Объяснятся с правоохранителями замучаетесь. Риски превышают издержки.

Итого в Москве, где сосредоточено, как считается 20-25% всех иностранцев, до 700 тысяч обладателей зарубежных паспортов, включая туристов, работников посольств, студентов и "высококвалифицированных специалистов". Следовательно, в стране единовременно находится не более 3-4 миллионов иностранцев. Другое дело, что многие из них, законно находясь на территории страны, работают не законно, нарушая, вместе с предпринимателями, российское законодательство. При этом работодатели рискуют нарваться на штраф в 800 тысяч рублей, а иностранец быть депортированным без права въезда в РФ в течении 5 лет. Поэтому, наверное, стоит также более корректно относится к озвучиванию численности нелегально у нас работающих иностранцев, при том, что квота у нас около 2 миллионов, да еще имеется патентная система для работающих у физических лиц, которой охвачены сотни тысяч иностранцев.

Что же касается проблем с преступностью. Да, в целом по стране иностранцами совершается около 2-3% преступлений, но что касается Москвы, то это 5-6% зарегистрированных преступлений. Кстати, что коррелируется с численностью иностранцев в России. Но если речь идёт о тяжких и особо тяжких преступлениях, то тут доля "гостей" столицы возрастает до 20-25%, а по изнасилованиям составляет 50%. Этому можно дать сотни научных объяснений, но это факты.

Кстати, не только преступность среди иностранных граждан является значимой проблемой для наших обывателей. Приведу еще одну цифру, которую озвучил на заседании Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве директор медицинского центра Всеволод Храмцов - ежегодно от инфекционных заболеваний в стране погибает 500 - 700 тысяч человек. Причем многие из тех, кто умер не от этих болезней, в действительности ушёл из жизни потому, что ослабленный инфекциями организм не смог бороться. К нам идёт поток людей из стран с крайне тяжелой эпидемиологической обстановкой, с разрушенной за 20 лет системой здравоохранения. Заболеваемость туберкулезом, гепатитом и сифилисом среди иностранных рабочих во много раз выше, чем среди граждан России. Ситуация с медицинскими справками для иностранных, да и российских граждан в стране известна. По мнению экспертов в Москве от 10 до 30% медсправок фальшивые, а половине оставшихся верить нельзя в принципе. К тому же, как верно заметил господин Григорий Томчин, от пересечения иностранцем границы, до его появления в медицинском центре, проходит несколько дней.

Поэтому никто у нас не застрахован от контактов с носителями инфекционных заболеваний. Например, водитель или охранник суперохраняемого бизнесмена или чиновника может пообщаться в супермаркете или в автосервисе с больным иностранным работником, имеющим фальшивую справку, и перезаряжать всю VIP-семью. Микробы и вирусы корочки и купюры не различают.

Разумеется, не только иностранные рабочие являются причиной инфекционных заболеваний. Поддельные медицинские справки и липовые освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России. Внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в условиях слабости медицинского контроля и безответственности как самих граждан, так и ответственных структур. Грязь и антисанитария, разводимые асоциальными элементами, кучкующимся возле метро, вокзалов и супермаркетов, на которых, кажется никто из обязанных следить за безопасностью горожан, не обращает внимания, также вносят свой значительный вклад в дело заражения россиян различными заболеваниями.

Поэтому мерзавцы и враги народа те, кто организует и осуществляет продажу фальшивок не прошёдшим реальных медицинских осмотров. И они являются уголовными преступниками, виновными в массовой гибели людей. И применять к ним необходимо именно эти статьи нашего очень даже хорошего Уголовного кодекса.

В свете вышеизложенного весьма актуально звучит предложение, высказанное на заседании Общественного Совета города Москвы, проведенного по инициативе и при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, о том, что в качестве одной из мер по наведению элементарного порядка в области медицинского контроля, необходимо сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.

Причём в этом заинтересованы не только россияне, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с заразными больными. И начинается это буквально с момента их путешествия в Россию, ведь они едут вместе с больными в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.

Что поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и сопредельных государствах, снизит смертность среди населения, улучшить демографическую ситуацию и увеличить численность трудоспособного населения, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами.

Что касается предложений по использованию зарубежного опыта по участию иностранной рабочей силы, скажу об опыте весьма развитой Японии, в которой работодатель без проблем может взять иностранца на работу при условии, если платит ему зарплату вдвое большую, чем в среднем по отрасли. Или, например, если работодателям не нравится как таковое квотирование, можно, взамен ввести патент на право занятия трудовой деятельностью в России. Например, 10 тысяч рублей в месяц для Москвы, 7 тысяч в месяц для области и 0 рублей для регионов, испытывающих нехватку рабочей силы. Причём такой патент не должен отменять все остальные налоговые выплаты и страховые взносы, к тому же он может быть разной стоимости для граждан различных стран.

Разумеется, подобные предложения должны проходить тщательную экспертную проверку, ведь согласно Концепции государственной миграционной политики её целями является "максимальная защищённость, комфортность и благополучия населения Российской Федерации" и "содействие обеспечению потребностей экономики в рабочей силе", а среди её принципов "защита национального рынка труда" и "научная обоснованность принимаемых решений".

А самое главное - должны быть учёт, контроль и неотвратимость наказания за нарушения продуманного и выполнимого законодательства.

Юрий Московский
Директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство", Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета
при УФМС России по г.Москве
(http://dobrososedstvo.info),
Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован