12 октября 2007
2631

Михаил Бударагин: Молодежь как она есть. Ценности


В прошлом тексте, посвященном исследовании о молодежи, мы касались темы идентичности. На сей раз речь пойдет о ценностях, о том, что является для нынешних молодых людей базовыми константами повседневности.

Оговоримся, мировоззренческие установки молодежи в России мало отличаются от тех, что транслирует старшее поколение. Собственные жесткие паттерны маргинально разбросаны от среды к среде, от тусовки к тусовке. Молодежи как единого социального пространства на самом деле не существует. Тому есть несколько причин, самая важная из которых - деградация студенчества, бывшего когда-то основным проводником не столько вольнодумия, сколько самой идеи противостояния "старшему" при очень внимательном следовании традициям. Из такой гремучей смеси обычно и выходили и Раскольниковы, и Кибальчичи, и братья Стругацкие.


Сегодня же институт - явление не столько идеологическое (а таковым он был и в Российской Империи, и в Советском Союзе), сколько прагматическое. Главный сегодняшний образовательный тренд - идея об обучении как "предоставлении и получении услуг" - в социальном плане работает вполне определенным образом. Если институт есть вариант парикмахерской, то формировать вокруг знания ценности нет никаких резонов.


"Свободу в качестве ценности назвали всего 22 человека из 878 респондентов"

Другое дело, что и хорошая прическа может быть ценна, но не у слишком широкого круга людей. Знание в данном случае выступает в той же ипостаси: причуды, развлечения для "очкариков". У нынешней молодежи - другие ценности. Первая из которых, как это ни удивительно прозвучит, семья.


На вопрос: "Что для Вас представляет наибольшую ценность в жизни?" - 445 респондентов из 878 ответили: "Семья" (семья, дети/ребенок, ребенок, родители/мама, жена, любимый муж). Сексуальная революция как таковая с ее свободой нравов и вольностью общежития Россию обошла (или же прошла по касательной, оставшись каким-то смутным воспоминанием о конце 80-х - начале 90-х): мы до сих пор остаемся очень традиционной страной с неизменным набором императивов. И старшее поколение, и молодежь одинаково привязаны к самому узкому социального кругу: домочадцы, близкие родственники. В сущности, именно здесь кроется первопричина нынешней социальной апатии: запираясь в рамках собственных взаимоотношений, люди перестают обращать внимание на окружающую действительность, отмечая иногда или рост цен, или последние "новости из жизни звезд". Все остальное лежит вне сферы непосредственного интереса даже молодежи, которая по определению должна быть более живой, свободной и - пусть прозвучит несколько наивно - отчаянной.


Не тут-то было. Свободу в качестве ценности назвали всего 22 человека. В этом же весьма скромном в процентном отношении диапазоне располагаются и здоровье (24 человека), и Родина (13 человек), и человеческие взаимоотношения в социуме ("уважение других", "востребованность", "доверие к людям" - 15 человек). Всё это достаточно показательно и более чем тревожно. В уважении к семье действительно можно усмотреть массу положительных тенденций: традиция как основа общественных взаимоотношений, как полагают многие, вообще является для России единственно возможной нормой. Но семья как гражданский институт работает только тогда, когда она вписана в ценностную парадигму, когда она не замкнута на себе, а обращена в мир. Мы же видим обратную картину, подтверждающую, к слову, выводы, приведенные в анализе идентичности: в России отсутствуют низовые структуры гражданского общества как отдельно взятая ценность. Это вовсе не значит, что их нет физически: речь идет только о том, что влияние, оказываемое ими, минимально. И, судя по результатам опроса, изменить этот тренд удастся в лучшем случае только через поколение.


Почти вровень в ряду ценностей стоят любовь (32 человека), дружба (30 человек) и карьера (36 человек). Их опережает материальное благополучие, благосостояние (всего 47 человек ответили, что деньги являются основной ценностью - это чуть более 5% опрошенных молодых людей). Страна победившего капитализма в действительности относится к материальному достатку и карьерному росту куда проще, нежели этого требуют все правила конкуренции и прочего. Здесь, вполне вероятно, работает генетическая память: известное равнодушие к практике заработка и преумножения присуще и молодежи. Стоит отметить, что география опроса затрагивает самые разные регионы (от Москвы и Санкт-Петербурга до Приморского края и Амурской области), а значит, его итоги можно считать определенным трендом. В России сегодня с семьей все та кже непросто, как и с капитализмом, но от последнего, нравится он нам или нет, никуда не деться: это из семьи можно уйти, убежать из глобализации несколько сложнее.


Второй же по значимости ценностью для молодежи является сама жизнь (79 человек). Достойная идея "просто жить" обоюдоостра: в ней сочетается и стремление к гармонии с миром, и медленное затухание в тисках семьи, которая при определенных обстоятельствах превращается в знаменитый чеховский "крыжовник".


И, наконец, только 10 человек на вопрос: "Что для Вас является ценностью?" - ответили: "Я сам". И это, заметим, молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Индивидуалисты. Будущая элита. Дерзание и прорыв.


А вы говорите, постмодернизм...

http://www.vz.ru/2007/10/11/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован