20 сентября 2004
218

Михаил Лящ, президент `УСП Компьюлинк`: `Наша главная амбиция - стать одной из крупнейших в России IT-компанией`

Руководитель одной из ведущих российских IT-компаний рассказывает об особенностях работы сегодня и перспективных планах `УСП Компьюлинк`.

Вопрос: Известно, что Ваша компания когда-то начинала свою деятельность со сборки и продажи персональных компьютеров. Сегодня `Компьюлинк` - многопрофильная IT-компания с чрезвычайно разнообразными направлениями работы. Скажите, какому из направлений сейчас придается особое значение, существуют ли какие-то приоритеты в работе компании?

Ответ: Действительно, наша компания выстроила широкую систему разнообразных сервисов. При этом я бы хотел отметить, что эта система четко структурирована: каждое из направлений деятельности `Компьюлинк` взаимосвязано с другими направлениями и опирается на их возможности. В качестве основных направлений можно выделить: производство и поставку компьютерных систем корпоративного назначения CLR; поставки IT оборудования и решений; системную интеграцию - построение локальных вычислительных, мультисервисных, телефонных сетей, систем видеоконференцсвязи, серверных решений, решений в сфере информационной безопасности; разработку и создание информационных систем корпоративного управления; поставку интегрированных систем управления предприятием /ERP/ и систем управления взаимоотношениями с заказчиками /CRM/. Наконец, в структуру нашей деятельности входят IT-консалтинг и управленческий консалтинг /менеджмент-консалтинг/. Как видите, наш бизнес весьма диверсифицирован и, в то же время, хорошо структурирован, на наш взгляд. Это позволяет нам предоставить весь спектр IT-услуг - от проекта организации бизнес-процессов заказчика до внедрения его в жизнь вплоть до уровня `железа`.

Вопрос: В связи с таким разнообразием направлений бизнеса компании `Компьюлинк`, как бы Вы определили позиционирование компании на IT-рынке?

Ответ: Я считаю правильным дать определение `Компьюлинк` как сервисной компании. Есть еще подходящее для `Компьюлинк`, на мой взгляд, определение - системный интегратор, выполняющий, в том числе, функции генерального подрядчика в интересах заказчика. Например, в области построения телекоммуникационных сетей мы по заказу одного из крупных операторов связи в нескольких городах строим объекты его сети `под ключ`. Для этого мы выполняем полный комплекс работ - от поиска площадей для размещения узлов связи, ремонта помещений и выполнения всех проектных работ до монтажа оборудования и подключения его к сетям других операторов. Исходя из сказанного, мне представляется наиболее точным определением для `Компьюлинк` - консалтинговая компания с большой IT- и технологической составляющей в структуре бизнеса.

Вопрос: Тогда, по-видимому, этим определяются и приоритеты компании в бизнесе?

Ответ: Что касается приоритетов нашей деятельности, то на этом, действительно, следует остановиться подробнее. Около 1,5 лет назад нашим миноритарным акционером стал американский правительственный фонд Delta Capital. Фонд предоставил нам инвестиции в размере нескольких миллионов долларов, которые, в первую очередь, предназначены для развития сервисных направлений. На наш взгляд, это очень важное и перспективное направление, которое - отвечая на Ваш вопрос о приоритетах - мы намерены интенсивно развивать. При этом, конечно, ни в коем случае не в ущерб другим сферам деятельности, потому что в настоящее время, естественно, традиционные для нас направления работы обеспечивают компании основной объем доходов. В частности, в сфере поставки компьютерных систем у нас существуют соглашения о сотрудничестве с такими компаниями, как Intel, IBM, Microsoft и другими, что позволяет успешно работать в этом секторе.

Вопрос: Чем объясняется Ваш - и Ваших инвесторов - интерес к сервисным направлениям?

Ответ: Дело в том, что в этой сфере деятельности возможно достигнуть весьма высокой нормы прибыли - при правильной постановке дела, в 2-3 раза большей, чем в традиционных для IT-компаний видах бизнеса. Поэтому, с точки зрения развития бизнеса, направление менеджмент-консалтинга сейчас для нас является приоритетным. Кстати, для мировой практики IT-отрасли это достаточно распространенное явление. Например, у таких великих компаний, как Hewlett Packard или IBM - существуют консалтинговые направления. Понятно, что по объему доходов они не главные, но занимают важное место в структуре бизнеса этих мировых лидеров отрасли. Если говорить о наших планах в отношении менеджмент-консалтинга и IT-консалтинга - мы бы хотели, чтобы эти направления в идеале приносили нам не менее 40 проц всех доходов.

Вопрос: Что Вы вкладываете в понятие `консалтинг` применительно к IT-отрасли? Обычно под этим подразумевается оценка объема и структуры необходимых для заказчика мероприятий по развитию информационных технологий на предприятии, составление примерного проекта и сметы этих работ - и представление заказчику разработанных рекомендаций. Но это - дело известное и не новое, а Вы, как я понимаю, имеете в виду несколько другое, когда говорите о менеджмент-консалтинге.

Ответ: В нашем понимании консалтинг - это, конечно, более широкое понятие, чем только разработка тех или иных рекомендаций. Консультант, в обычном понимании этого термина, изучает вопрос и говорит заказчику: `вам нужно сделать то-то и так-то`. А само выполнение рекомендаций - это уже не проблема консультанта. Как показала мировая - и не только мировая - практика, такое понимание консультирования может приводить к крайне безответственному поведению консультантов и к крайне негативным последствиям. Вспомним, хотя бы, нашумевшие дела компаний Enron и Worldcom, хотя там речь шла, конечно, о консультировании более в финансовой сфере. Мы же, когда говорим о менеджмент-консалтинге, подразумеваем под этим разработку адекватной архитектуры управленческих процессов как готового решения, включающего в себя и конкретный проект реализации вплоть до расчета сетей и номенклатуры необходимого оборудования и его поставщиков, если это нужно. Разработка такого `архитектурного` проекта управленческих решений может быть осуществлена и для коммерческих компаний и для структур государственного управления, например. Мы, кстати, разработали такой проект для одного из министерств. А двое наших сотрудников входят в рабочую группу Комиссии по осуществлению административной реформы в стране, где участвуют в разработке электронных административных регламентов.

Вопрос: Скажите, на чем основаны претензии Вашей компании на успешную работу в области менеджмент-консалтинга? Ведь весь предыдущий опыт `Компьюлинка` связан все же с областью собственно информационных технологий в традиционном понимании.

Ответ: Дело в том, что идея заняться менеджмент-консалтингом - это не результат каких-то умозрительных упражнений с нашей стороны. К заключению о необходимости, возможности и полезности нашей работы в этом направлении нас привело осмысление именно нашего предыдущего опыта деятельности в традиционной IT-сфере. Мы достаточно давно работаем на этом рынке, чтобы увидеть широкую распространенность порочной, с нашей точки зрения, практики, когда есть IT для IT. То есть, когда при разработке IT решений преследуется, прежде всего, цель создания хорошего решения именно с технологической точки зрения, а не с точки зрения того, насколько предлагаемое решение соответствует реалиям бизнеса заказчика. А мы считаем, что сначала нужно понять, что, собственно, нужно сделать для повышения эффективности бизнеса. Возможно, и не нужно устанавливать никаких дополнительных серверов и сверхсложных систем, а достаточно, например, поручить двум сотрудникам фиксировать учетную документацию и перенаправлять ее по назначению для обработки с помощью стандартных инструментов того же Microsoft Office. Это, конечно, некоторое преувеличение, но смысл в том, что информационные технологии должны работать на бизнес-процесс, а не существовать сами ради себя. Сейчас же более привычно для менеджеров рассуждать так: `нужно внедрить ту или иную автоматизированную систему - и с управлением в компании станет лучше`. А ведь сама эта система - это только средство учета. Пусть она лучшая в мире в своей категории, но к собственно управлению эта система никакого отношения не имеет - она лишь средство решения одной из задач. Так обстоит дело, но такого понимания у менеджеров пока не достаточно.

Вопрос: В таком случае, насколько сейчас востребован такой консалтинг, в Вашем понимании этого термина?

Ответ: Я бы сказал, что для продвижения таких услуг требуется значительно больше труда, чем для продвижения более привычных IT-услуг и продуктов. В то же время, понимание необходимости менеджмент-консалтинга постепенно распространяется среди руководителей компаний и организаций. Хотя очень часто заказчику понятнее поставить задачу так: установить нам сервер такой-то производительности или систему хранения данных такого-то объема. Результатом такого подхода, кстати, стало то, что во многих крупных организациях вычислительные мощности таковы, что с их помощью можно решать сложнейшие задачи вроде управления системами противовоздушной обороны всей страны или хранения статистических данных о всей стране во всех возможных разрезах. В это вложены миллионы долларов, а мощности используются процентов на 15. Что же касается такой, например, популярной сейчас темы, как системы документооборота, то зачастую для его организации с технической точки зрения достаточно обычной стандартной почтовой программы, нужно только правильно организовать процесс. И при правильной организации не нужно будет ставить автоматизированную систему стоимостью 1000 долларов на одно рабочее место.

Вопрос: Понятно, Ваш опыт собственной непосредственной деятельности в сфере информационных систем, конечно, делает Ваш консалтинг по организации бизнес-процессов совершенно предметным. В то же время, ведь существуют компании, которые не занимаются IT, но для которых бизнес-консультирование - основная специализация. Насколько возможно конкурировать с такими компаниями на их поле?

Ответ: Если говорить непосредственно о `Компьюлинк`, то, прежде всего, мы привлекаем к работе у нас очень квалифицированных специалистов в области менеджмент-консалтинга. Кроме того, наш большой опыт по внедрению управленческих средств и решений позволяет не только быстро и квалифицированно выбирать и внедрять эти средства, но и быстро и квалифицированно оценивать наиболее целесообразные варианты организации управления как такового. И еще очень важно, что мы сами можем реализовать для заказчика управленческие решения, которые для него разработали. Причем реализовать полностью - от описания архитектуры процесса управления и выбора подходящего решения до организации необходимой для этого процесса информационной сети. Мне кажется, очевидно, что такой подход при прочих равных условиях способен обеспечить более качественный конечный результат работы по менеджмент-консалтингу.

Вопрос: То есть, ваше преимущество в том, что `Компьюлинк` может не просто дать ценный совет, но и реализовать его.

Ответ: Совершенно верно.

Вопрос: Скажите, какие проекты `Компьюлинк` уже выполнил в рамках того подхода к менеджмент-консалтингу, о котором Вы говорите?

Ответ: Можно назвать выполненные нами крупные проекты для Минэкономразвития, Минсвязи, `Казахтелекома`, компании `Межрегиональный ТранзитТелеком`, МТС и тд. В частности, для Минэкономразвития мы разработали электронные регламенты - и реализовали их. Кроме того, мы решали задачи создания некоторых видов объединенных государственных информационных ресурсов /ОГИР/. Например, участвовали в создании ОГИР, объединяющего региональные структуры жилищно-коммунального хозяйства, службы записи актов гражданского состояния /ЗАГС/ и паспортной службы. Такой объединенный информационный ресурс мы спроектировали и сделали для многих российских регионов, например: Чувашии, Мордовии, Бурятии, в Ханты-Мансийском округе. В этих проектах мы как раз выполняли функции управленческого консультирования на этапе проектировки и генерального подрядчика проекта на всех этапах, включая реализацию.

Вопрос: Скажите несколько слов о динамике развития бизнеса компании в целом.

Ответ: В настоящее время темпы роста нашего оборота составляют около 30 проц в год. В 2002 г наш оборот был равен 60 млн долл, в 2003 - 77 млн долл, а на 2004 г мы планируем оборот на уровне 95 млн долл

Вопрос: А как Вы оцениваете свою позицию на российском IT-рынке?

Ответ: Конечно, в нашей отрасли достаточно сложно сравнивать компании между собой, так как структура деятельности у каждой из них имеет свои особенности. Но если оценивать в целом - мы точно входим в первую пятерку аналогичных по структуре деятельности IT-компаний России.

Вопрос: Каковы амбиции `Компьюлинка`?

Ответ: Наша главная амбиция - стать со временем одной из крупнейших в России IT-компанией. Учитывая быстрый рост российского IT рынка, мы считаем для себя через 5 лет реальным оборот 300 млн долл в год. А через 10 лет обороты крупнейших российских IT-компаний будут достигать 1 млрд в год. И мы намерены быть в числе этих компаний. Если говорить о более близких планах - то мы планируем в течение ближайших 2-х лет осуществить первичное размещение акций на открытом рынке /IPO/. Нами уже определен срок IPO - 2006 год - и выбран андеррайтер выпуска. Весьма вероятно, мы станем первой в России IT-компанией, которая сделает это и станет одной из самых прозрачных компаний на нашем рынке. Что подтверждает проведенный нами аудит международной аудиторской компании КПМГ. И, разумеется, постоянная наша цель - быть успешной компанией.

10.09.2004
ПРАЙМ-ТАССhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован