26 апреля 2008
2063

Михаил Щелконогов, О.Юнтунен: Ужасные секты: кто они? или Некоторые мысли об идеологической борьбе и человеческом одиночестве

Поднявший меч на наш союз
Достоин будет худшей кары,
И я за жизнь его тогда
Не дам и самой ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке!..

 

 Б.Окуджава.


Дело первой важности – научить человека
отличать истину от заблуждения.

Р.Оуэн.

 

Сразу оговоримся, что данная статья ни в коем случае не претендует на фундаментальность, хотя, возможно, таковое исследование понадобится в будущем для более полного осмысления происходящего. Мысли оформились тезисно, скорее, по причине необходимости ответить взволнованным оппонентам, чем из-за стратегического желания осветить проблему, но и эта необходимость тоже имеет место, раз вопрос вообще возник на повестке дня. Итак, ничто не ново в нашем подлунном мире… История повторяется с завидным постоянством, всех примеров не перечислишь, но вот учат ли они нас чему-либо? Способны ли мы, проведя грамотный анализ, извлечь информационную суть из наблюдаемого явления и продвинуться вперед в своей индивидуальной и коллективной эволюции?

Всем известно, что мир двуполярен. Верх и низ, белое и черное, правое и левое, внешнее – внутреннее, положительное – отрицательное, начало – конец, жизнь – смерть… На взаимодействии двух начал базируются любые процессы: психологические, социальные, экономические, политические, - любые. Законы этих взаимодействий входят в компетенцию Матушки Природы, не мы их устанавливали и не нам их отменять. Им же подчинены и любые социумные явления, в том числе возникновение различных течений, учений, объединений и обществ. Задача данной статьи – скромная попытка дать ответ на вопрос `Что такое секта и сектант?` и рассмотреть некоторые причины их возникновения.

Заглянем в словари и обратимся к общепринятым научным определениям.

Толково-словообразовательный словарь: СЕКТА – 1) религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) (переносное, разг.) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.

Словарь Даля: СЕКТА (франц.) – братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол, ересь.

Словарь Ушакова: СЕКТА (от лат. secta, букв. отрезанная, отделенная) – 1) религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение; 2) (переносное) отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

Современная энциклопедия: СЕКТАНТСТВО религиозное – термин, первоначально применявшийся церковными деятелями, а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений, возникавших в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения.

Большой энциклопедический словарь: СЕКТА (от лат. secta – учение – направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле – группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

Словарь синонимов: СЕКТА – общество, разряд, сословие.

Как мы видим, четко выделяются две концепции: СЕКТА - 1) отколовшаяся от господствующей церкви (или правящей партии) община и 2) замкнутая на своих интересах группа лиц. И понятно, что практически любую организацию, которая не носит с честью титула господствующей церкви или партии можно назвать сектой. Если захотеть. Особенно, когда это обусловлено необходимостью борьбы за власть или материальные ресурсы и их сохранение. Синонимический ряд, приводимый словарем, подтверждает наш вывод. Скажете, что `секта` понятие исключительно религиозное? Но что есть религия как не преданность Идее и исполнение ритуалов, т.е. ведение определенного этой Идеей образа жизни? Наука, к примеру, тоже может исповедоваться как религия. Кстати, на одинокого человека, замкнутого на своих индивидуалистических и тем более непонятных другим интересах, вполне удобно наклеить ярлычок `сектант`. Или `диссидент`. Почему бы нет? Обезопасить свое непонимание или мотивировать отказ в сотрудничестве и общежитии, а также оправдать собственную пассивность – тоже удобно.

Далее рассмотрим некоторые аспекты проблемы сектантства с точки зрения идеологической, политической, военной, экономической, социальной доктрин, разработанных в рамках философско-этического Учения Солнечный Путь.

Итак, первое. Вопрос сектантства – вопрос не идеологический: идея с идеей не борется – чистая энергия – что более высокочастотно, более мощнее энергетически, то и выше. `Чем громче музыка любви…` - писал поэт. Одни философы бьются с другими философами докладами исключительно на философских семинарах, образуя внутри философских кафедр `секты по интересам`. Идеология либо побеждает, либо нет, либо есть у идеи последователи, либо она недостаточно убедительна, т.е. неэнергоемка и неэнергономична. Вопрос о сектантстве на самом деле – вопрос политический: кто кем и чем правит? Ведь если идея и ее адепты не претендуют на трон и казну, то никого эта идея волновать, по большому счету, не будет: дискутируете? – дискутируйте, веруете? – веруйте себе на здоровье, ушли в скиты? – и сидите себе, помалкивайте. Никому ведь не придет в голову называть сектой спортивное общество. Не придет. До тех пор, пока его председатель не подкопит денег и не ринется в `большую политику и экономику`. И тогда не назовут, правильно, просто председателя через некоторое время найдут умершим от острого сердечного приступа, а его место займет более лояльный товарищ. Зато рериховцев с их невинной философией общинности и красивыми словами о всемирной любви деятели от `государственной церкви` могут внести в черные сектантские списки, потому как сманивают паству, следовательно, уводят финансовые потоки на сторону, а принятые жесткие заповеди нарушать все-таки чревато, да и не такие рериховцы важные шишки, чтобы о них руки пачкать, достаточно ярлычка, даже публично ругать необязательно. Александр Исаевич Солженицын – еще один пример – при любом строе выступает диссидентом, ибо видит нелицеприятную изнанку жизни и способен к объективной оценке, но если при советской власти его сажали в гулаговские застенки или высылали из страны, наклеивая ярлык `антисоветчик`, то в наше время тихо забыли, потому как никому уже его идеи и статьи не мешают наводить свои порядки.

Необходимо понимать, что любые социальные отношения представляют собой отношения политические: всегда решается вопрос `Кто у руля? В чьих руках деньги?`. И как только кто-то отваживается поднять нос выше экватора, проявив `нездоровый` интерес к обозначенным вопросам, тут же появляется повод к словам типа `оппозиция`, `предатели`, `раскольники`, `сектанты` и всякого рода другим нелицеприятным определениям. Навешивание неодобрительных ярлыков, клеймление перед обществом, привязывание к позорному столбу, газеты-молнии – классический и повсеместно распространенный метод борьбы с инакомыслящими, оппозиционными правящему классу, элементами. Политическая месть, так это называется, не щадит никого. Вождь обязан уничтожить оппозицию. Не помогают убеждения, т.е. пропаганда? Прибегнем к уничтожению, изгнанию, помощи шамана или священника. Принцип `разделяй и властвуй` - вернейшее средство. Сплошная политика: кто не с нами, тот против нас, если враг не сдается, его уничтожают, – и никаких идеологических споров.

- А в чем, собственно, дело? По какому поводу собрание?

Народ, как правило, солидарен с вождем, устрашающая же маска шамана, или кресты вдоль дорог, или черный воронок у подъезда добавят масла в огонь страха. Если… Если только вдруг немыслимым образом оппозиционная идея не окажется более энергоемкой, т.е. более выгодной, с точки зрения общей эволюции, народным массам, тогда гремит залп Авроры – Уррраааа!

Политическая власть, как ее определял Владимир Ульянов-Ленин, есть вопрос о собственности, о собственности на природные и человеческие ресурсы, которые в свою очередь заинтересованы в сохранении энергодинамического равновесия, т.е. поддержании гомеостаза. И согласно физическим законам термодинамики у власти оказывается наиболее целесообразная с этой точки зрения доктрина, та идея, которая в сравнении с другими современницами более энергоемка, энергономична и энергологична. Поэтому, если хотите победить на выборах, придумайте что-нибудь актуально-выгодное для всех слоев населения и раскрутите грамотный пиар. Но добиться власти мало, задача – удержать ее. Вот здесь-то и начинаются `постреволюционные` репрессии: происходит разделение на `красных` и `белых`, `своих` и `чужих`. Политическая месть `чужим` преследует только одну цель – захват и удержание собственности, что и является основной мотивировкой для карательных органов: `Землю – крестьянам! Заводы – рабочим!`.

И это, конечно же, не выдумка большевиков или национал-социалистов. Ничто, повторим, не ново, все уже когда-то происходило… Оглянитесь вокруг: всегда и везде все властьимущие поступали одинаково. Например, царь Ирод с христианами в те времена, когда они еще носили гордое звание сектантов и имели своим символом быструю, юркую, трудно уловимую рыбку. Но мудрый Константин, сам будучи всю свою жизнь язычником, увидел потенциальную энергологическую мощь сектантской доктрины и объявил христианство государственной религией. Хлоп! Бояться и прятаться теперь не нужно, наоборот, требуются новые территории и приток в казну, и тут же рыбка меняется на воинственный крест – начинают крестовые походы. Миссия крестоносцев – захват территорий, мародерство, насилие, грабеж, убийство, уничтожение несогласных, т.е. вновь образовавшихся сектантов. И Русь крестили не иначе как огнем и мечом, ну, что ж поделать, несознательный народ был. Ужасно! Но мы окрасим ужас в идеологические белые одежды догматов и обрядов церкви, нарисуем красивый символ, и уже можно смириться, принять правильную секту. Вернее, правящую церковь. И опять общепринятое становится белым, отличное – черным, а `ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах`. Великолепная работа идеологического сектора! Еще примеры? Возьмите любую революцию за последние три столетия.

Новая идея, несущая реальные изменения в эволюцию, всегда пробивает себе дорогу сквозь тернии закостеневших мировоззрений миллионов, ибо заставляет изменить образ жизни, а это значит `прощай, стабильность, нажитая непосильным трудом`. (В сторону: западные игры в `демократию` – это лишь незначительные колебания вправо-влево от срединного стабильного положения энергодинамического равновесия всей системы; с радикалистами и там расправляются быстро и успешно, т.к. у них с финансами, как правило, не слишком.

Эволюционный и революционный пути отличаются друг от друга только по затраченному времени и количеству жертв, принесенных этой идее; временные и ресурсные затраты прямо пропорциональны ее мощности. Исключения, пожалуй, составляют тот класс нововведений, большая материальная выгода от которых видна всем и каждому, а главное, всем и каждому достанется (сегодня определяющим фактором является еще открытость и доступность информации, например Интернет). Но вот, к примеру, Бердяев, Вернадский, Лосев и другие деятели науки и искусства до сих пор не признаны широкими кругами общественности, да что там, многие ли понимают, о чем говорил Иисус?.. Народные массы живут штампованным мышлением: белые-красные, свои-чужие, хорошие-плохие и т.д. И одна из функций пастыря власти есть определение эффективных установок, выпускаемых в народ: настоящая идеологема всегда должна поддерживать, укреплять власть. При таком раскладе все возрастающая актуальность и необходимость смены отношения к современной действительности никого не волнует. Таким образом создается идейная плотина, которая прорывается однажды революционным пожаром. Три! поколения русских царей не могли отважиться принять столь необходимую Конституцию, однако она все же была принята путем смены государственной формации и многочисленных жертв. Имена руководителей не играют роли, История метафизически подбирает и охраняет необходимых ей адептов, реально подтверждая факт необходимости их рождения. А диссиденты и сектанты, т.е. оппозиция, всегда была, есть и будет как необходимая составляющая диалектической полноценности политической системы, да что там политической, это касается любой социумной системы вплоть до виртуальных сообществ. Переходим ко второй части, лирической.

Следующий аспект – социальный. Человек на свете одинок – спасибо неповторимой индивидуальности, но в силу присутствующего в нем Инстинкта Стадного чувства (у каждого в разной степени, зависимость обратно пропорциональна энергоинформационной мощности личности) и ради облегчения быта он стремится к обществу себе подобных, и образуются семьи, коллективы, организации, города, государства. И вопросы влияния здесь уже определяются а) количеством единомышленников, т.е. масштабом секты – насколько большая, или б) материальным обеспечением – насколько состоятельна. Буддистов больше, чем христиан, с ними не повоюешь, могут и шапками закидать, но они, правда, ни на что пока особо не претендуют. Пока. Хотя ядерное оружие потихоньку разрабатывают, мы говорим о Китае и Корее. А вот с мусульманами, особенно с теми, которые победнее, повыяснять `А ты кто такой?` можно, тем более `вся мировая` (читаем `цивилизованная`) общественность вроде как и не против, потому как сами ходят в другую церковь, а богатым мусульманам ни до кого нет дела, кроме себя. Тут очень удобен ярлычок `террорист`. А как еще огрызаться? А в космической фантастике, например, `секта Землян` воюет против `секты Марсиан`. Все, в который раз повторимся, едино по сути и смыслу, только масштабы и обложки, т.е. названия, разнятся.

В чем заключается суть любой организации, начиная от семьи и заканчивая Универсом? Организация есть идеологическая и социальная `крыша`, т.е. защита, для этого одинокого, подверженного всем ветрам и невзгодам, существа, которым является `царь природы` человек. Здесь его встретят, обогреют, выслушают, утрут слезы, накормят, дадут работу, развлечение и крышу над головой. А что еще надо бедняге? И человек с рождения ищет `своих`, тех, кто ему духовно (энергоинформационно) близок: родители, группа в детском саду, школьный класс, дворовая компания, приятели, любимая женщина, трудовой коллектив, политическая партия, приходская община… Каждая из организаций-сект удовлетворяет его насущные жизненные запросы по мере своих возможностей. Кого и что выбрать в сотоварищи решает сам человек, это дело его совести, и никто, по большому счету, не в праве ему этот выбор навязывать. Но если вдруг его, человека, потребности выходят за рамки их, организаций, возможностей, то он либо добровольно покидает `родные стены`, уходя на поиски лучшей доли, либо становится `чужим среди своих`. Раскольником! Сектантом! И опять перед ним два пути:

а) погибнуть в конце концов, ну, или тихо умереть, не досаждая бывшим близким, б) воевать с ними, создать оппозицию и стремиться к реформам, т.е. к власти. История повторяется.

Закрытость, замкнутость `тайных обществ`, социумов, обусловливает их низкую энергоинформационную мощность, следствием чего становится выбор преимущественно террористических методов борьбы с окружением. Потому что если не уничтожить враждебные элементы окружающего мира, то, оставаясь в неизменном качестве, неизбежна собственная гибель вследствие поглощения более мощным эгрегором. Понятно, что закрытая, неразвивающаяся система сохраняет себя только посредством предотвращения проникновения инородных элементов, замыкая тем самым свои эволюционные возможности на внутренний ресурс. Отсутствие развития, как следствие, ведет к идеологической непримиримости, и диалектическая концепция `единства и борьбы противоположностей` приводит не к отрицанию, но к полному уничтожению, ибо противоречит требованию единства. Вспоминаете Иисусово `Возлюби врагов своих`? Христос тоже был диалектиком, только не материалистическим, а метафизическим. Учение же Солнечный Путь, в отличие от Гегеля и Маркса, формулирует эту концепцию как диалектическое единство и обязательное взаимодействие двух начал, т.е. речь идет об отношениях кооперации между диалектическими противоположностями, об их содействии друг другу.

Биологическая эволюция в социуме отбирает наиболее устойчивые (см. теорию Пригожина) социальные структуры, поскольку все системы стремятся к состоянию наибольшей устойчивости по отношению к данному виду взаимодействия. Достижение устойчивости есть результат принципа минимизации энергии. Экономию средств Фурье называл одним из главных законов природы. Концепция Учения СП об единстве и взаимодействии противоположностей приводит к тому, что возрастание степени устойчивости новых структур происходит только за счет снижения противоречий между ее элементами, и на фазе взаимоотстаивания как содействия друг другу начинается постепенное затухание противоречий, в том числе и социальных. Подобные процессы приводят к снижению общей напряженности и, как следствие, агрессивности. Система начинает воспроизводить энергию-информацию и работать на собственную эволюцию и эволюцию своих звеньев. С этого момента такая система непобедима никакими человеческими материальными ресурсами, ибо она метафизически управляет всем макромиром, всей социальной системой. Можно сказать, сам Бог признал ее право на существование и дал путевку в жизнь.

Интересно то, что даже если человек и одинок, но при этом является страстным адептом своей идеи, то он находит свою `крышу`, свою секту в самом себе, в своем внутреннем мире. Истинный сектант всегда свято исполняет заповедь Христа: не суди! Он поистине веротерпим. Потому что ему некогда, он занят развитием своей идеи, и все его внимание поглощается собственной эволюцией. Тот же, у кого нет секты, нет ведущей его идеи, нет `хлеба насущного` в смысле ежедневного рабочего расписания, мается от безделья, незанятости и ненужности, и потому агрессивно любопытен ко всему, что оказывается в его поле зрения.

Описываемая Учением СП, матрица Щелконогова реально проявляет пики экстремумов естественного и искусственного отборов, действующих в социальных системах. Природу же интересует срединный путь, путь минимизации экстремумов, дабы сохранить человечеству жизнь. Все природные законы, проникая друг в друга, создают пространственно-временную матрицу, которая формирует аналогичную систему в каждом человеке (`Я во всем и все во мне` - `Познай самого себя и ты познаешь весь мир`). Физика социальных процессов, процессов определения `своих-чужих` проста: когда человек `по духу объединяется`, т.е. по энергии-информации, с другими людьми, находит свою организацию, `крышу`, секту, его биологические и социальные `отправления` минимизируются, высвобождая таким образом дополнительную энергию и поставляя новую информацию.

Человек получает возможность улучшить свой образ жизни, он находит лучшую долю и уже, в свою очередь, своим трудом и творчеством поддерживает и укрепляет существование матрицы, развивает ее. И если в процессе творчества, развития, человек обгоняет возможности нынешней матрицы-секты, он вынужден сменить ее на другую (см. тезисы выше) и при этом активно может начать хаять вчерашние святыни. Поэтому взаимоотношения понятий `преданность`-`предательство` (идеологическая доктрина) также подтверждают колебательный характер жизни: человек то преданный, то предатель, степени (ярлыки) опять же определяются энергопотенциалом личности или сообщества. В связи с этим становится актуальным вопрос о фанатизме как неосознанном, неразумном, слепом следовании идее, и естественным образом в продолжение `Не суди, не судим будешь` вытекает рекомендация: не ругайте чужие святыни, ибо может случиться так, что завтра неосознанно вы сами станете их адептом; с другой стороны, соблюдая меру, не восторгайтесь чрезмерно новшеством, ибо послезавтра, кто знает, возможно, перекреститесь в другую веру. И все это только потому, что человек по природе своей диалектической существо развивающееся, даже если он этого и не осознает. И только в случае, когда вы поставили на себе крест и окопались на обочине жизни, можете изредка высовываться из окошка и поплевывать на проходящих мимо `малопонятных идейных сектантов`, которые, стряхнув грязь, пойдут дальше своей дорогой. Кстати, подобные нападки есть ни что иное, как неосознанное проявление той самой диалектической концепции единства и взаимодействия противоположностей, т.е. жалкая попытка через плевок, хамство, грубость вызвать хоть какую-то реакцию проходящего мимо идейно-увлеченного человека, у которого есть будущее: Вера, Надежда, Любовь! Так проявляется инстинкт самосохранения человека в надежде на то, что идейный товарищ своей нечаянной или осознанной ответной реакцией поможет выбраться из засосавшего болота стабильности. Отсюда вытекает смешное следствие: сильные, т.е. идейные, люди, истинные сектанты, всегда великодушны, поскольку устали уже отряхивать грязь и разгребать мусор на обочинах. Путь требует следования!

Биологическая внутреннего мира и социальная внешнего мира матрицы столь могущественны, что помочь реально никому ничем нельзя. Поэтому (еще одно лирическое отступление) следствие для руководителей: из концепции искусственного отбора, описываемой Учением СП, вытекает метод искусственной ротации кадров. Развитие организации или новый проект обязательно вызывают изменение структуры организации как энергоинформационной матрицы и приводят чуть ли не к полной смене команды, которая происходит в соответствие с поговоркой `На ловца и зверь бежит`: когда готов проект, появляются кадры. Поэтому понятия `проклятый кадровый вопрос` не должно существовать в принципе, но есть руководители, которые не понимают физики процессов: энергия нового проекта – новая структура – новая матрица (требования к качествам персонала) - новая материя (кадры и деньги). Здесь становится актуальным девиз `Бизнес, ничего личного!`, ибо эффективной ротации кадров противостоит результат межличностного взаимодействия – привычка, симпатия к человеку и прочие следствия энергоинформационного обмена. Этот личный человеческий фактор становится основным препятствием к увольнению уже некомпетентного на данном этапе сотрудника. Именно поэтому человеческая привязанность – самый большой грех любой власти, который приводит в случае младшего менеджера к отсутствию карьеры, перспектив, в случае руководителя – к потере перспектив развития бизнеса в целом.

Но все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо, мы все одиноки, мы хотим осмысленной жизни и не знаем, что принесет нам будущее, и поэтому в настоящем мы стремимся к человеческому теплу и образовываем семьи, коллективы, секты…

Наконец, третье. В особую группу необходимо выделять организации, занимающиеся духовным бизнесом, который, по большому счету, ничем не отличается от традиционного `купи-продай`, только предмет торговли носит нематериальный характер, их-то, собственно, и называют нынче отрицательным словом `секта`. Всем известно, что когда есть купец, появляется товар – спрос рождает предложение. Ощущает народ духовную жажду – ему преподносится невероятное количество `духовных напитков` на любой вкус. Надо понимать, что их продавцы так же, как и все, элементарно или не очень делают свои деньги. Слабые и внушаемые люди, еще не имеющие собственного мнения, дела или веры, или организации, или `своей крыши`, или `своей секты`, попадают в сети. `Духовные бизнесмены` мало чем отличаются от торговцев наркотиками, пожалуй, только тем, что продают яд не для организма, а для души, но каждый, как, впрочем, и всегда, находит то, что ищет. Называть же их сектантами модно и удобно – снимается комплекс личной ответственности. В самом деле, `духовные бизнесмены` - понятие неточное, многозначное, трудновоспринимаемое, а главное, не носит отрицательно клеймящего окраса. Но как ни назови организацию, суть бизнес- и социальных процессов остается традиционной.

***

В заключение остается сказать, что все мы по природе своей человеческой индивидуальности сектанты и являемся или стремимся быть членами какой-то секты, будь то компания, семья, организация, община, т.е. мы ищем единомышленников, и единственным критерием правильности любого выбора – дела, организации, принципов, религии – была и остается практика и качество человеческой жизни, повседневность межличностных отношений, содержание и результаты деятельности. Важна объективная фактическая оценка происходящего, важно ваше собственное мнение. И только время и результаты труда и творчества помогут отличить `белое` от `черного`, секту от церкви. Время и результаты являются единственными критериями качества труда и творчества.

Не принимайте ничего на веру лишь в силу традиций,
хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями
и в различных местах. Не верьте ничему на том основании,
что многие говорят об этом. Не поклоняйтесь слепо вере
мудрецов прошлого. Не верьте тому, что вы создали
в своем воображении, убедив себя, что это есть божественное откровение...
Не верьте ничему лишь на основании авторитета
ваших наставников или духовников. После исследования
верьте тому, что вы сами проверили и нашли обоснованным,
и только тогда согласуйте с этим свое поведение.

Будда.

 

http://sunwayacademy.ru

ЧОУ ДО МАСП. 2008

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован