19 февраля 2007
965

Михаил Фрадков разделит обязанности своих заместителей

Сегодня, судя по всему, премьер-министр Михаил Фрадков подпишет распоряжение о распределении обязанностей между своими первыми и последующими заместителями. По сути, документ уже готов и ожидает лишь резолюции главы правительства.

Уже известно, что обязанности первого вице-премьера Дмитрия Медведева практически не претерпят изменений. В его ведении останутся приоритетные нацпроекты и связанные с ним отрасли, а также демография. Да еще координация действий министерства регионального развития в проведении реформы ЖКХ. Первому вице-премьеру Иванову придется заниматься промышленной политикой в гражданской и оборонной отраслях, курировать связь, транспорт, техническое регулирование. С появлением в кабинете нового вице-премьера обязанности заместителя председателя правительства Александра Жукова мало изменятся.

Он по-прежнему будет отвечать за вопросы бюджетной политики, макроэкономики, инструменты развития конкуренции, инвестиционной политики, госполитики в сфере физкультуры и спорта и ряд других аспектов. Вице-премьеру Нарышкину помимо внешнеэкономических связей оставят и правительственную комиссию по административной реформе, и вопросы управления госимуществом.

Да и новый вице-премьер, глава аппарата Белого дома Сергей Нарышкин и первый вице-премьер Сергей Иванов, избавившись от приставки министр обороны, уже выполнили поручение Фрадкова и самостоятельно сформулировали цели и результаты своей деятельности в новом качестве.

Теперь уже первый вице-премьер Сергей Иванов воспринял свое назначение на этот пост как солдат. Это действительно не первое место работы, которое ему приходится менять: сначала невоенному человеку Иванову пришлось стать военным министром, теперь в качестве первого вице-премьера снова уйти на гражданку. Правда, это не совсем так. Круг его обязанностей, конечно же, сильно расширится, и в новом качестве Иванов будет по-прежнему курировать военно-промышленный комплекс, но лишь как часть всего сектора промышленности, весь блок транспорта, инфраструктуры страны, связи, науки, особенно в высокотехнологичных инновационных сферах. По сути, это сферы нескольких министерств.

"Я понимаю, чего от меня хочет президент. Он неоднократно, в том числе в Послании, упоминал, что России надо как минимум, пытаться, а как максимум добиваться диверсификации нашей экономики", - четко обрисовал свое поле деятельности новый первый вице-премьер. По его мнению, сделать это можно только на основе реального производства и наукоемких технологий. "Другого выхода у нас просто нет", - заметил он.

Причем, кабинетным оптимизмом Иванов, судя по всему, уже успел заразиться. Он считает, что экономике России осталось немного: через несколько лет она будет меньше зависеть от конъюнктуры цен на углеводороды. Пройдет пятилетка, и российская экономика будет "основываться на знаниях, интеллекте и прекрасном потенциале граждан страны". В планах - и застопорившееся развитие судостроения. "Как и в авиации, здесь жгучая проблема. Мы конкурентоспособны в военном судостроении, а в гражданском, что в авиации, что в судостроении, - беда. Правда, верфи в последнее время очень сильно загружены военными заказами. Это хорошо. Но ведь нам нужны не только военные суда, но и речные, и танкеры, и нефтеплатформы для работы на шельфе, и, наконец, газовозы, которых до сих пор мы не производим", - пояснил Иванов.

Вмешиваться же в дела военного ведомства по старой памяти он не собирается. "Личный контроль, конечно, исключен", - заверил первый вице-премьер. А вот в помощи новому министру Иванов явно не откажет, считая, что в одиночку "никто - ни министр, ни замы министров - не справится с решением этой задачи". Своей шестилетней работой на посту главы минобороны Иванов удовлетворен, хотя считает, что, "наверное, и даже наверняка, не все получилось, но по основным направлениям движение вперед было". Тем не менее ему есть чем похвастаться: части постоянной боеготовности укомплектованы контрактниками, призывников в "горячие точки" направлять не будут, срок службы сокращен до полутора лет, а с 1 января 2008 года - до одного года, учения стали образом жизни, существуют программы решения жилищной проблемы и денежного довольствия.

- Теперь надо только выполнять, - заметил Иванов.

Очевидно, что со своим преемником он будет часто встречаться по долгу службы. Хотя основные направления модернизации вооруженных сил страны четко прописаны, и теперь необходима лишь их реализация, и первому вице-премьеру, и министру обороны предстоит решить все проблемы, чтобы промышленность могла производить вооружения будущего, "а не "абы что", лишь бы что-то произвести, продать и поставить на вооружение".

- Нас это не устраивает, - заранее предупредил первый вице-премьер. - Только современные образцы и нужны армии, а не все, что попало. Иначе Россия свою безопасность не обеспечит.

У вице-премьера Сергея Нарышкина свой фронт работ. Внешнеэкономическая деятельность находится на стыке полномочий минэкономразвития, минпромэнерго, минтранса, МИД, ФТС, но Нарышкин уверен, что это не означает, что у каких-то министерств или ведомств будут отобран ряд полномочий. "В нынешней управленческой модели правительства роль вице- премьера не состоит в кураторстве одного или группы министерств: каждый министр - сам себе вице-премьер с огромными полномочиями, - пояснил он. - Роль вице-премьера состоит в координации действий ряда министерств, служб, агентств при решении крупных межведомственных и межотраслевых проблем". Нарышкин не исключил, что если вопросы нефти и газа будут находиться в группах товаров, подпадающих под системные меры поддержки экспорта или таможенно-тарифное регулирование, то он будет заниматься их решением.

К приоритетам вице-премьер отнес прежде всего устранение несбалансированности в структуре экспорта, уход от зависимости внешнеэкономической конъюнктуры и, наконец, расширение участия российских компаний в международной интеграции и в разделении труда. Кроме того, президент поручил ему заняться укреплением интеграционных процессов на пространстве СНГ, продвигать механизм Единого экономического пространства с участием России, Украины, Белоруссии и Казахстана. "Трудности в этом вопросе есть", - признался Нарышкин, но у него уже есть определенные идеи, как их решить. Правда, делиться ими вице-премьер не стал, ожидая одобрения правительством и председателем.

Кому из первых вице-премьеров придется замещать председателя правительства в случае его отсутствия, пока неясно. "Может быть, чтобы сохранить определенный баланс, по очереди, - предположил Нарышкин. - Когда я, как руководитель аппарата правительства, отбываю в командировки, я по очереди поручаю каждому из заместителей исполнять обязанности".

Но, судя по всему, это не последние перестановки в кабинете Фрадкова. Настройка правительства, согласно президентской идее сформировать "соответствующим образом органы власти в стране в конце 2007-го и в начале 2008 года", судя по всему, еще продолжится. "Очевидно, есть и будут предложения по модернизации, улучшению кабинета, но они должны быть взвешены с учетом всех аспектов, прежде всего политических", - пояснил Нарышкин.

Елена Лашкина
Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4298 от 19 февраля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован