01 августа 2003
1572

Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы`: Персонально Ваш... (01.08.2003)

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Швыдкой - министр культуры России.
Эфир ведет Нателла Болтянская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопросов уже море разливанное. С чего предпочитаете начать, с пейджера, интернета или телефона?
М. ШВЫДКОЙ Как Вам удобно, спасибо за приглашение. Я на все вопросы готов отвечать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопросы, пришедшие по интернету. Нина из Нью-Йорка: "Уважаемый Михаил Ефимович, расскажите, пожалуйста, что планируется сделать в будущем для изучения православной культуры в школах".
М. ШВЫДКОЙ Сегодня, как известно, проходит ряд экспериментов в некоторых регионах, где история религии, история православной церкви, в том числе, начала изучаться уже школьниками. Был такой опыт предложен и в Москве. Это, вообще, все делается по желанию школ, пока во всяком случае. Моя точка зрения: без знания истории религии, истории православия довольно сложно ориентироваться, вообще, в контексте российской культуры. Поэтому сегодня эти процессы опробуются. Потому что надо понять, что Россия страна многоконфессиональная. Надо понять, что сегодня речь должна идти об истории религии, если мы говорим о преподавании в школе. Что касается закона Божия или просто непосредственно православия, мусульманства, иудаизма, буддизма или каких-то других конфессий, то родители вполне могут это сделать на добровольной основе. Существует множество воскресных школ. Они иногда очень высокого качества. И я думаю, что даже светскому ребенку, если он потом не будет верующим, православным, это никогда не повредит. История религии очень важна.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Михаил Ефимович, я могу позволить задать личный вопрос лично от себя?
М. ШВЫДКОЙ Мы нашли время и место, чтобы друг другу задать личные вопросы. С удовольствием.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Он имеет прямое отношение к нашим с Вами, извините, баранам. Я общалась сегодня с одноклассницей, она экскурсовод Третьяковки. И она мне говорит: "Знаешь три вопроса, которые мне задают?" Она хороший экскурсовод. "Первый вопрос: "Как эта картина сюда пролезла?" Второй вопрос: "Зачем тут стекло?" И третий вопрос: "А как они пишут такие большие картины?" Ты знаешь, что это значит? Что мы стали меньше образованы". Вы согласны с этим?
М. ШВЫДКОЙ Я думаю, что да, наверное, мы стали более информированы, чем образованы. А во-вторых, не надо никогда обижаться, когда задают вопросы о картинах, даже если такого рода. Сначала такие вопросы задают, потом начинают думать, что на них нарисовано, так и далее.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Длинный вопрос от Виктора из Москвы: "Уважаемый Михаил Ефимович, не пора ли Вашем министерстве создать комитет по промышленной культуре? Может быть, после этого у нас в России появятся промышленные изделия, по уровню равные произведениям искусства, и россияне, таким образом, будут избавлены от комплекса, что мы не можем сделать промышленные изделия лучше образцов западного производства. И главное, техническая интеллигенция не будет чувствовать себя второсортной. Я знаю, как вам можно помочь. Очень надеюсь, что данная тема будет затронута в одной из "Культурных революций". Успехов вам".
М. ШВЫДКОЙ Спасибо большое. Вопрос замечательный, спасибо за добрые пожелания. В математике, когда говорят о каком-то решении, если оно правильное, то говорят "очень красивое решение". Отношение к красоте в науке очевидно, к красоте в технологиях тоже очевидно. Потому что красивое очень часто оказывается самым правильным. И неслучайно в ряде вузов уже у нас стали преподавать историю искусства и, вообще, искусство, и в Менделеевском институте. Пока это, может быть, факультативы, но это очень важно. Поэтому надо подумать. Я думаю, что, скорее, тут мы должны поговорить с министром науки, промышленности и технологий Ильей Клебановым. Может быть, какой-то совместный комитет создать стоит. Во всяком случае, это важная тема, с моей точки зрения. Потому что мы всегда говорим, мы делаем гениальные вещи, но они не очень красивые. А сегодня, увы, по одежке часто встречают, к сожалению.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Уважаемый Михаил Ефимович, как правило, большинство известных деятелей культуры публично высказывают Вам как человеку свое уважение. Были ли такие, кто после Вашего назначения на пост министра изменил к Вам свое отношение или повел себя не очень красиво?"
М. ШВЫДКОЙ Я придерживаюсь принципа, что хвалу и хулу я стараюсь принимать равнодушно. Конечно же, были люди, которые высказывали неуважение, их довольно много, довольно регулярно направляются письма в разные инстанции с требованием меня снять, как разрушителя русской, российской культуры. И это тоже есть. И это нормально, я считаю. Потому что разные люди, разные взгляды. Это сложно. Как раз такое многообразие мнений свидетельствует о том, что мы живем в нормальном обществе.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Сообщение, пришедшее на форум "Контрудара", но с просьбой задать вопрос сегодня, автор Ольга Сергеевна: "Михаил Ефимович не раз говорил, что в России пока еще сохраняются традиции исполнительской школы. А знает ли уважаемый министр, что родителям участие в международных конкурсах приходится оплачивать из собственного кармана? В мире не так уж много таких конкурсов. Поэтому, думается, именно министерство культуры должно помогать с приобретением билетов и оплатой провоза инструментов. Знает ли уважаемый министр, что родители оплачивают и пребывание педагогов на конкурсах? Не отправлять же детей одних. Предполагаю Ваш ответ: "Средств на культуру в России не хватает", и могу предложить для министра культуры легкую арифметическую задачку: поездка на конкурс и проживание одного юного музыканта с педагогом обходится от 2 до 5 тыс. долларов. Посчитайте, сколько талантливых детей и сколько международных конкурсов можно вместить в 800 тыс. долларов. Как сообщалось в прессе, эта сумма была выделена нашим Минкультом на проведение кинофестиваля в Лос-Анджелесе, где приз за вклад в искусство получил Ди Каприо".
М. ШВЫДКОЙ Я считаю, что не надо противопоставлять одно другому. Я считаю, что пропаганда русского киноискусства, российского киноискусства за рубежом вещь очень важная, это имидж, образ страны. Вообще, культура создает образ страны лучше, чем что бы то ни было. Может быть, культура, наука. Если же говорить о том, что дети ездят за свои деньги, то я считаю, что это, конечно же, неправильно. И на самом деле деньги есть, надо просто всякий раз качественно оформить некоторые документы, написать правильное письмо министру. И мы найдем эти средства, если ребенок талантлив и конкурс престижен. Тут, я думаю, дело не в отсутствии средств.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Семья Новиковых задает вопрос. "Уважаемый Михаил Ефимович, нас, коренных москвичей, взволновала судьба студии Невинского. Мой сын, когда учился в художественной школе, посещал студию, общался с мастерами офорта. И вот новость, что из студии художников выселили, а коллекция графики под угрозой. Как будет решена эта проблема? Ситуация напоминает тенденцию, выселяют институт Вавилова в Питере, в музей декоративного искусства рвался Бородин. С уважением, Новикова из Москвы".
М. ШВЫДКОЙ Тенденцией я бы это не назвал. Идет действительно серьезная борьба за имущество, по разным поводам, и разными способами реализуемая. Но студия Невинского у нас на контроле все время стоит, и мы ведем переговоры с Москвой и московскими коллегами. Естественно, что такая уникальная коллекция не останется без присмотра, а выселение художников это, вообще, очень тяжелая тема. Потому что здесь, притом, что московское правительство много делает для художников, но не для всех, и, тем не менее, я думаю, что есть возможность добиться того, чтобы московские власти сохранили эту студию.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Михаил Ефимович, буквально вчера у нас были представители секции эстампа московского отделения Союза художников. И сложилось два грустных вывода. Первое: эти люди искусства, как зубастые люди, абсолютно беспомощны, извините за такую большевистскую прямоту. И второе: поскольку коллекция находится вне доступности, абсолютно не исключена ситуация, что она всплывет через полгода где-нибудь на аукционе.
М. ШВЫДКОЙ Видите ли, эта коллекция не являются частью государственной собственности. В этом вся сложность. Очень часто коллекционеры скрывают от государства то, что они имеют. И это создает свои проблемы. Поэтому, даже когда мы начинаем заниматься розыском той или иной коллекции, мы часто не представляем себе, что она представляла собой по составу целиком. Повторю, это та тема, которая действительно нас очень беспокоит и находится в центре нашего внимания.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Может ли Минкульт встать на защиту галеристов и организаторов международных арт-форумов? В противном случае интеграция российского современного искусства в международное арт-движение серьезно затруднена. Не откажусь от приглашения на любую дискуссию. Михаил Крокин, Москва".
М. ШВЫДКОЙ Я благодарю Михаила Крокина за этот вопрос. Дело в том, что мы с рядом крупных галеристов из такой организации, как РОСИЗО и центр современного искусства, будем проводить в следующем году первую московскую бьеннале, которая как раз призвана привлечь в Москву крупнейших кураторов современного искусства. И наша задача - как раз вписать в московскую художественную жизнь в европейский, мировой художественный процесс. Поэтому, если Михаил Крокин готов, пускай он обратится к нашим коллегам из РОСИЗО или к Леониду Баженову в центр современного искусства.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Михаил Ефимович, Ваша ли епархия - разрушение гостиницы "Москва"?
М. ШВЫДКОЙ Нет, к сожалению. Мучительная для меня тема, потому что я считаю, что гостиница "Москва" феномен очень важный в советской эпохе. И, честно говоря, (я сейчас, может быть, скажу то, что вызовет раздражение), я противник сноса памятников и мест, которые связаны даже с неприятными страницами советской истории. То есть, если бы памятник Дзержинскому не снесли тогда, я был бы против того, чтобы его сносили. Сейчас я против его установления, потому что сам снос стал частью истории. Это тоже очень важный феномен. В принципе, памятники должны напоминать о всей истории без изъятия и умолчания. Существуют же гробницы Наполеона в республиканской демократической Франции, и это нормально. Что касается гостиницы "Москва", мы вели эту дискуссию очень долго с московским правительством. Но гостиница "Москва" не являлась памятником федерального значения, там только одна мозаика являлась памятником федерального значения. Это ошибка, безусловно. Мы сговорились на одном, что сохранится линия, контур этой гостиницы, что такой абрис гостиницы при восстановлении те, кто будет строить, обязаны сохранить, как некое напоминание об ушедшей истории и ушедшей гостиницы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Уважаемый Михаил Ефимович, Россия, наконец, с большим трудом и очень медленно, но все же вступила в информационную цивилизацию. СМИ становятся все больше и больше мощнейшим культуроформирующим фактором. Хоть что-то делается вашим министерством, чтобы предотвращать или, по крайней мере, сокращать деструктивное влияние СМИ на российскую культуру и социум в целом?"
М. ШВЫДКОЙ Я считаю, то, что мы делаем, хотя мы сами используем высокие технологии, и если говорить серьезно, то сегодня одна из проблем министерства это создание единого культурно-информационного пространства. Для этого мы делаем целый ряд проектов, потому что сельская библиотека сегодня живет совершенно в ином мире, чем столичная или даже областная. Сейчас мы делаем сельские культурно-информационные центры, библиотеки. Мы начинали этот проект с "ЮКОСом" и продолжать будем с "ЮКОСом". Мы будем это делать с рядом других, региональных уже администраций. В частности, с Федоровым мы договорились, мы спровоцировали и сейчас мы с ним вместе делаем 100 сельских информационных библиотек. Поэтому информационные технологии важны, мы сейчас арендовали спутниковый канал, для того чтобы объединить все культурное пространство. И будет такая онлайн-информация идти. А что касается того, как мы этому противостоим, (потому что я считаю, что это все не очень полезно, я всегда считал и говорил, что интернет это коммуникативное средство, но не более того, не надо его фетишизировать), мы считаем, что встреча с живым искусством это и есть противостояние пагубному влиянию информационных технологий. Так же, как никакая интернет-дискуссия и интернет-встреча не заменит нормальной встречи человека с человеком.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А виртуальный секс не заменяет обычного.
М. ШВЫДКОЙ В виртуальном сексе не рождаются дети, в этом вся проблема. То есть, если они рождаются, может, только виртуальные.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Сообщение на пейджер: "Для Швыдкого. Я очень люблю сказки и хотел бы побывать в "Диснейленде". Но поехать в "Диснейленд" очень дорого. Поэтому постройте, пожалуйста, "Диснейленд" у нас, и побыстрее, а то я вырасту. Мне уже 10 лет". Телефон оставлен.
М. ШВЫДКОЙ Хороший вопрос. Телефон запишу, позвоню, только не сегодня, наверное. Нужен "Диснейленд", только это должен быть, наверное, не "Диснейленд", а "Иванушка-дурачок ленд"...
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Мир русских сказок".
М. ШВЫДКОЙ И, вообще, "Земля Всадникова" какая-нибудь. Это необходимо. Потому что без сказок очень тяжело жить. Хорошо бы, чтобы мы успели это сделать до того, как ты вырастешь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Уважаемый Михаил Ефимович, я жаворонок, люблю "Культурную революцию", но она перестала повторяться в 11 часов".
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, я ведь наемный работник на канале "Культура". Я попрошу коллег, конечно, чтобы они это сделали, но у них свое программное видение. Я думаю, что с сентября начнут повторять. Я надеюсь на это, во всяком случае.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Расскажите, пожалуйста, о перспективах дальнейшей реконструкции исторического центра СПБ. Будут ли проводиться реставрационные работы Царицынского дворца в Москве? Сергей Владимирович".
М. ШВЫДКОЙ Мы сейчас очень внимательно следим за тем, чтобы те реставрационные работы, которые происходили к 300-летию Петербурга, не завершались. Это было бы неправильно. Я всегда говорил, что жизнь города не заканчивается 31 мая 2003 года. Бог даст, она будет длиться еще тысячелетия. Поэтому, естественно, мы заинтересованы в продолжении реставрационных работ. Более того, сейчас мы начали думать о более активных работах и в Ломоносове, и в Павловске, и в Гатчине. Это необходимо. И, естественно, в центре Петербурга, потому что город-пленитель, но сегодня он напоминает такой обветшалый сюртук, где яркие, прекрасные заплатки поставили.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Или невесту в гипсе. Представляете?
М. ШВЫДКОЙ Это сильно сказано. У Вас более богатое воображение, чем у меня.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Знаете, почему я сказала про невесту в гипсе? У меня есть приятель, он художник в Питере. И он всегда с ненавистью говорит: "Ну, вот, понаслали московских архитекторов". Это он так ругается.
М. ШВЫДКОЙ Нет. Надо сказать, что питерские реставраторы сами справились. Это правда. Что касается Царицынского дворца, конечно. Но там все надо очень аккуратно делать, очень осторожно и не принимать таких жестких волевых решений. Обязательно нужно продолжать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Расскажите, пожалуйста, о конкурсе "Русский Декамерон". Света". Что-нибудь знаете про него?
М. ШВЫДКОЙ К стыду своему, я слышал о нем, но не настолько, чтобы рассказать это Свете. Я к следующей программе обещаю подготовиться и рассказать. Может быть, даже к воскресенью.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Нет, к воскресенью у Вас все будет наоборот. Вы там будете вопросы задавать. "Скажите, пожалуйста, какие наиболее крупные культурные события ожидаются в обозримом будущем в Москве? Тимур".
М. ШВЫДКОЙ Крупных событий будет много, смотря что считать крупными событиями. В Москве август вроде бы мертвый месяц, но целый ряд очень крупных событий будет проходить в Питере, в Великом Новгороде и в ряде других городов страны. Потому что много фестивалей летних. Если говорить о Москве, то, во-первых, будет День города, всегда привлекающий очень крупные и яркие художественные дарования. Во-вторых, произойдет несколько открытий важных дней культуры. Скажем, в сентябре откроются в России Дни Киргизии и Дни Болгарии. Это привлечет сюда достаточно интересных музыкантов и деятелей культуры, которых мы давно не видали и не слыхали. И в этом смысле сентябрь обещает быть интересным. Кроме того, откроют сезоны театры. И я думаю, что следующий сезон будет очень хороший. Многие вещи только репетируются. 10 сентября, если я не ошибаюсь, открывается сезон в Театре Маяковского "Братьями Карамазовыми". Судя по тому, как проходили прогоны перед завершением сезона, это будет очень интересная работа. Открою секрет, что 10 сентября 55 лет Игорю Костолевскому, который играет Ивана Карамазова. Так что, я думаю, это дует в высшей степени интересно. Я могу говорить без остановки, но время в эфире достаточно ограниченно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Что происходит с Центральным Домом Актера? За что вы наказываете актеров? Тамара Владимировна".
М. ШВЫДКОЙ Тамара Владимировна, я честно скажу, ничего сверхъестественного там не происходит, никого я не собираюсь наказывать. И, честно говоря, мне не хочется, чтобы актеры считали меня своим врагом. Это вовсе не так. Просто когда-то здание в 16 тыс. кв. м. предполагалось сделать центром творческой интеллигенции. Там сидело много людей, которые делали творческие проекты. Постепенно там остался, прежде всего, Дом Актера, некоторые творческие организации, которые платят довольно серьезные деньги. Но большинство арендаторов в этом доме (там их 40, чтоб Вы понимали) это люди, далекие от искусства. И поэтому министерство имущественных отношений и правительство просто хочет понять, куда идут средства, минуя бюджет. Вот и все, это простая тема. Актеров обижать не дам ни в коем случае. Это же мои товарищи.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Спасибо за программу "Культурная революция". Вы замечательно ее ведете в новом сезоне. Продолжайте в том же духе, не слушайте злопыхателей. Ирина". Можно присоединиться?
М. ШВЫДКОЙ Ирина, спасибо Вам большое. Злопыхателей всегда надо слушать. Иногда злая критика освежает кровь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Бодрит. Сейчас злопыхателя найдем.
М. ШВЫДКОЙ Найдите что-нибудь плохое.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Одну секундочку. "Еще бы у Швыдкого было другое мнение об изучении православия в школе. В то время как Путин едет в Саров на Крестный ход, демонстрируя всем православным и другим свою приверженность якобы к религии, Швыдкой вынужден следовать за Путиным. Спасибо, Ольга".
М. ШВЫДКОЙ Ольга, честно говоря, я не следовал за Путиным. Я просто был там в одно время с ним, естественно, потому что мы довольно много работаем с Русской Православной Церковью, я очень дорожу и горжусь отношениями с его святейшеством Патриархом Всея Руси Алексием II. Мы участвовали в восстановлении Девиевского монастыря. Я считал это просто необходимым сделать. Кроме того, как вы знаете, в Сарове, для того чтобы можно было осветить и восстановить храм, нужно было высвободить театр. Там работал Саровский театр, музыкально-драматический, и кукольный театр тоже. И сейчас построено на три четверти здание Саровского театра. Я туда заезжал, в частности для того, чтобы понять, сколько средств нужно, чтобы был достроен этот театр, и т.д. Хотя я скажу честно, участвовать в таких торжествах очень приятно, и это очень волнует, потому что Серафим Саровский один из немногих святых Нового Времени, который равно почитаем во всех религиях, и это действительно собирательная фигура. В конце концов, если министр едет за президентом, ничего в этом дурного нет. Мы сотрудники президента, это тоже нормально.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Михаил Ефимович, скажите, пожалуйста, какие перспективы в этом учебном году у ЦМШ и консерватории? Бабушка ученика 7 класса".
М. ШВЫДКОЙ Не далее как в понедельник на этой неделе я был на строительстве ЦМШ. Конечно, нам очень хотелось бы все это завершить к нынешнему сезону учебного года. Не удастся. Я не хочу торопливости. Мы хотим кое-что там поправить, сделать это уже на современном уровне. И я обещаю бабушке ученика 7 класса, что в 8 класс он уже пойдет в здание в центре города рядом с консерваторией, будет неплохое здание для всех. Пока мы приводим в порядок это здание и здание интерната. Я думаю, что это будет удобная школа.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Михаил Ефимович, Вы уничтожили образ бездушного чиновника. Благодаря Вам, понимаешь, что министр тоже человек. Спасибо, Зоя".
М. ШВЫДКОЙ Зоя, спасибо большое. Но, поверьте, иногда я не человек все-таки.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Функция? Вы это имели в виду?
М. ШВЫДКОЙ Функция.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Канал "Культура" глоток свежего воздуха для нас, культурной интеллигенции. Жаль, что нас так мало".
М. ШВЫДКОЙ Спасибо за оценку канала, хотя, я повторю, я уже не работаю там 3,5 года. Я работаю министром культуры. Там работают мои коллеги и замечательные друзья. Но нас, людей, которые смотрят канал "Культура", должно быть много. Их становится все больше и больше. Меня это радует.
-
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА Михаил Ефимович, все Вам серьезные вопросы задавали, а я хочу смешной Вам задать. На "Культурной революции" в одной из ниш Вашего помещения стоит юноша освещаемый и постоянно меняет позы. То есть там живой человек. Что бы это значило?
М. ШВЫДКОЙ Это вопрос к Андрею Козлову, потому что он точно знает, что это значит. Я думаю, что это свидетельствует о том, что человек меняет не только позу, но и мнение. Честно говоря, мы с ним перемигиваемся иногда...
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Ну что, брат Пушкин?" Да?
М. ШВЫДКОЙ Да. Спасибо за вопрос.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Валентина, если Вы слушаете нашу программу, я знаю, что сейчас сотрудники "Культурной революции" слушают эту программу. Если они меня слышат, пожалуйста, пришлите нам ответ на пейджер, мы его огласим.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ИВАНОВНА Михаил Ефимович, будьте любезны, скажите, пожалуйста, какова судьба долгостроя Театра "Сатирикон", к строительству которого, судя по информации, которая висит на этой стройке... это производит ужасное впечатление на нас, жителей Марьиной Рощи. Все там обветшало, какие-то длинные тряпки свисают, все уже ободранные, валятся леса. Что там, вообще, предполагается?
М. ШВЫДКОЙ Действительно, проблема "Сатирикона" - давняя проблема. Стройка финансируется, естественно, не слишком хорошо. Естественно, потому что, как Вы знаете, средства достаточно ограничены. Но и в этом, и следующем году мы выделяем на строительство приблизительно по 50 млн. рублей. Я полагаю, что в течение 3 лет это строительство закончится, во всяком случае вовне будет достаточно нормальное здание, и Вас это не будет мучить. Я полагаю, что это 2-3 года.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Когда в телеверсиях оперных спектаклей будет бегущая строка?"
М. ШВЫДКОЙ Это сложно для меня. Я думаю, что надо просто поговорить с моими коллегами с канала "Культура", чтобы это было.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А главное, что неделю назад был здесь Александр Пономарев.
М. ШВЫДКОЙ Это надо Александру Сергеевичу, действительно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА Кто-нибудь будет заниматься нашими детьми? Почему-то совершенно нет детских фильмов, детские журналы влачат жалкое существование. Нет детских песен и т.д.
М. ШВЫДКОЙ Вопрос очень хороший. Сейчас как раз мы уделяем довольно большое внимание детским картинам. Сейчас в производстве 14 детских фильмов. Такого не было очень давно. И сейчас мы начали довольно активно работать с мультипликацией. Я думаю, что к 2005 году мы будем снимать приблизительно 65 мультипликационных фильмов. Это очень дорогое производство, к сожалению. Что касается песен, Ангелина Вовк, замечательная ведущая, делает программу "Песенки года", посвященную детским песенкам. И мы сейчас будем проводить конкурсы на создание песен для детей. Это очень важная тема. Что касается журналов, то мы вместе с Минпечати и Минобразования проводили недавно коллегию и разработали систему мер по качественному улучшению и полиграфической продукции, и всей остальной в области детского искусства.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Михаил Ефимович, а как Вы думаете, не настало ли время в России собирать камни? В период т.н. застоя очень много деятелей культуры разбежалось по всему миру.
М. ШВЫДКОЙ Я к этому отношусь достаточно спокойно. Люди взрослые, сами уехали.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Как сами?
М. ШВЫДКОЙ Я имею в виду многие. Я не беру сейчас такие эксклюзивные случаи, как Вячеслав Ростропович или Галина Вишневская. Их просто выгнали из страны, лишили гражданства, так же, как Александра Солженицына. Во-первых, некоторые из них возвращаются или живут в двух странах: Ростропович с Вишневской, Солженицын вернулся, живет в двух странах, Василий Павлович Аксенов. Некоторые люди возвращаются, хотят жить дома. Мы с Вами говорили, когда новости передавали, о том, что Наум Коржавин хотел бы, может быть, вернуться. Но я считаю, что тут надо принимать разумные решения. Если люди хотят сами вернуться, им надо, безусловно, помочь. Заставлять людей возвращаться нелепо. Я очень хотел бы, чтобы приехал Барышников в Россию, очень много лет уговариваю его это сделать, но какой-то есть у него внутренний тормоз, который не позволяет ему приехать. Что его, опять, с ОМОНом что ли, привозить?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну, да.
М. ШВЫДКОЙ Это довольно сложный вопрос. Хотя я считаю, что сделано самое главное. Сегодня нет разрыва между культурой митрополии, которая создается и существует в России, и культурой диаспорной. Это очень важно. Мы себя чувствуем в одном культурном пространстве.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ Я хотел бы Михаилу Ефимовичу задать вопрос по его позиции по Дому Актера. В одной публикации Михаил Ефимович говорил, что он хочет сам туда переехать. Потом в газете "Газета" он предлагал там поселить ансамбль "Березка". А сейчас он говорит, что, вообще, у него только вопрос чисто имущественный, куда уходят деньги. Тем более что сам Михаил Ефимович заявляет, что этот вопрос заявляет Минкомимущества, а не Минкультуры. Все-таки какова позиция министерства в целом и его личная позиция по Дому Актера?
М. ШВЫДКОЙ Позиция моя очень простая. Дом Актера это священное место. Трогать его абсолютно невозможно и не нужно, и никто и не предполагает это делать. Что касается самого здания, это какое-то упорядочивание имущественных отношений с арендаторами. Повторю, у здания 40 арендаторов. Наверное, нужно. Минимущество этим занимается. Дом в состоянии сегодня принять какие-то культурные организации, возможно. Но я ссориться с актерами не буду ни при каких обстоятельствах.
СЛУШАТЕЛЬ ГРИГОРИЙ Два вопроса, если можно. Во-первых, зачем был создан оркестр Спивакова, фактически дубль российского национального? И при этом российский национальный оркестр никак не был поддержан финансово государством. Да?
М. ШВЫДКОЙ Последнее наше соглашение и пресс-конференция с Михаилом Плетневым, а я считаю Плетнева выдающимся музыкантом, как раз состояла в том, что впервые со времени существования национального оркестра мы заключили договор, по которому мы будем программными деньгами помогать российскому национальному оркестру. И впредь это соглашение подписано на несколько лет. Что касается созданного оркестра Спивакова, я считаю, когда крупный мастер имеет дирижерский потенциал, и есть основания у него занять какое-то место в художественной жизни, то государство может ему помочь. Был вопрос, не время ли собирать камни. Спиваков в свое время уехал из страны. Сейчас он вернулся и активно работает в России, у него замечательный благотворительный фонд. Естественно, имеет смысл помочь маэстро. Ничего страшного я не вижу.
-
Н. БОЛТЯНСКАЯ Сообщение озаглавлено "Крик души": "Уважаемый Михаил Ефимович, знаете ли Вы, что во внутреннем дворе Рахманиновского зала по приказу ректора будет парковка? Ведь это же памятник архитектуры, охраняемый государством. Татьяна Ивановна".
М. ШВЫДКОЙ Татьяна Ивановна, я не знал этого. Мы как раз обсуждали с Александром Сергеевичем Соколовым перспективы развития всего консерваторского комплекса, потому что нужны большие работы, и по реконструкции и реставрации Большого зала консерватории, Малого зала, помещений, которые пострадали после пожара. Естественно, речь шла и о том, что надо сделать, вообще, в этих кварталах. О парковке не знаю, но проверю, естественно. Я считаю, что это неверно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Михаил Ефимович, сообщение на пейджер. Мне кажется, оно спорное, но я его оглашу, чтобы нас никто не смел обвинить в стервильности по отношению к Вам. "Трудно себе представить, чтобы воспитанный человек мог прервать и фамильярно обратиться "Инночка" к уважаемой актрисе Инне Макаровой, которая господину Швыдкову в матери годится".
М. ШВЫДКОЙ Мы с уважаемой Инной Макаровой много лет знакомы. А подчеркивать возраст красивой женщины, наверное, столь же невежливо, как ее прерывать словом "Инночка".
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Венедиктов сегодня обещал поставить вопрос о представлении солнечного клоуна Попова на персональную пенсию. Просим Нателлу задать этот вопрос Швыдкому". Задаю, Ирина Александровна.
М. ШВЫДКОЙ Я встречался с Олегом Поповым. Он работал и в Германии, и в Нидерландах, и, вообще, гастролирует довольно. Он заслужил любую пенсию, и это вполне возможно, если он захочет ее принять. Он много лет уже живет в Германии.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ Во-первых, спасибо Вам за программу "Культурная революция", вообще, за телеканал "Культура", потому что действительно у этого телеканала большое будущее.
М. ШВЫДКОЙ Хорошие нынешние начальники. Это не я. Я 3,5 года не работаю там, как начальник.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ Это неважно. Все равно Ваша рука там чувствуется, Михаил Ефимович, давайте не будем лукавить.
М. ШВЫДКОЙ Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ И второе. Михаил Ефимович, я Вас очень уважаю, в первую очередь, как ведущего, как министра. Вы, действительно, как женщина Вас охарактеризовала, министр, просто отличающийся от всех министров, просто не похожи на министра.
М. ШВЫДКОЙ Не ссорьте меня с моими товарищами по кабинету.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ У меня такая просьба. Вы не очень сильно ругайтесь с нашим мэром Ю.М. Лужковым по поводу всяких памятников и т.д., хотя, я понимаю, это очень сложная проблема. Потому что у нас один мэр, очень уважаемый, очень любимый.
М. ШВЫДКОЙ Я очень рад этому суждению, потому что мы сейчас с Юрием Михайловичем должны подписать, наконец, в конце августа соглашение по поводу памятников. Я его очень уважаю и считаю, что он...
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ Он Вас, кстати, тоже уважает.
М. ШВЫДКОЙ Он очень уважаемый и достойный мэр. И я думаю, что он очень много делает для Москвы.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА Поскольку был поднят вопрос о гостинице "Москва", я хотела вернуться к этому. Я понимаю, что пауза произошла. А я считаю, не с точки зрения культурного наследия, что за такие деньги сносить гостиницу при наличии таких городских больниц, там в таких условиях лежат люди, просто безнравственно, если не аморально.
М. ШВЫДКОЙ Комментировать здесь мне сложно, потому что тут нет вопроса, тут есть суждение. Еще один вопрос, Нателла, последний.
Н. БОЛТЯНСКАЯ "Михаил Ефимович, Вы настоящий денди. Вы сами одеваетесь или у Вас есть стилист? Какую школу портных предпочитаете, английскую или итальянскую? Ираклий".
М. ШВЫДКОЙ Ираклий, я признателен за это, но я повторю, у нас в министерстве есть два моих коллеги, которые одеваются значительно лучше меня. Я одеваюсь так интуитивно, что по карману и потемнее, потому что я не слишком худой человек.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Мы Вас ждем в воскресенье в 20 часов. Вы будете задавать нашим уважаемым слушателям.
М. ШВЫДКОЙ Я попрошу, чтобы мне распечатали вопросы, если возможно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А я уже распечатала.
М. ШВЫДКОЙ Мне очень важно посмотреть, какие вопросы задают. И кому-то, может быть, я письменно сумею ответить. Спасибо всем за добрые слова. Жалко, что не ругали.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Это все впереди.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Михаил Швыдкой - министр культуры России.


http://echo.msk.ru/programs/personalno/22936/

01.08.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован