03 июня 2003
1582

Михаил Емельянов: `Россия должна придти к западной модели взаимоотношений бизнеса и власти`.

Росийские политологи утверждают, что многие бизнесмены захотят попробовать свои силы в предстоящей в конце этого года выборной кампании в Государственную Думу. Однако, по мнению депутата Госдумы, зампреда думского Комитета по собственности Михаила Емельянова, работа в Думе может принести реальную пользу очень немногим предпринимателям.

"Главная причина того, что бизнесмены активно стали участвовать в выборах - это, прежде всего, мода. Именно так было в советское время: депутатский значок считался приложением к высокой должности, свидетельством солидности руководителя. Потом мода изменилась. Когда я в 1993 году впервые избирался в Думу, то кандидатами были интеллигенция, партийцы, а предпринимателей выдвигалось немного, и то в основном это были представители малого и среднего бизнеса. Затем авторитет власти, в том числе и законодательной, заметно вырос, и мода вернулась", - говорит зампред.

"Конечно, депутатский мандат дает его обладателю новые возможности, однако многие не представляют, какие именно и чем за это придется платить, - продолжает Михаил Емельянов. - Начнем с того, что есть принципиальная разница между работой в Законодательном Собрании и Госдуме. В первом случае бизнесмену никуда не нужно ездить, он занимается в основном оценкой поступающих законопроектов. Он делает это раз в месяц, ненадолго отвлекается от своих дел, работает на неосвобожденной основе. Если же он становится депутатом Думы, то, чтобы иметь хоть какое-то влияние на ход событий, понимать контекст происходящих процессов, ему придется работать в Москве постоянно и кроме оценки законопроектов участвовать в их создании, "вести" свои законы к принятию".

По словам депутата, когда на смену прошлого "коммунистического" состава Думы пришел нынешний, в котором большую часть составляли бизнесмены, то многие думали, что такой парламент горы свернет в экономическом законодательстве. Но оказалось, что, если в парламенте большинство предпринимателей, это не значит, что "парламент пропредпринимательский". "Одни прошли по партийному списку и вынуждены подчиняться фракционной дисциплине, другие опасаются ссориться с исполнительной властью, дабы не навредить своему бизнесу. В результате у нас Дума, где тьма предпринимателей голосует за законы, которые душат предпринимательство. Другая иллюзия, что депутатский значок - это проходной билет в любой кабинет. Высокопоставленные федеральные чиновники от встречи с рядовым депутатом, как правило, уклоняются. Что точно дает мандат, так это иммунитет (кому надо) и возможность попадать на тусовки, где бывают нужные люди. При этом реальную пользу эти контакты могут принести только тем, у кого бизнес федерального уровня", - утверждает законодатель.

Получается, что предприниматели идут во власть, но предпринимательский климат в стране от этого пока не улучшается. По мнению Емельянова, по мере развития гражданского общества Россия должна придти к западной модели взаимоотношений бизнеса и власти: "Сейчас примером лоббизма европейского образца служит деятельность в Думе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Он работает со всеми фракциями и делает это не в лоб. Это не так, как представляется многим: ты за это проголосуй, а я тебе потом денег дам. Они, например, готовят для каждого экономического законопроекта квалифицированное экспертное заключение, оказывая влияние на мнение депутатов и давая аргументы тем, кто в Думе настроен пропредпринимательски. Наверное, это и есть вектор развития влияния бизнеса на власть: создание мощной общественной организации - наем квалифицированных аппаратчиков и экспертов - диалог о развитии бизнеса со всеми политическими силами".

03.06.2003
http://www.emelyanov.ru/publictext/public/id/700710.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован