26 мая 2003
1406

Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (26.05.2003)

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Швыдкой, министр культуры России (по телефону из Санкт-Петербурга).
Эфир ведет Алексей Венедиктов.

А. ВЕНЕДИКТОВ 14:08 в Москве, у нас на телефонной линии министр культуры России Михаил Швыдкой. Добрый день, Михаил Ефимович.
М. ШВЫДКОЙ Здравствуйте, Алексей Алексеевич.
А. ВЕНЕДИКТОВ Михаил Ефимович, прежде, чем начнем беседу, обращаюсь к Вам с просьбой. Наши коллеги с "Эха Санкт-Петербурга" хотели бы Вас заполучить в студию. Возможно ли это, сколько Вы еще будете в Санкт-Петербурге?
М. ШВЫДКОЙ Я буду в Санкт-Петербурге до 1 июня включительно.
А. ВЕНЕДИКТОВ Все, Вы попались.
М. ШВЫДКОЙ Единственное, что завтра я, наверное, прилечу в Москву на совещание.
А. ВЕНЕДИКТОВ Понятно. Но Вы согласны?
М. ШВЫДКОЙ Я согласен абсолютно.
А. ВЕНЕДИКТОВ Хорошо, спасибо большое, теперь мы переходим, собственно, к нашим вопросам. В конце недели произошло три события, я хотел бы, чтобы Вы либо их собрали вместе, либо разделили. Я имею в виду представление России в культурных мероприятиях на международной сцене. Первое, Юрий Норштейн и его мультфильм "Ежик в тумане" был назван лучшим мультфильмов всех времен и народов в Токио. Второе, Александр Сокуров получил премию Фипресси в Каннах. И третье группа "Тату" получила третье место на "Евровидении". Я хотел бы, Михаил Ефимович, чтобы Вы все это собрали. И довольны ли Вы всеми тремя этими позициями России?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, я доволен всеми тремя позициями, на самом деле. Я считаю, что Вы назвали две картины, которые можно условно назвать элитарным искусством, хотя "Ежик в тумане" картина, которая собрала миллионы зрителей самых разных возрастов. И действительно уникальный мультипликационный, анимационный как теперь говорят, фильм, и Норштейн действительно выдающийся мультипликатор, который давно представляет Россию на международных кинофестивалях, вообще представляет Россию в мировом кино. Так же, как и Сокуров. Это то, что называется арт-хаусом в кино, то, что принадлежит той части европейского кинематографа, которая как бы считается некоммерческим. Но если иметь в виду доходы, то последний прокат его картины "Русский ковчег", скажем, в Германии собрал очень приличные суммы помимо всего прочего. Но Сокуров представляет, безусловно, элитарное кино России, элитарное кино Европы, мира если угодно. И неслучайно он получил премию жюри критиков, потому что он конечно у критиков на Каннском фестивале пользовался большим интересом, большой популярностью и уважением. Сам факт, что Сокуров все свои картины по существу представляет в Каннах, знак очень важный. Вот Александр Сергеевич Голутва, руководитель службы кинематографии, который был в Каннах, он мне сказал как раз сегодня, что вообще изменилось отношение к русскому кинематографу. И это ощутимо во всем, вплоть до мелочей, потому что если еще два года назад, когда приглашал кинофестиваль, нам давали, условно говоря, самые плохие номера в гостиницах, то сегодня это уже
А. ВЕНЕДИКТОВ Это показатель?
М. ШВЫДКОЙ Это очень важный показатель. То сегодня, именно потому, что русское кино вызывает интерес, уже в таких мелочах, как машина с флажком, например, чего раньше не было, в этом году она появилась, и т.д. Т.е. это мелочи, которые на самом деле вызывают за собой очень серьезный процесс, который происходит в отношении к нам. И французские кинематографисты, и многие другие кинематографисты приглашали как-то наше сотворчество, и надо сказать, что была представлена еще одна картина, где русская кинематография была как бы представлена частичным продюсерством, это фильм Гринуэя, который не просто английский фильм, английско-российский и еще несколько европейских стран принимали участие. Но Россия выступала как полноправный продюсер и в картине Гринуэя. Я еще раз повторю, что Александр Сергеевич Голутва сказал, что, в общем, отношение к российскому кино и вообще к России изменилось. Это интересно для западных сегодня стран не только как место, где прокатывается их продукция, но и место, где можно снимать совместные фильмы. Это существенно, считаю, что очень важно. Что касается "Тату" я рассчитывал, что они займут 1 место, честно скажу, в "Евровидении", но надо отдать им должное, они заполнили какую-то очень важную нишу вообще в мировом шоу-бизнесе. Это не просто талантливые исполнительницы, очень умный продюсер, который ими занимается, Шаповалов, и все скандалы, которые они вызывают, это хорошо срежиссированная история. И они как бы двигаются по модели очень правильной. Но вы только не забывайте еще об одном. Россию представляют на мировых аренах выдающиеся симфонические музыканты, например, недавно завершился в Балтиморе фестиваль, посвященный 300-летию Петербурга, и художественным руководителем этого фестиваля был Юрий Темирканов, например. Сейчас много мы открывали выставку на прошлой уже неделе в уникальном месте, выставку под названием "Когда Россия говорила по-французски", усыпальница Наполеона во Дворце Инвалидов, чего не бывает вообще никогда в истории, прошла выставка о двух императорах, Александре и Наполеоне, России и Франции. И некогда драматическая, трагическая война в истории сегодня уже воспринимается как некий феномен, культурное событие.
А. ВЕНЕДИКТОВ Михаил Ефимович, мы по Питеру сейчас поговорим отдельно.
М. ШВЫДКОЙ Нет, это было в Париже, во Дворце Инвалидов у наполеоновской усыпальницы. Это редкое совершенно явление, поэтому Россия представлена на мировых аренах.
А. ВЕНЕДИКТОВ Есть мой вопрос. Как по-вашему должна восприниматься культура России, это есть, собственно, тема разговора, она должна восприниматься через Норштейна, Темирканова или через "Тату"?
М. ШВЫДКОЙ Она должна восприниматься так, как она существует на самом деле. У нас есть все сегодня в культуре.
А. ВЕНЕДИКТОВ Т.е. Вас не напрягает?
М. ШВЫДКОЙ От "Тату" до Темирканова и Норштейна. Я считаю, что вообще никакого продукта для внешнего мира создать нельзя, если нет продукта внутреннего. Никакого образа России искусственно создать нельзя за пределами страны, если нет внутри настоящего образа России. Есть русская культура, многообразная, свободная, развивающаяся по законам абсолютно сегодня творческой свободы. И оно и должно быть представлено за пределами России. И надо сказать, на это есть спрос. Повторю, от "Тату" и, условно говоря, цирковых мастеров, до Норштейна, Темирканова, Гергиева.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сокурова.
М. ШВЫДКОЙ Сокурова и т.д.
А. ВЕНЕДИКТОВ Понял.
М. ШВЫДКОЙ Поэтому ничего искусственного делать не нужно.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я напоминаю, что у нас в прямом эфире Михаил Швыдкой, министр культуры, еще один вопрос, который, кстати, мне задавали в Лондоне, задают здесь, Михаил Ефимович, почему российское государство, российское правительство, российские музеи не участвовали скорей всего в Сотбисе с целью отбить, во всяком случае, Кустодиева или Нестерова?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, у нас другая немножко методика.
А. ВЕНЕДИКТОВ Расскажите немножко, почему?
М. ШВЫДКОЙ У нас с Сотбисом вообще очень добрые и хорошие отношения, у нашего департамента по сохранению культурных ценностей. И в принципе мы обычно договариваемся до аукциона. Там были вещи, которые как бы попали на Запад не вполне законно несколько десятилетий назад. Эти вещи мы просто отбиваем, мы просто их снимаем с торгов.
А. ВЕНЕДИКТОВ Да, например портрет Александры Павловны, я напомню нашим слушателям, да.
М. ШВЫДКОЙ Что же касается отбивания Нестерова или Кустодиева, вы знаете, я вообще противник такого подхода, потому что, во-первых, у нас много Кустодиева и Нестерова, а в западных музеях на самом деле очень мало российского искусства. Россия была очень долго закрытой страной. Т.е. ничего подобного русскому московскому музею им. Пушкина, где вы входите, видите западное искусство высочайших образцов, замечательное, или Эрмитажу на Западе нет. В "Метрополитене" была последняя покупка десятилетней давности, они купили маленького Куинджи. Там нет русского искусства. Я считаю как раз, что уж если мы говорим об образе России, то мы заинтересованы в том, чтобы русские вещи бытовали и в западных музеях.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но дело в том, что это не музеи покупают.
М. ШВЫДКОЙ Мы обычно покупаем то, что нам нужно, что не хватает для коллекции и т.д. Даже частные коллекции, понимаете, я считаю, сейчас вообще спрос на русское искусство очень вырос. И цены стали очень тяжелые, просто некоторые вещи, я сейчас говорю не о, скажем, Малевиче или Кандинском, не о русском авангарде 20-30-х гг. или 10-х, который пользовался всегда очень большим спросом на Западе, я сейчас говорю о вещах 19-го столетия, и они переваливают за миллион долларов. Это дорого. И честно сказать, у нас нет таких свободных денег отбить свое, просто нет. Мы вещи закупаем, мы их закупаем обычно на миллиона полтора-два долларов в год. Иногда мы просим дарить, или как Потанин купил для Эрмитажа "Черный квадрат". Но я повторю, просто так выходить на аукцион и покупать просто потому, что это русское, нам все-таки тяжеловато. Я повторю, это не вполне обязательно, потому что в музеях столько вещей, которые публика и не видела.
А. ВЕНЕДИКТОВ Спасибо. Я напоминаю, в прямом эфире министр культуры России Михаил Швыдкой. Вы находитесь в Санкт-Петербурге.
М. ШВЫДКОЙ Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ И в связи с этим сейчас, я не знаю, видели ли Вы вчера итоговые программы на разных каналах, в частности Владимира Владимировича Познера на Первом канале, у Парфенова на Четвертом канале, развернулась дискуссия по поводу того, что делается сейчас, мы говорим только в области культуры, ладно, в Санкт-Петербурге. У меня к Вам два вопроса, то, что я запомнил. Первый вопрос это памятник, который дарит француз, и второй вопрос это копия памятника Петру I, который откроется сегодня, по-моему, или завтра.
М. ШВЫДКОЙ 28-го числа.
А. ВЕНЕДИКТОВ Послезавтра. Копия, да, оригинал стоит в Риге, у нас ставят копию. Вот эти две позиции, значит, француз и памятник Петру, что бы Вы могли сказать?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, у меня своя позиция по поводу этого памятника стеклянного, который хотят ставить на Сенной площади. Я считаю, что на Сенной площади ставить не нужно. Дело в том, что центр Петербурга это некое единство, охраняемое ЮНЕСКО, и такого рода строительство просто ставит под угрозу целостность исторического центра города. В другом месте было бы уместнее. Но этот памятник, мне объяснили, что он может разбираться. Поставят на какое-то время, а потом могут его разобрать, и он тихо уйдет в небытие. Но я еще раз повторю, я считаю, что в центре города ничего строить не нужно, если это, условно говоря, не функциональное здание, которое необходимо, как Мариининский театр, например, мы сейчас новое здание строим, но мы проводим международный конкурс, лучшие архитекторы. Был скандал вокруг Мосса, как вы помните, который строил когда-то.
А. ВЕНЕДИКТОВ Да-да.
М. ШВЫДКОЙ Поэтому мы проводим вместе с Госстроем, под эгидой министерства культуры этот конкурс. Что же касается копии Петра, вы знаете, я хочу сказать следующее. С моей точки зрения то, что мы сохранили памятник Петру в Риге, важнее всего остального, потому что я считаю, что как бы было проявлено некоторое, с моей точки зрения, недоброжелательное непонимание, т.е. нам возвращали памятник императора, которому Рига не хотела, ну не Рига, естественно, радикалы, власть не хотели как бы кланяться. Но это часть истории Балтии, часть истории Латвии, и ничего не надо стесняться вообще, памятник есть. Было было, вообще лучше не сносить памятников, понимаете, не перетаскивать их никуда. Хотя и восстанавливать вот памятник Дзержинскому если бы не снесли, я бы говорил, что и не надо сносить, потому что это часть истории. Но снесли и не надо, значит, уже восстанавливать, потому что снос это тоже часть истории, так или иначе. Поэтому я считаю, что эта копия здесь уместна в Петербурге. Реплика, что оригинал в Латвии, я считаю, правильно.
А. ВЕНЕДИКТОВ А то, что копия, почему не сделать оригинальный памятник, зачем это?
М. ШВЫДКОЙ Видите ли, в чем дело, это определенная Константиновский дворец, я не хочу сказать, что это новодел.
А. ВЕНЕДИКТОВ Лучше Константину, может быть, поставить памятник было?
М. ШВЫДКОЙ Тут есть Константину много хорошего во дворце, я должен сказать, что Дворец конгрессов, который городу остро необходим, на самом деле, потому что крупные мероприятия проводить такого рода, такого масштаба, как город заслуживает, негде. Копия, я отношусь к этому вы знаете, можно было бы оставить и заказать оригинальные новые какие-то работы, но поверьте, что выглядеть будет уместно, скажем так, это не будет раздражать, не будет выглядеть нарушением вкуса. Мне кажется, что ничего страшного нет, хотя, естественно, может быть, со временем поставят оригинал какой-то. Это же дорого все очень, помимо всего прочего.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я напоминаю, из Петербурга по телефону министр культуры Михаил Швыдкой, у нас есть еще 8 минут, еще есть несколько вопросов на пейджер, но еще один вопрос от меня. Как Вы относитесь к тому, что реконструированная Янтарная комната новодел? Помните дискуссии вокруг храма Христа Спасителя новодел? Янтарная комната новодел. Не живем ли мы в эпоху новодела и конкретно с Янтарной комнатой?
М. ШВЫДКОЙ Видите ли, в чем дело, у нас какой подход обычно у россиян, мы лучше будем жить в болоте, на свалке, на помойке, но никаких новоделов. Вот Константиновский построен просто из руин, воссоздан, да, тут было болото, помойка, городская свалка, черт знает что. Сейчас Дворец конгрессов это обустроенное замечательное место. То же самое с Янтарной комнатой. Понимаете, ее восстанавливали люди, которые знали оригинал очень хорошо. И я считаю, что понимаете, вокруг Янтарной очень много легенд, давайте сразу договоримся, это же не шедевр искусства, Янтарная комната, это же не, условно говоря, Леонардо да Винчи, это выдающееся произведение немецких ремесленников 18 века. Вот сегодня создано выдающееся произведение русских ремесленников 20 века, частично на деньги "Рургаза", но на 2/3 государство за это заплатило. Это позволило нам не просто возродить новых ремеслеников, которые работают с янтарем, позволило нам создать сегодня замечательную школу людей, которые работают с янтарем. Работа над Янтарной, она выполнила еще очень важную кадровую задачу, и из рук в руки старые мастера передали тем, которые делали сегодня, мы обладаем уникальными специалистами. Т.е. можно признавать, а можно сказать, что знаете, это такой шедевр, который сегодня очень важен тоже для всех нас. Выглядит она очень красиво, приезжайте.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вот кстати вопрос о "приезжайте" Вам задает на пейджер наш слушатель из Красноярска, в частности, вот если он на один день, на полдня будет проездом в Петербурге, даже не во время праздников, после праздников, вот на полдня, у него будет время посмотреть одно. Он хочет найти одно новое, одно, что бы Вы ему посоветовали?
М. ШВЫДКОЙ Одно новое, и я бы посоветовал, я говорю только о культуре.
А. ВЕНЕДИКТОВ Да, только о культуре.
М. ШВЫДКОЙ Посмотреть новое фондохранилище Эрмитажа, открытое фондохранилище.
А. ВЕНЕДИКТОВ Чуть подробнее тогда, Михаил Ефимович.
М. ШВЫДКОЙ Новое фондохранилище Эрмитажа. Это по существу новый музей, новый абсолютно, это лучшее фондохранилище в Европе сегодня. Но оно работает как музей, потому что это открытый фонд.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще несколько буквально вопросов, такой блиц в конце передачи. Спрашивают нас, вот Вы говорите о реставраторах, когда будут помещения для Грабаря?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, мы наконец-то нашли помещение, мы сейчас вместе с Минимущества нашли помещение, грубо говоря, городского типа, которое мы сейчас будем переводить на министерство культуры специально для Грабаря.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще вопрос, как развивается ситуация вокруг Балдинской коллекции, если Вы можете сказать, если она развивается?
М. ШВЫДКОЙ Ситуация развивается следующим образом, мы проводим необходимые с точки зрения нашей, с точки зрения прокуратуры процедуры. Вот когда мы завершим эти процедуры, там экспертные некоторые процедуры, связанные с юридическими всякими нюансами, я думаю, что когда мы завершим эти процедуры, тогда будет развиваться история вокруг коллекции. Потому что я по-прежнему считаю, что ее нужно на определенных условиях вернуть.
А. ВЕНЕДИКТОВ И Вика спрашивает, почему так небрежно было организовано поздравление Никиты Богословского? Дело в том, что Никита Богословский был у нас в эфире вчера, и было ощущение у наших слушателей, что он обижен, что его с 90-летием поздравили как-то небрежно, одной телеграммой какой-то.
М. ШВЫДКОЙ Видите ли, в чем дело, я считаю, что устроители такого рода мероприятия, тут Никита Владимирович, я преклоняюсь перед ним, выдающийся музыкант и вообще фигура легендарная для российской культуры, надо было учесть одно обстоятельство, понимаю, что день рождения перенести невозможно, а вот праздничный концерт, который был дан в честь Никиты Владимировича, надо было перенести на, естественно, июнь месяц, потому что все заняты действительно 300-летием, я просто живу в Питере сейчас, например. А что касается наград и регалий, то мы от министерства культуры, естественно, направили все бумаги на награждение, я надеюсь, что мы сделаем так, чтобы у Никиты Владимировича послевкусия не было.
А. ВЕНЕДИКТОВ И, может быть, последний вопрос, я уже задал вопрос из Красноярска, кстати, там спрашивают еще из Красноярска, очень интересуются, там был вопрос, сейчас попробую его найти, по поводу достройки до конца Академии искусств, театра и музыки в Красноярске, там, где учился Хворостовский.
М. ШВЫДКОЙ Я хочу сказать, что за последние три года мы сделали большую очень работу, этот недострой, который почти 20-летний, и надо отдать должное покойному Лебедю, с которым тогда нашли вариант развязки взаимной помощи, сейчас я говорил и с Хлопониным, но и министерство культуры свои обязательства выполняет, я думаю, что мы в сентябре первую очередь откроем, в сентябре, в первую очередь новое здание. Это будет хороший подарок для нас самих, потому что там студенты замечательные, там очень хороший педагогический состав. Я думаю, что к сентябрю первая очередь.
А. ВЕНЕДИКТОВ Галина Вас возвращает к вопросу о фондах Эрмитажа. В каком помещении демонстрируются эти фонды?
М. ШВЫДКОЙ Это новое здание фондохранилища, в Старой деревне, поезжайте, получите огромное удовольствие.
А. ВЕНЕДИКТОВ И наверное завершая эту позицию сейчас, надеюсь, что Вы придете на "Эхо Санкт-Петербурга" отвечать уже на вопросы петербуржцев.
М. ШВЫДКОЙ Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ Тоже вопрос такой схематичный. Вот самое, как Вам кажется, самое важное или самое интересное, возможно, событие, которое будет на праздниках? Именно как мероприятие, то, что, как говорится, нельзя пропустить петербуржцам и гостям, которые в этот момент будут там, вот чего нельзя пропустить точно?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, идут два фестиваля замечательных, один в филармонии под руководством Юрия Темирканова, другой фестиваль "Белые ночи" по руководством Гергиева. Посмотрите программу насыщена невероятно. А чего нельзя пропустить, это я советую всем, завтра Эрмитаж будет работать, 27-28, круглые сутки, всю ночь, он будет работать в честь праздника города, мы такую придумали историю, там будет круглосуточная программа. Люди в любой момент могут прийти в Эрмитаж, посмотреть фильм Сокурова, посмотреть выставки замечательные, послушать музыку. Вот это я советую петербуржцам не пропустить.
А. ВЕНЕДИКТОВ Михаил Ефимович, последнее, что я хотел бы Вас попросить, когда закончатся праздники, я попросил бы Вас прийти уже в московскую студию, на длительное время, очень много вопросов разных.
М. ШВЫДКОЙ С удовольствием.
А. ВЕНЕДИКТОВ Именно по объектам культуры, по Кремлю, по всему.
М. ШВЫДКОЙ Я считаю, что вообще, что такой интерес к культуре в обществе существует, это очень хороший и здоровый знак. Мне это очень дорого и важно, это значит, что и люди живут более нормально, чем раньше, да и культура, по-моему, очень разнообразна, сегодня развивается.
А. ВЕНЕДИКТОВ Спасибо большое, я напоминаю, что в прямом эфире "Эха Москвы" по телефону из Санкт-Петербурга был министр культуры Михаил Швыдкой.

http://echo.msk.ru/interview/22306/

26.05.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован