Эксклюзив
13 октября 2009
10807

Михаил Шишков: Проблемы и перспективы использования Интернета в науке, образовании и управлении

Вступление

Для того чтобы Россия перестала быть второсортной страной в вопросах использования современных компьютерных технологий, как в производстве, так и в образовании, науке и управлении, необходимо подобно петровской эпохи "бритья бород и обрезания кафтанов" перейти к эпохе поголовной компьютеризации: "от школьника до Президента", включая всех министров, академиков, губернаторов и депутатов. И если в начале и на самом верху данной цепочки уже в основном все в порядке, то на подступах к вершине предстоит еще очень много сделать. А тот, кто этого делать не может или не хочет, уже не должен быть дальше ни министром, ни академиком, ни губернатором, ни депутатом. Для этого нужен и хороший "кнут" и "сладкий пряник". Пока же нет ни то того, ни другого. И об этом далее по отдельным вопросам использования Интернета в высшем образовании, академической и вузовской науке, государственном и муниципальном управлении.

1. Развитие информатизации в России и в мире

С 1995 по 2000 году число персональных компьютеров на 1000 человек населения в России увеличилось с 18 до 64 или в 3,5 раза, а с 2000 по 2006 еще более чем удвоилось и достигло 133 . Тем не менее, наша страна как была в 2000 году, так и осталась в 2006 по данному показателю на 37 месте в мире, уступая лидеру по данному показателю - Канаде, (956 компьютеров на 1000 жителей), более чем в 7 раз. Непосредственно перед Россией в списке находятся Чили, Румыния и Мексика, а сразу за ней - Судан, Иран и Молдова.

За тот же период 2000-2006 годов число пользователей Интернета на 1000 человек в нашей стране возросло в 9 раз - с 20 до 180. Напомню, что число компьютеров возросло немногим более чем вдвое или на один дополнительно приобретенный компьютер добавлялось почти 4,5 пользователя Интернета. По темпам роста это 22-й результат в мире. Однако этого оказалось недостаточным, чтобы подняться даже на одну ступеньку среди стран мира: Россия как была в 2000 году, так и осталась в 2006 на 44 месте, уступая мировому лидеру по подключению к Интернету - Нидерландам (857 пользователей на 1000 человек) почти в 4,8 раза. Более чем втрое уступает Россия также Беларуси, в которой, наивысшие, после Албании, темпы роста подключения к Интернету в Европе - рост за 6 лет в 30 раз, а в следующей за Белорусью Украине - 28 раз. Если в 2000 году Украина отставала от России по этому показателю втрое, то теперь впереди.

В ближайшие годы у России есть шансу обойти Грецию, Мексику и Аргентину, но уступить Молдове, Вьетнаму и Албании.

Число Интернет-серверов (хостов) или компьютеров, на которых хранится информация по сайтам в Интернете на 100 человек населения за 2000-2005 годы в России увеличилось в 3 раза - с 0,2 до 0,6. По темпам роста это 25 место в мире. Однако и здесь движения вперед по сравнению с другими странами не произошло, даже снижение - с 40 на 41 место.

Безусловным лидерам по этому показателю являются США - 66 Интернет-серверов на 100 человек, что вдвое больше чем у следующих за ними Нидерландами и в 100 раз больше (на жителя!) чем в России.

1. Образование

С одной стороны:

Нынешние первокурсники в большинстве своем знакомы с Интернетом уже с 7-8 класса, а нынешние школьники еще раньше: "Внук учится в 3 классе, в 4 классе учительница велела обязательно приобрести ПК"

С другой стороны:

- три профессора ни разу ни ударившие по клавишам ПК;

- "не работаю в Интернете, потом что не знаю английского языка"

- "в статье академическом журнале нельзя делать ссылки на Интернет"

Обязательным стало опубликование в Интернете авторефератов диссертаций, хотя пора уже переходить на публикацию и самих диссертаций.

Более того, уже давно пора каждому работающему по должности профессору иметь свой сайт в Интернете.

В течение шести лет мною используется Интернете в учебном процессе, причем уже два года весь учебный процесс: чтение лекций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, все виды консультаций проходят с использованием собственного сайта в Интернете.

Два года назад я первым в университете перешел на чтение лекций с использованием компьютера, подключенного к Интернету и надеялся, что число последователей будет быстро расти. Однако этого не произошло. Причина в отсутствии стимулов. Рейтинговая система оценки работы преподавателей учитывает лишь число часов с использованием технических средств.

Другой пример. Четыре года мною использовался Интернет в учебном процессе для всех видов и форм обучения, когда каждая студенческая группа имеет свою страницу на форуме, где размещаются все учебно-методические материалы, выполненные работы и проводятся консультации. Это очень эффективная форма работы, хотя и требует от преподавателя дополнительных затрат времени при постоянной работе в Интернете. Но при попытке зафиксировать эту работу в той же рейтинговой оценке преподавателя, мне официально заявили: "дистанционного обучения в нашем вузе нет".

Однако в других вузов вообще отсутствует даже такое примитивное поощрение в использовании компьютерных технологий в образовательном процессе.

Между тем мой собственный опыт, как и практика развитых стран показывают, что системное внедерение Интернта в высшем образовании приведет к коренным изменениям в содержании и структуре учебного процесса.

Давно пора уходить от диктантов на лекциях, что неизбежно приведет к сокращению лекционных часов и главной задачей лекции станет помощь в самостоятельном усвоении материала.

Каждая учебная аудитория в любом вузе: государственном или коммерческом должна быть оснащена преподавательским компьютером, подключенным к сети Интернет. Будет там видиопроектор и экран или еще лучше - каждое студенческое рабочее место в аудитории будет иметь электрическую розетку и розетку для подключения к Интернету, а в аудитории будет установлена программа "Учитель", когда все студенты на экранах своих ПК видят то, что им показывает преподаватель - это уже детали.

В последнем случае у студента на лекции вместо ручки и тетради будет нетбук (миникомпьютер весом до 1 кг), которые уже имеются в продаже и самые дешевые стоят до 10 тыс. рублей. Кстати, один из моих коллег, побывавший в университете Шанхая увидел именно такую картину, когда большинство студентов на лекциях работают с ноутбуком.

Преподавателю, у которого все материалы к лекции, лабораторной работе или семинару будут заранее размещены в Интернете, нужно приносить с собой лишь цифровой диктофон для записи лекций или практических заданий. И это также подтверждает мой собственный опыт.

Должно стать обязательным предоставление и сохранение письменных работ студенческих работ в электронном виде в Интернете: контрольных, курсовых и дипломных работ - с возможностью под паролем просмотра, начиная от коллеги преподавателя - в рамках взаимопроверки и заканчивая министром образования, депутатом профильного комитета по образованию или журналистом, специализирующегося на образовательной тематике. И включая, естественно, работников прокуратуры.

Подобная перспектива далеко не всех в вузовском образовании устроит: и студентов, и преподавателей. И это понимают даже те из них, кто ни разу в жизни ни ударил по клавишам компьютера.

2. Наука

Существуют два параллельных научных мира: официальный, в котором Интернет или совсем не учитывается или играет третьестепенную роль как научный информационный ресурс и мир фанатов Интернета, незаурядных или даже гениальных энтузиастов одиночек, которым просто нет времени, да и желания на общение с представителями официальной науки и выполнения установленных ими правил продвижения изобретений и открытий (регистрация патентов и изобретений, статьи в научных журналах, выступления на научных конференциях, выпуск монографий, защита диссертаций и т.д.). Все это им заменяет Интернет.

Назову несколько примеров.

А) Дмитрий Зиновьев - "Паровоз-ИС"

Б) Сергей Солдатов - "Народная энциклопедия городов и регионов "Мой город" ("Нужны социально-экономические паспорта регионов").

В) Юрий Зимин - "Мир путешествий и приключений"

Г) Владимир Артюхов - "Популярная наука".

Нужно предпринимать конкретные и решительные шаги, чтобы эти два "параллельных мира пересеклись и вступили в контакт друг с другом".

В частности нужно пересмотреть требования к присвоению ученых званий и степеней.

Как уже говорилось ранее, уже давно пора каждому работающему по должности профессору иметь свой сайт в Интернете: две диссертации, как минимум одна монография, десятки статей, - все это солидный научный потенциал, который нуждается не просто в увековечивании в виде каталогов библиотек, а быть легко доступным через Интернет. (Пример: поиск диссертации 1991 г.)

На пути как научных, так и учебных работ к Интернету возникает ложная проблема (высказываемая открыто): боязнь возможного плагиата при открытом размещении в Интернете. Наряду с незнанием основ защиты авторских прав в интеллектуальной собственности, здесь присутствует действительная скрытая проблема: наличие реального плагиата в их собственных работах. Дотошный студент это быстро выявит через поисковые системы и опубликует результаты своих "научных открытий" на студенческом форуме, к примеру. Кроме того могут быть обнаружены ошибки и неточности, порой очень давние, которые могут стать предметом открытого обсуждения в Интернете и даже поводом для пересмотра ученого звания и степени, а следовательно и отстранения от должности. В этом отношении возможно нужен какой-то срок давности или другая форма "индульгенции" или прощения прошлых ошибок, выявленных при публикации электронных версий научных изданий в Интернете, о чем нужно заявить открыто в законодательных актах. Но в целом, на подобный шаг (свой сайт для работающего профессора) нужно идти, и чем быстрее, тем лучше.

Кто будет создавать сайт профессорам? Где брать на это деньги? Странный вопрос.
Традиционно преподаватель делится со студентами, аспирантами и докторантами, просто с коллегами своими печатными изданиями, предавая их на время для использования в учебе или научной работе. Теперь уже не секрет, что получая эти материалы их лучше всего сохранять у себя в виде ксерокопии или еще лучше сканируя - т.е. преобразовывая в цифровой вид для электронных носителей.

Вот и нужно не делать это тайком, а взять за правило: отдавать на время информацию на бумаге с условием получения ее обратно в двойном виде: бумажном и электронном, чтобы сразу же размещать ее на своем сайте.

И студенческая наука - это отдельная тема, где необъятные просторы для использования Интернета. Скажу только, что на первом курсе практически в каждой группе я выявляю студентов, которые уже в школе приобрели навыки создания Интернет-сайтов. И таких студентов-первокурсников становится все больше, независимо от выбранных специальностей. Но вот в вузе эти способности не только не развиваются, а наоборот, как правило, угасают, оставаясь не востребованными. И так будет до тех пор, пока будет оставаться большинство профессоров "ни разу в жизни не ударивших по клавишам компьютера"

Возникают вопросы защиты авторских прав и прав издательств. Нужно менять правила и для всех научных и учебных издательств: от газет до учебников и монографий. Издания должны быстрее появляться в электронном виде, за более высокую цену, а уже потом в бумажном виде. Давайте беречь природу не на словах, а на деле! Пора прекращать рубить лес, делать из него бумагу, из которой печатать газеты, журналы и книги, которые в конечном итоге в основном идут на свалку.
Хочется обратить с вязи с этим внимание, например, на Росстат, который выпускает ежегодные статистические сборники по регионам России через 15 месяцев после окончания отчетного периода (!). При этом сначала информация обрабатывается в электронных таблицах Excel, а затем для удобства печатания на бумаге переводится в текстовый формат.

Только после поступления в продажу бумажных версий, появляются электронные версии, в тех же неприспособленных для анализа огромных текстовых файлах. Их обратно приходится переделывать в Excel. А если поставить цель как можно быстрее довести до потребителей результаты своей работы, причем в наиболее удобной именно для современного потребителя (умеющего ударять по клавишам компьютера!) то ежегодные статданные можно готовить быстрее как минимум на полгода!
Среди ВАКовских журналов, у нас есть "рудементы" тиражом в 300 экз., которые не только не имеют совсем Интернет-версий, но и даже адресов электронной почты. Недавно из одной такой редакции мне сообщили, что рецензию моя статья прошла и у рецензента всего одно замечание: "в академических журналах нельзя делать ссылки на Интернет" (?)

А на западе появляются примеры, когда ведущие информационные издания (газеты) полностью отказываются от бумажных версий, переходя только на электронные.

Поэтому кроме собственных сайтов, вторым решительным шагом в сторону интернетизации науки я бы назвал альтернативную ВАКовским изданиям форму научных публикациях в Интернет-изданиях. И эта альтарнативная форма неизбежно, и уже в достаточно короткий период, несомненно, станет преобладающей, по сравнению с печатными изданиями.

Естественно, не всякая публикация в Интернете, должна быть приравнена к ВАКовскому журналу. Могу, к примеру, предложить следующие ограничения или критерии, для подобных научных Интернет-сайтов: стаж работы - не менее 5-ти лет, посещаемость в неделю - посетителей (хостов) - не менее 3 тыс., в том числе зарубежных - не менее 20 %. Страниц - не менее 6 тыс. География посетителей - не менее 50 регионов в неделю. Индекс цитирования в Яндексе - не менее 200. Место в рейтинге соответствующих научных сайтов (к примеру "общественные науки") - не ниже 100. Это критерии, взяты с нашего Интернет сайта "Территориальное устройство России", соответствующие примерно крупному провинциальному государственному университету.

3. Управление

В феврале этого года принят закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по которому свой официальный сайт в Интернете уже со следующего года должен быть у каждого муниципального образования - до сельского поселения, у каждого государственного учреждения и организации.

Однако по нему есть ряд существенных вопросов. Эти вопросы вытекают из нашего шестилетнего опыта работы с официальными сайтами администраций от регионов до сельских поселений, ссылки на более чем 800 из которых включены в наш Социально-экономический справочник - Интернет-каталог "Вся Россия".

Есть вопросы и по другим нормативным актам, касающимся информатизации. В частности Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года

Концепция региональной информатизации до 2010 года

Недостатки официальных сайтов:

1) "Пышно-праздничный или парадный наряд", информация подается в излишне позитивном виде: "область богата полезными ископаемыми: огнупорными глинами, кварцевом песком и минеральной водой". Это при показателях добычи полезных ископаемых на жителя на 75-80 месте среди регионов.

2) Отсутствие полноты, не регулярная обновляемость информации, ошибки. Причем на электронные письма, указывающие на эти недостатки и предлагающие их устранить, ответов, как правило, не поступает. Возможно принятие закона несколько изменит положение.

Тем не менее необходимо справочно-информационные характеристики, общие для административно-территориальных образований размещать на общероссийских порталах, что гораздо эффективнее с точки зрения затрат на разработку и реализацию. К тому же в случае размещения информации в виде компьютерных программ - баз данных, ее можно легко сравнивать и анализировать, делая ненужными общие фразы "о богатстве полезными ископаемыми".

Пока ни в одном из официальных законодательных и нормативных актах не поставлен вопрос об обязательном наличии собственного Интернет-сайта или блога, либо самостоятельной страницы с обратной связью (вопрос- ответ) для кандидатов в депутаты любого уровня. И чтобы во всех предвыборных плакатах, листовках, выступлениях обязательно указывался его адрес в Интернете.

4. Мега-проект "Вся Россия: информационно-справочная система"

Исходя из изложенного выше, нами предлагается создание мега или глобального портала в Интернете "Вся Россия: информационно-справочная система", в составе взаимодополняемых порталов, построенных на единой системе иерархии административно-территориального устройства:

1) страна

2) регион (субъект Федерации) - мезоуровень;

3) город и район регионального значения - микроуровень;

4) город и поселок районного значения, сельская администрация - топоуровень;

5) сельский населенный пункт - наноуровень;

6) улица

7) дом

8) семья (квартира)

9) человек.

В качестве промежуточных уровней будут выступать федеральные округа и крупные экономически район - макроуровень, городские районы, городские микрорайоны, ТОСы, квартала, части улиц в пределах одного отделения связи - на более низких уровнях.
Справочно-нормативной базой для разработки проекта является общегосударственная система классификаторов: ОКЭР, ОКАТО, ОКТМО, КЛАДР, классификатор почтовых индексов и соответствующие построенные на их основе ведомственные или отраслевые базы данных.

5.1. "Вся Россия: социально-экономические показатели"

Этот проект практически уже существует на нашем сайте "Территориальное устройство России" - в виде базы данных ""Социально-экономический справочник - Интернет-каталог "Вся Россия". Ее близким аналогом является проект МГУ "Университетская информационная система РОССИЯ" (УИС РОССИЯ). Последние два года эта база данных стала платной. Полный доступ к годовым региональным и городским данным - 60 тыс. рублей в год. Менее продвинуты аналогичные проекты ГУ ВШЭ и ЦЭМИ РАН.

Для развития проекта и придания ему государственного масштаба необходимо не только централизованное финансирование, хотя и без него, конечно, не обойтись. Прежде всего, нужны скоординированные усилия по разработке в идеале единого проекта, определению решения организационных вопросов по предоставлению исходных данных от органов Росстата и распределенного ведения (администрирования) базы данных по муниципальным образованиям отдельно по каждому региону.

Все эти вопросы, на наш взгляд, вписываются в идею Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

5.2. "Вся Россия: достопримечательности"

Проект также практически реализован на авторском сайте Юрия Зимина "Мир путешествий и приключений" -, прежде всего раздела "Путешествия по России".

Элементы 1 и 2 блока присутствуют на авторском сайте Сергея Солдатова, реализованного с помощью брата - Валерия Солдатова ""Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой город".

5.3. "Вся Россия: народная энциклопедия "Земляки и соседи"

Слабым звеном или узким местом нашей базы данных "Вся Россия" является то, что у нас страницы (не считая расширенный поиск) заканчиваются регионами, в то время, как например, у Сергея Солдатова ("Мой город") - все 1096 городов, а у Юрия Зимина даже и все 150 тыс. сельских населенных пунктов России имеют отдельные страницы, с возможностью размещения самими зарегистрированными пользователями текстовой информации и фотографий.

Эти особенности вышеуказанных двух существующих проектов делают с позиций первого из них необходимым, а второго - возможным, разрабатывать дополнительно третий блок - или портал "Вся Россия: народная энциклопедия "Земляки и соседи", взяв за основу идеологию разработанной Юрием Зиминым базы данных по "Путешествия по России".

Не повторяя информацию практически уже реализованных блоков 1 и 2 здесь будет размещена краеведческая и общественно-политическая информация по семи основным территориальным уровням России - от страны в целом до каждого дома (по почтовым адресам, не зависимо от числа квартир).

Наибольший интерес эта информация будет представлять на нижних уровнях: отдельного населенного пункта, улицы и дома. Отдельные элементы этой системы представлены в социальных сетях (Одноклассники, В контакте и др.), в свободной энциклопедии "Википедия" - как правило, до уровня населенного пункта. Но в целом, и тем более внутри населенных пунктов ничего подобного в Русском Интернете пока нет. К примеру, можете проверить на себе и своих близких: кто знает год (не говоря уже о числе и месяце) рождения своей улицы и своего дома? Отсюда и предлагаемое название - "Земляки и соседи".

Проект охватывает все вопросы взаимоотношения населения каждого конкретного территориального уровня с соответствующими органами власти (исполнительной, представительной, судебной и СМИ) и ТОСами, с организациями, их подразделениями и работниками обслуживающими или контролирующими территорию до конкретного дома: от дворника и сантехника до участкового милиционера, врача, налогового инспектора и т.д.

Проект нацелен на развитие гражданской активности, патриотизма, развития подлинного территориального самоуправления, вплоть до каждого дома, что особенно актуально в период проведения реформы ЖКХ.

5.1. "Вся Россия: моя семья и я"

В процессе подготовки исходных данных для вышеназванного проекта возникли вопросы, ответы на которые требуют еще большей детализации, чем многоквартирный дом. К примеру, вы хотите занести и сохранить информацию об учителе (скорее всего классном руководителе) вашего ребенка. Ее фамилию, имя, отчество, возможно телефон и даже день рождения. Но эта информация не представляет никакого интереса для ваших соседей по дому. Отсюда возникает необходимость в проекте "Моя семья и я" (самый нижний уровень).

Это должна быть Интернет-энциклопедия каждой семьи и каждого отдельного человека: генеалогическое дерево или родословная (к примеру, каждый чеченец обязан знать свою родословную до 13-го колена!), автобиографии, электронные копии семейных реликвий и документов, семейный и личный фото-, а сейчас уже и аудио- и видиоальбомы, телефонный справочник, записная книжка и т.д.

Возможно, что в перспективе проекты 3 "земляки и соседи" и 4 "моя семья и я" и можно будет объединить или к первому из них добавить еще два нижних уровня. И такое возможное продолжение нужно заранее предвидеть. Но браться за все сразу, на наш взгляд слишком много. Само территориальное общение от страны в целом до конкретного дома, несколько иное, чем общение внутри семьи, которое в свою очередь отличается от личного Интернет-дневника-энциклопедии.

Все эти вопросы на наш взгляд можно и нужно включить в круг рассмотрения Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

13.10.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован