06 октября 2004
88

Михаил АЛЕКСЕЕВ: ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ БЮДЖЕТА 2002 ГОДА

Интервью заместитель председателя правления Росбанка Михаила Алексеева ведущему программы `Национальный доход` Никите Кириченко (РТР).
Кириченко: Скажите, что подсказывает ваш опыт банкира, финансиста, когда вот сейчас идет проблема бюджета, он обсуждается активно. На что вы обращаете внимание, прежде всего?

Алексеев: Прежде всего, при рассмотрении бюджета, который вынесен был Министерством финансов не так давно на рассмотрение правительства, обращает внимание его профицит.

Кириченко: Заложен уровень цен на нефть двадцать два доллара, многие считают, что это прогноз весьма оптимистичный, обычно как-то цены на нефть закладывались, скорее с недостатком, что показывает опыт, скажем, 2001 года в бюджетном планировании. Что за этим кроется? Почему так вдруг оптимизм прорезался?

Алексеев: Действительно в бюджете заложена цена на нефть в размере 22 доллара за баррель, что свидетельствует о намерение правительства отказаться от практики занижения доходов и честно показать тот максимум, который оно может получить. Это тоже отличительная особенность черты бюджета 2002 года.

Кириченко: То есть без `заначек`?

Алексеев: В данном случае правительство вряд ли уже может себе позволить иметь большую `заначку` бюджета. Проблема заключается в том, что, лишив себя `заначки`, правительство должно гораздо более жестко решать проблему с урезанием расходов.

Кириченко: Когда президент Путин делал свое послание, там предполагалось... двухъярусный бюджет, т. е. собственный бюджет и стабилизационный фонд каких-то накоплений. Удастся ли эту идею реализовать, если, по существу, без `заначек` правительство работает, давая, в общем, более или менее будем говорить, честный прогноз цены на нефть.

Алексеев: Здесь надо отделять саму идею от возможности ее практической реализации. Идея стабилизационного фонда, как идея сама по себе может быть правильная, когда я работал в Министерстве финансов еще при советской власти, последний бюджет был разделен на две части: текущий бюджет и бюджет развития. Однако представляется, что даже, при благоприятной конъюнктуре сырьевого рынка, что тоже не факт, реализация налоговой реформы не позволит иметь столь высокий уровень доходов бюджета, который мы имели в этом году. Я оцениваю реальный уровень налоговых поступлений 2002 году как 15% от валового внутреннего продукта. В то время как, в этом году ожидается на уровне 16 - 16.5 %. То есть доходов будет меньше. В тоже время, потребуются значительно большие расходы на структурные и социальные реформы. В условиях возможного относительного сокращения доходов и дополнительных издержек, связанных с судебной, военной и пенсионной реформой и другими преобразованиями, конечно, возможности формирования стабилизационного фонда значительного они будут исчерпаны.

Кириченко: Я просмотрел вашу книгу, вы пишете, что главным инструментом управления государственного становится бюджет, прокомментируйте, пожалуйста. Есть масса других у государства функций, рычагов, почему главная именно финансовая?

Алексеев: Если власть хочет чего-то, то она должна за это заплатить. Если власть намеревается проводить структурные, социальные реформы она должна выделить средства, соответственно она должна получать налоги. Именно в этом смысле бюджет является основным инструментом управления государства.

Кириченко: Спасибо за беседу, до свидания.



10.06.2001http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован