13 октября 2006
1905

Михаил Давыдов: Через призму оптимизма

Академическое сообщество присмотрелось к проблемам подрастающего поколения.

В жизни отечественных академий, имеющих государственный статус, произошло уникальное событие - впервые за все годы существования состоялась их совместная научная сессия. Значимость этого события подчеркивалась и престижным местом, выбранным для заседаний, - Колонный зал Дома Союзов, и приветственными телеграммами от Президента России и председателей Государственной Думы и Совета Федерации.

Представителей Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств объединило обсуждение чрезвычайно важных, волнующих общество проблем. В повестке дня значилось: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства".

Открывая заседание, президент РАН Юрий Осипов отметил, что острая демографическая ситуация в стране, катастрофическое положение с заболеваемостью, в том числе детской, низкие показатели здоровья, сложные проблемы в системе образования подрастающего поколения не могут оставаться вне поля зрения широкой общественности, без особого и постоянного внимания органов государственной власти. Главным должно стать научное обоснование современных и адекватных подходов к проблемам здоровья, воспитания и образования детей, преломление этих проблем через призму приоритетных национальных государственных проектов.

Все участники сессии, на которой, кстати, выступили президенты всех госакадемий, говорили о необходимости комплексного подхода к воспитанию, образованию и обеспечению здоровья детей. Простой пример: с конца 1990-х годов в мире стремительно развивается экономика знаний, предъявляющая повышенные требования к образованию. Откликаясь на них, школа и учебные заведения стремятся дать каждому ребенку современные знания, обновляют программы, вводят новые предметы и формы сдачи экзаменов, осуществляют компьютеризацию учебного процесса. Казалось бы, все правильно. Однако медики вопиют о том, что такие нагрузки непосильны для детей и негативно сказываются на их здоровье. Форсированная выработка у дошкольников готовности к обучению также ни к чему хорошему не ведет. Статистика свидетельствует: к окончанию школы более половины детей имеет ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений. В ходе сессии архитекторы неоднократно подчеркивали, что "стены учат и лечат", а художники говорили о важности искусства в обеспечении нравственного и физического здоровья детей, привития вкуса к творчеству.

Представители сельхозакадемии в свою очередь отмечали: чтобы обеспечить здоровье детей, их просто необходимо кормить. По критериям Всемирной организации здравоохранения в России недоедает 30% населения, при этом самая страдающая группа - дети от 10 до 14 лет. Сбалансированное питание - один из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие подрастающего поколения. Детям, тем более больным, нужны специальные продукты питания. Что институты РАСХН в состоянии их разработать, сомнений нет. Однако без дотаций производить такое питание невыгодно.

Выступавшие на сессии медики убедительно показали, что здоровье человека закладывается в детстве. Поэтому именно здесь главное направление работы по изменению сложившейся в стране демографической ситуации.

Президент РАМН Михаил Давыдов, по инициативе которого во многом и была проведена эта сессия, в своем докладе отметил, что определенные заделы для решения этой проблемы в стране есть. Так, созданная учеными Российского онкологического центра им. Н.И.Блохина РАМН уникальная технология лечения врожденных или приобретенных злокачественные опухолей у детей дает положительный эффект в 80% случаев.

Перспективные наработки есть и в других госакадемиях, и если они будут востребованы, то в ближайшее время можно будет радикально изменить ситуацию. Например, за три-четыре года можно понизить показатель сверхсмертности российского населения, создать современную систему детского здравоохранения, решить проблему со школьным питанием, осуществить переход к созданию современных образовательных учреждений, поликлиник, детсадов, обеспечить разработку современных образовательных технологий и т.д.

Для решения этих вопросов, подчеркивали выступающие, требуется консолидация действий академических сообществ и власти, прежде всего в рамках национальных проектов.



Игорь Горюнов

http://www.mma.ru/article/id19590

Поиск (41) от 13.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован