08 февраля 2008
3291

Михаил Алфимов: Учёные - и поэты, и художники, и композиторы...

В этом смогли лично убедиться посетители художественно-документальной выставки "Музы в храме науки", открывшейся в архиве РАН накануне Дня российской науки. Помимо научных трактатов и исторических документов, широкой публике впервые представили творческие работы выдающихся учёных.

Виталий Афиани Директор архива РАН Виталий Афиани: "Вопреки хрестоматийным представлениям об учёных, которые погружены исключительно в свои исследования, большинство из них - люди богатейшей культуры" Картины, рисунки, шаржи, стихи, романсы, фотографии - более трёхсот экспонатов, представленных на выставке, поражают многогранностью талантов и пристрастий российских учёных. Казалось бы, далёкие и чуждые друг другу миры - искусство и наука - здесь невероятным образом переплелись и объединились. Так что трудно разобраться, то ли зоркий взгляд художника приводил к научным открытиям, то ли взлёт исследовательской мысли вдохновлял на творчество.

Выставка "Музы в храме науки", приуроченная сразу к двум праздникам - Дню российской науки и 280-летию с момента образования архива РАН, получилась одновременно и документальной, и художественной. Такой формат её проведения сотрудники архива выбрали неслучайно: они хотели раскрыть мир учёных не только через биографические справки, цитаты из дневников и монографий, но и через их творческие увлечения, через созданные ими произведения.

"Российская наука всегда развивалась в тесной связи с искусством, литературой, - говорит директор архива Российской академии наук Виталий Афиани. - Традиции эти были заложены ещё со времён Михаила Ломоносова, который одним пером писал и научные трактаты, и стихотворные оды. Вопреки хрестоматийным представлениям об учёных, которые погружены исключительно в свои исследования, большинство из них - люди богатейшей культуры. И подтверждением тому служит наша выставка, на которой, хочу заметить, представлена лишь частичка Справка STRF:
Архиву РАН в январе этого года исполнилось 280 лет. Первое упоминание о нём датируется 1728 годом, спустя четыре года после образования Академии наук. Сегодня это одно из крупнейших в мире хранилищ научной документации. В Москве и питерском филиале архива собраны уникальные коллекции документов по истории РАН, отечественной и зарубежной науки XVI-XXI столетий - свыше миллиона единиц хранения, более тысячи личных фондов выдающихся российских учёных всего художественного наследия российских исследователей. Среди современников могу отметить живописные работы действующих академиков - Сергея Ковалёва, генерального конструктора атомных подводных крейсеров, Владимира Тартаковского, выдающегося исследователя в области органической химии и промышленного синтеза, члена-корреспондента Александра Толстикова, для которого, кстати, живопись является второй профессией - он входит в Союз художников России при ЮНЕСКО и периодически выставляет свои работы за границей".

И действительно, выставка предоставила уникальную возможность узнать о многих корифеях российской науки, известных, как правило, только научными достижениями, совсем с другой стороны. Причём об этой другой стороне своей жизни учёные готовы "Вдохновлённый опытом художника-самоучки Ван Гога" академик Михаил Алфимов несколько лет назад начал писать картины. Сегодня в его коллекции сотни работ рассказывать с не меньшим удовольствием, чем об основной работе.

"Я никогда не учился рисовать, - говорит директор Центра фотохимии РАН, академик Михаил Алфимов, крупнейший специалист в области нанотехнологий, а по совместительству ещё и художник. - Но всегда посещал выставки, особенно увлекался творчеством импрессионистов. Однажды мне попалась книга Ван Гога, в которой он описывал, как создаёт свои образы. Я вдохновился опытом этого художника-самоучки и тоже решил попробовать. Купил в магазине гуашь и впервые что-то нарисовал. В качестве художника я дебютировал в 2000 году".

С того времени учёный посвящает живописи каждую свободную минуту. В его коллекции насчитывается уже более сотни работ, выполненных маслом, и до тысячи акварелей и графических набросков.

На открытии выставки не раз звучала мысль о том, что талантливый человек талантлив во всём. Если он добивается значимых результатов в науке, то не может оставаться равнодушен к искусству, литературе, музыке. Об этом, в частности, говорил Валерий Козлов, вице-президент РАН, директор Математического института им. В.А. Стеклова РАН: "Когда ехал сегодня на открытие выставки, мне вспомнилось высказывание выдающегося английского математика Харди: "Красота - это первое требование к математике. В мире нет места некрасивой математике". Я думаю, то же самое можно сказать о Шаржи и портреты известного историка Евгения Косминского (1886-1959) могут украсить любую выставку любой другой науке. Чувство гармонии, тяготение к прекрасному, так или иначе, присущи многим, если не всем учёным".

Выставка "Музы в храме науке" состоит из двух частей: "Образы прошлого" и "Образы современности". В одной представлены экспонаты сотворённой истории, во второй - ещё творимой.

Большой заслугой сотрудников архива стало то, что вопреки существовавшим ранее запретам они собирали не только документы, относящиеся к научной деятельности учёных, но и художественное их наследие. Поэтому в архиве сохранились морские пейзажи физика-океанолога Константина Фёдорова и шаржи историка Евгения Косминского. А эскизы Циолковского к кинофильму "Космический рейс" остались только благодаря тому, что архивисты "завизировали" их как технические зарисовки конструктора.

В выставочном зале архива РАН (ул. Новочерёмушкинская, 34) экспозиция "Музы в храме науки" будет открыта до 7 марта, после чего её представят ещё в нескольких академических институтах.

Марина Муравьёва, STRF.ru

08.02.2008

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован