13 ноября 2008
2619

Михаил Светин: Ищу современную пьесу...

За сорок лет активной творческой деятельности народным артистом России Михаилом Светиным сыграно более ста блестящих ролей в кино и более 50-ти - в театре, его многогранный талант блистательно проявился в радио- и телеспектаклях, в концертных программах и эстрадных номерах, на бенефисах и авторских вечерах. Сегодня Светин в раздумьях: в Театре Комедии им.Н.П.Акимова, c которым связаны более 20-лет жизни артиста, под угрозой срыва спектакли с его участием.

Спектакль-бенефис "Даешь Америку!" ("Слон"), по пьесе, взятой в свое время специально для ведущего артиста театра, пользовавшийся успехом у зрителей, выявивший неисчерпаемость творческого потенциала и ставший полным триумфом мастера, начал разваливаться из-за неудовлетворенности Светина вторым актом. Но переделывать его никто не собирается, и, как заявил сам Михаил Семенович, с января месяца спектакль играться не будет. Второй спектакль "Тень", покорявший ярким актерским гротеском Светина, не идет уже более полугода - там нужно обновлять состав и декорации. Остались всего два спектакля: "Синее небо, а в нем облака" -- грустная трагикомедия о жизни, о человеческой судьбе, о женщинах и "Трудные люди" с их проникновенным лиризмом. Правда, Михаилу Семеновичу была предложена роль в премьерном спектакле "Доктор философии", но проблем сегодняшних, по мнению Светина, эта пьеса не раскрывает. А он устал играть развлекательные роли. И еще -- парадоксальная ситуация. Пригласили в Москву в антрепризу с Ниной Руслановой. Это тот самый "Слон", только с сокращенным составом персонажей, который здесь в Питере, фактически, уже снят с репертуара! Конечно, зовут и в кино: есть предложение сняться в роли Семена Пищика в "Вишневом саде" по Чехову.

- Михаил Семенович, какая новая роль могла бы вас сегодня заинтересовать?

- Ищу интересную современную пьесу. У меня дома уже целая кипа пьес. Я их читаю и не могу найти ту, которая содержала бы что-то теплое, человеческое, смысловое. Люблю и грустное и смешное, но не хочу, чтобы сюжет был чисто развлекательный. Пьесы лично мне уже года полтора присылают со всех сторон: из Израиля, из Уфы, из Владивостока, с БАМа. Много ерунды, даже отвечать порой не хочется: играть современных богатых самодовольных людей, вроде директора банка я не хочу. Пока только одна пьеса, довольно оригинальная, писателя из Уфы - показалась приемлемой для меня: смешная и грустная история, этакая народная трагикомедия на шесть персонажей. Прислал ее человек странный: ни одного слова мне не написал, только вложил свое произведение - и все. Сейчас думаю, где и как лучше осуществить ее постановку. Предлагают и антрепризы, но ведь это - только денег заработать! Мое амплуа, если хотите, - трагедия маленького человека, чаплинская тема, когда человек бьется над куском хлеба духовного, когда одиночество или любовь несоизмеримая. Мечтаю сыграть несчастного такого (нынешний полубомж), особой судьбы человека - Расплюева в "Свадьбе Кречинского". Хочу изменить чуть-чуть пьесу, но без новаторских изысков, приблизив ее к нашей сегодняшней жизни, чтобы сразу были узнаваемы персонажи. Не люблю чисто "режиссерских" спектаклей, когда часто не понимаешь, что происходит и для чего. Режиссер должен растворяться в актере -- это мы наблюдали у Товстоногова и других больших мастеров. - В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Расскажите о ваших отношениях с этим великим артистом? - Это длинная история, о которой нужно отдельно говорить. Если коротко, Райкина я "ловил" 6 дней кряду, наконец, прочтя Чехова и Михалкова, сразу ему понравиля. Он пригласил меня учеником в труппу, хотел взять специально для меня учителя по мастерству. А я отлынивал от репетиций, вел себя вызывающе, лез не в свое дело и даже пытался Мастера учить, сидя у него в гримерке. Мол, здесь вы конец неправильно играете. "Миша, ведь так режиссер решил. Но мы подумаем" -- терпеливо вздыхал Аркадий Александрович. Дело дошло до того, что в спектакле "Времена года" я попытался выйти на сцену вместо Райкина! Меня терпели три с половиной месяца, считая придворным шутом, но почему-то советовались со мной, -- спрашивали, как бы я то или другое сыграл. Вскоре эта трагикомедийная ситуация разрешилась тем, что я поскандалил с одним из артистов, и меня выгнали.

- Служение артиста театру это нелегкий труд, создание новых качественных спектаклей, в которые вкладывают свою лепту множество людей творческих, это тоже своего рода производственный процесс. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на сегодняшнюю нашу театральную жизнь?

- Мне кажется, что сегодня питерские театры находятся в упадке и разительно отличаются от московских. Там деньги, -- а это значит лучше режиссеры, которые имеют возможность делать то, что они задумали, там больше режиссерских театров - Виктюка, Фокина и других (хотя я больше люблю актерский театр). Отсюда и более разнообразные, более интересные и качественные спектакли.Но хорошие режиссеры и драматурги "стоят" дорого, такие деньги питерские театры заплатить не в состоянии. К тому же и у артистов наших зарплата не велика, вот и разбредаются они по сторонам. Получается, что сегодня театральное искусство зависит от денег, и никуда от этого не денешься. Спонсоры в Питере пропали: у меня есть проекты, а осуществить их не могу! Но, хотя меня уговаривали перейти к ним и Марк Захаров, и Андрей Гончаров, и Леонид Трушкин, Москву я не люблю и туда насовсем не поеду.Наше поколение было влюблено в питерских артистов Черкасова, Симонова, Меркурьева. Они обладали актерской "породой", громадным человеческим и сценическим обаянием, которое ни купить, ни сыграть невозможно, которое дается Богом и составляет самую яркую часть таланта. Настоящий артист должен быть любим зрителем.

- Каких критериев должен придерживаться артист, соглашаясь на участие в рекламе?

- Деньги нужны, но попасть в очень плохую рекламу очень легко. Я прошу привезти сценарий и подробно изучаю все моменты: что и как рекламируется. Стараюсь сниматься где-нибудь на стороне и в меру. Содержательный и смешный сюжет должен быть этически выдержан. По жизни осторожно отношусь к тому, что усиленно рекламируется, -- вижу в этом подвох.

-- Чем заполнена ваша жизнь помимо театра и кино? Есть ли хобби, чем любите заниматься дома?

-- Надев смокинг, читаю Зощенко и Жванецкого на своих творческих вечерах, которые зачастую длятся больше двух часов. Дома обожаю смотреть новости по телевизору. Могу, сочиняя и фантазируя, долго играть на пианино и при этом напевать втихаря. Главное хобби -- две мои внучки Александра, ей скоро годик, и Анна, которой уже тринадцать. Машину никогда не водил -- боюсь и жене не разрешаю.

- Какие продукты традиционны для вашей семьи, что из еды всегда можно найти в вашем доме?

- Дочь Света с зятем Сергеем сейчас живут в США, в Нью-Джерси - у него там контракт на три года. Поэтому всеми покупками ведает моя жена Бронислава Константиновна. Да и сам по магазинам хожу с удовольствием, меня всегда хорошо встречают и обслуживают, а то и подарки, и скидки предлагают. Люблю забегать в маленькие кафешки попить кофе. Дома всегда полно всякой еды от борща до кефира и зелени, но я сейчас больше ем не то, что люблю, а то, что мне предписано диетой после операции на сердце. Это овощи, рыба, нежирная говядина. Люблю черный хлеб (с детства сохранилось желание вдоволь наесться хлеба), - я могу зараз съесть полбуханки. Не могу отказаться от сала, от шашлыка, от кофе, люблю иногда рюмочку пропустить, хотя все это мне категорически запрещено.

- Как вы оцениваете сегодняшний наш сервис и обслуживание?

- Начнем с банальнейшей, но огромной проблемы: как вызвать сантехника.Ведь он порой по три дня не приходит, хотя все ему готовы дать денег, и зарплата у него в три раза больше, чем у народного артиста в театре. В парадной грязь, лампочки не горят, во дворе и прямо на тротуарах на Фонтанке - собачье дерьмо. Это праздник, когда там появляется дворник. А висит объявление: требуется дворник, зарплата 4600 рублей. Больше в два раза, чем мой оклад. Поэтому и начинать надо с того, что нас окружает.

- Каким образом производитель должен привлекать покупателя?

- За границей, например, в Америке (знаю по личному опыту, часто бывая там в гостях у дочери и сталкиваясь с этим на каждом шагу) идет настоящая битва за клиента. Везде баснословные скидки, дополнительные услуги, обслуживание высочайшего уровня. Купил две индейки, третья -- бесплатно. Набрал товаров на 250 долларов - получи на все 20% скидки. Еще и подарки вручат. Слона из Африки привезут, и это не голословно. Помните байку? Объявление в ресторане: тысячу долларов тому посетителю, кто закажет любое

придуманное блюдо и его не получит. Один заказал уши слона и булочку. И ему выплатили $1000 - с ушами-то не было проблем, просто в тот самый момент закончились булочки... Это реальный сюжет: здесь и готовность удовлетворить любое желание клиента, и престиж фирмы. В американский магазин вы вправе вернуть практически любую вещь в течение трех месяцев со дня покупки, не объясняя причину возврата. Инструменты, электронику, технику, обувь, одежду, вплоть до нижнего белья. Если нет чека, можете купить на эту сумму другие товары. С чеком вообще никаких проблем - не хочу, не нравится, возьмите обратно! Мало того, можно вернуть товар в любой магазин этой фирмы в другом городе. Или, например, купил батарейки, а на них вскоре объявили скидку почти на 40%. Иду в магазин и говорю, мол я тоже хочу по цене со скидкой. Пожалуйста, получите разницу. Телефонные компании наперебой предлагают дисконтные карты, льготные тарифы: позвонить из Америки в Петербург много дешевле, чем звонить отсюда. И многие, особенно наши русские, всем этим пользуются. Вот, если бы у нас так боролись за клиента!

Владимир Дмитриев

beatle2.narod.ru

13.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован