01 ноября 2004
1259

Минфин поможет бедным.

Регионы-доноры обижены центром

Минфин решил компенсировать потери регионов от налоговых и бюджетных новаций 2005 г. избирательно. Богатые территории на страховку от кассовых разрывов рассчитывать не смогут, только бедным центр готов помочь. Таким образом можно выравнивать уровень бюджетных доходов в регионах, но не компенсировать им затраты, отмечают эксперты.

Следующий год станет серьезным испытанием для региональных бюджетов. Они лишатся поступлений в 1, 5% из 24%-ного налога на прибыль и доходов от водного налога, а нефтяного НДПИ будет поступать 5% от сборов вместо 14, 4%. Суммарные потери, по оценке Минфина, составят 102 млрд руб. При этом расходы возрастут: регионам придется полностью финансировать среднее профтехобразование и выплачивать денежные компенсации части льготников.

Поэтому правительство еще в 2003 г. решило создать спецфонд для "поддержки сбалансированности региональных бюджетов" в дополнение к действующим пяти фондам распределения помощи регионам из центра. Минфин тогда объяснял, что допстраховка нужна для ликвидации возможных кассовых разрывов в территориальных бюджетах в 2005 г.

Однако помогать всем одинаково федеральные чиновники не готовы. От запланированных летом 65 млрд руб., из них 35 млрд руб. добровольных перечислений Ханты-Мансийского округа от налоговых довыплат "ЮКОСа", - в фонде осталось только 15 млрд руб., а поделить их решили таким образом, что богатым регионам денег достанется меньше, чем бедным.

Во вторник трехсторонняя правительственная комиссия - Минфин, региональные чиновники и сенаторы - утвердила окончательную методику распределения, которая кроме сумм выпадающих доходов по НДПИ, водному налогу и налогу на прибыль, помощи из федерального фонда поддержки и допрасходов на образование учитывае"уровень бюджетной обеспеченности".

До этого Минфин предлагал рассчитывать помощь, ориентируясь только на доходы из "фонда поддержки", потери по НДПИ и траты на ПТУ.

"Еще в прошлый понедельник на Пермскую область [из фонда сбалансированности] выделялось 505 млн руб., а уже во вторник, по новой методике, - ничего", - сетует сенатор от региона Татьяна Попова. Без помощи остались и другие регионы-доноры -например, Республика Коми лишилась шанса получить от центра 395 млн руб., Самарская область -362 млн руб., а Красноярский край - 325 млн руб.

По проекту закона о бюджете 2005 г. регионы получат 190 млрд руб. из фонда финансовой поддержки регионов (распределяется между регионами, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых ниже среднего), 600 млн руб. из фонда поддержки реформирования региональных финансов (по конкурсу), 33 млрд руб. из фонда компенсаций (исходя из численности потребителей бюджетных услуг), 64, 6 млрд руб. из фонда регионального развития (с учетом федеральных целевых программ), 8 млрд руб. из фонда софинансирования социальных расходов (компенсирует субъектам 20% от их трат на те социальные меры, которые раньше финансировала Федерация). В ходе осенних обсуждений к фонду софинансирования прибавят 15 млрд руб. от фонда сбалансированности -они достанутся регионам, которые наиболее активно монетизируют льготы.

По признанию председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина, именно члены комитета "обратили внимание Минфина на то, что богатые регионы должны получать [от центра] меньше помощи, чем бедные", и предложили поменять методику.

"Методика была нарисована чуть ли не ночью накануне проведения трехсторонней комиссии - о какой стабильности и прозрачности бюджетного процесса можно тут говорить? - возмущается в ответ губернатор Пермской области Олег Чиркунов. - Бюджетные средства распределяются по принципу, у кого большее влияние внутри правительства или внутри Думы".

Депутат от Красноярского края Раиса Кармазина также считает новые правила "несправедливыми". "Наши потери только на финансирование ПТУ составляют 1 млрд руб., почему нам не нужно их компенсировать? - недоумевает депутат. - Получается [принцип] как в 1917 г. - "чтобы не было богатых".

Но депутаты и сенаторы сами проголосовали за вторую методику на трехсторонней комиссии, парирует представитель Минфина Андрей Сайко. Объяснить, почему правила были составлены лишь за несколько часов до голосования, он не смог.

Эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин советует Минфину лучше "сформулировать цели" бюджетной политики.

"Чтобы выравнять региональные бюджеты, правильно не давать деньги богатым, если же речь идет о компенсации выпавших доходов, то нужно выделять деньги всем, - отмечает он. - Пока [озвученных] целей нет и принимаются стихийные решения, обдумать последствия которых у [представителей] регионов [при голосовании] нет времени".

01.11.2004
http://www.karmazina.ru/publication/view.html?id=2822
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован