18 марта 2004
1568

Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов: `Сокращая финансовую составляющую за использование здания, мы открываем комплексы: школа - детский сад, школа - библиотека и музыкальная школа и т.п.`

Стенограмма интервью министра образования Сергея Наумова

Вопрос: Что предпринимает областное министерство образования и науки, чтобы сохранить сельскую школу? Как в области ведется работа по профилизации российской школы?

Сергей Наумов: Есть федеральная программа, которая называется "Реструктуризация сельской школы. Мы в ней участвуем, хотя в своем регионе понимаем ее несколько иначе.

Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов

Минобразования Нижегородской области предложило свой вариант работы, не сокращая малокомплектные школы.

С одной стороны, содержание ученика в такой школе экономически не выгодно и обходится почти в 17 раз дороже, чем содержание ученика в городе. Но с другой стороны, всем известно, что если школа в селе закрывается, село постепенно умирает и шансов на возрождение у него не остается. И поэтому региональное министерство образования предложило свою систему, которая называется "Школа-комплекс".

Сокращая финансовую составляющую за использование здания, мы открываем комплексы: школа - детский сад, школа - библиотека и музыкальная школа и т.п.

Таким образом, денег тратится меньше, а основная цель сохранить школы - достигнута. Хотя главное, даже не это. Мы должны со всей ответственностью понимать, что уровень образования на селе, к сожалению, ниже, чем в городских школах. Этому есть несколько причин, не самый высокое качество подготовки сельских учителей и необеспеченность школ необходимым инструментарием.

Чтобы поднять планку подготовки учеников в селе до городской, на мой взгляд, необходимо ввести профильные школы, отделив старшую профильную школу от начальной общеобразовательной. Пример тому - центр одаренных детей в Сормове и такие же центры нужно создавать на местах. Правда, сразу встанет проблема: как доставлять ребят в такие школы. Есть два варианта: автобус или проживание в интернате.

Оба имеют свои достоинства и недостатки, но мне больше импонирует создание интернатов. Если это будет хорошее учебное заведение, с качественной подготовкой и нормальными условиями проживания, то в них будет стоять очередь как в областной центр "Лазурный". Мы в нынешних условиях не можем обеспечить все сельские школы высококвалифицированным персоналом и всем необходимым инструментарием, а вот несколько профильных центров - сможем. И тогда можно будет с полной ответственностью сказать, что ученики сельских школ станут конкурентоспособны и смогут поступать в ВУЗы.

Например, гимназия города Семенова является профильной и работает в этом направлении уже семь лет. 60% детей, выигравших областные олимпиады, учатся в семеновской гимназии. Результаты говорят сами за себя.

В Нижнем Новгороде есть несколько профильных школ - гимназии N1 и N13, лицей N 40. Однако, по моему мнению, начальную школу следует отделить от старшей профильной. Потому что в этих учебных заведениях начальной школы фактически нет, так как идет жесткое опережающее обучение. Детям не прививается желание учиться, им даются задания, которые они не могут выполнить из-за физиологической неготовности к этому. Поэтому почти у каждого ученика в элитных школах есть репетиторы по многим предметам и возникает вопрос о том, кто является для ребенка первым учителем.

Ученик начальной школы не может овладеть таким количеством знаний, потому, что у него не хватает для этого даже элементарной логики, есть Федеральный компонент и его надо соблюдать. Ребенка в начальной школе нужно научить учиться, и поэтому региональное министерство образования будет жестко запрещать опережающее обучение.

Вопрос: Одна из примет современной российской действительности - социальное сиротство. Как в области решается эта сложная проблема?

Сергей Наумов: Есть несколько вариантов разрешения этой проблемы. 7 лет назад в области принято решение о разукрупнении детских домов. Более 2 тысяч детей-сирот находилось в интернатных учреждениях. Их собирали по 200-300 человек в детские дома и, как правило, за каждым из них было закреплено жилье в том месте, где они родились. Поэтому выпускник детского дома должен был уезжать на многие километры от того места, где он вырос и ему было трудно приспособиться к новым условиям жизни. Решение о разукрупнении детских домов привело к тому, что теперь у нас почти в каждом районе области - в54 есть небольшой детский дом. Ребенок растет на той земле, где он родился, и где есть закрепленное за ним жилье. На мой взгляд. Создание детских домов не может решить проблему сиротства, а может быть даже усугубляет ее.

Ребенок должен воспитываться в семье, именно для этого и нужно развивать другие методы решения проблемы. Во-первых, раннее усыновление. По закону первоочередное право усыновить маленького ребенка имеют российские граждане, первые полгода сведения о младенце не появляются в международном банке данных. В среднем 50% детей усыновляется российскими гражданами, 50% уезжает за рубеж. Наша главная задача создать возможность для всеобъемлющей проверки будущих родителей, чтобы ребенок попал в хорошую семью. Мы действуем строго по закону: заставляем приезжать усыновителей по два раза, и проверяем их очень строго.

В свою очередь иностранцы очень часто усыновляют больных детей (у 90% усыновленных какие-либо патологии) и в этом есть положительный момент, так как за границей есть больше возможностей их вылечить.

Есть и другие варианты сделать так, чтобы ребенок воспитывался в семье: опека (4,5 тыс. детей в Нижегородской области находятся под опекой), приемная или патронатная семья (ребенок не усыновляется, но растет в семье).

Воспитание в обычной семье детям-сиротам помогает в дальнейшем создать свою семью. Я считаю, что система детских домов пагубна. И государство и меценаты сейчас вкладывают много средств в детские дома, и там нет недостатка ни в еде, ни в одежде. Однако, в детях развивается иждивенчество, они не умеют за собой ухаживать и вырастают неприспособленными к жизни. К сожалению, пока нет возможности обойтись без детских домов, потому что есть родители, которые не выполняют свой долг.

Мы всячески способствуем адаптации детей, выпускающихся из детских домов. В прошлом году по губернаторской программе "Дети-сироты" детям, не имеющим закрепленного жилья, было выделено 154 квартиры.

Вопрос: Насколько системно в области ведется работа с одаренными детьми?

Сергей Наумов: У нас в области больше десяти лет работает программа "Одаренные дети" и во многом благодаря ей, по количеству детей, занимающих призовые места на Всероссийских олимпиадах, мы находимся на втором месте после Санкт-Петербурга.

Мы считаем, что одаренные дети - это не только дети, увлекающиеся физикой, математикой и литературой, но и танцующие, поющие, занимающиеся общественной работой. У нас есть целый блок программ, которые начинаются в школе - каждая школа имеет свою программу "Одаренные дети". А своеобразное подведение итогов происходит в областном центре "Лазурный", где дети могут пообщаться, посмотреть друг на друга, и что называется обменяться опытом.

В областном бюджете каждый год закладываются специальные средства на выполнение программы "Одаренные дети".

Помимо этого, надо сказать о том, что мы не только работаем с одаренными детьми, но и активно помогаем молодым ученым. В области разработана программа, цель которой помочь молодым талантливым людям оставаться в науке, в ВУЗах и исследовательских институтах. Вместе с нами в этом направлении трудится Академия наук, в частности, академик А.В. Гапонов-Грехов. Академия принимает активное участие в разработке программ.

К программе "Одаренные дети" относится также и олимпиада "Таланты земли нижегородской", Это когда в газетах публикуются задания, ребята на них отвечают и по их результатам отбирают детей на второй тур. Они приезжают в Нижегородский государственный университет, проходят очные испытания, призеры потом зачисляются в университет без экзаменов. Мы сознательно делали эту олимпиаду для сельских детей, чтобы у них было больше возможностей получить высшее образование.

Работает и программа стипендиальной поддержки - очень большой фонд, выделяемый губернатором, это и стипендии Разуваева, Харитона, стипендии Пушкина, стипендии губернатора, Очень большая сумма закладывается в бюджет Нижегородской области, чтобы поддержать этих ребят,

Вопрос: В реализации каких областных и федеральных программ участвует министерство

Сергей Наумов: Мы не участвуем только в одной программ, которая называется единый государственный экзамен. А во всех остальных мы участвуем - это программа реструктуризации сельской школы, "Школьный автобус, это программа профильной школы, программа "Лучшие школы России". Наша школа из Уренского района вошла в тридцатку лучших школ.

Вопрос: Как министерство решает проблему дефицита учителей в районах области

Сергей Наумов: Дефицит учителей может решить только повышение заработной платы учителей или же повышение статуса учителей, У губернатора есть предложение, с которым он неоднократно обращался в правительство- учителя должны иметь статус госллужащего. Я считаю, это абсолютно правильная позиция - ведь учитель выполняет государственную задачу. Учителю говорят чему учить и как, каждые пять лет он проходит аттестацию и если учитель желает повысить квалификацию, он обязан так же как и госслужащий проходить экзамены. Если государство хочет иметь идеологию, когда нужно сказать, кто будет воспитывать в человеке любовь к Родине, к родителям, к истории той страны, в которой он живет, сделать сегодня кроме системы образования сегодня некому.

Конечно, мы не стоим на месте. У нас есть программа "Педагогические кадры", сегодня можно сказать, что 64 процента Нижегородского педагогического университета возвращаются на село. У арзамасского педагогического института возврат гораздо больше- 96 процентов, дело в том, что арзамасский конгломерат не может "проглотить" такое количество педагогов, поэтому ребята возвращаются на село.

Сегодня можно смело говорить о том, что каких-то крупных проблем у нас с кадрами нет, Проблема, которая у нас существовала с учителями иностранного языка, в настоящее время практически решена благодаря программе "три плюс три". Несколько лет назад мы открыли в педагогических училищах специальность "иностранный язык". Три года молодежь учится в училище. Те выпускники училищ, что идут работать на село, имеют возможность бесплатно за три года получить по заочной форме высшее образование в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Таким образом, мы единственные в России, кто смог решить проблему с обеспечением школ учителями иностранного языка.

Вопрос: В каком формате в школах предполагается изучать религиоведение

Сергей Наумов: На мой взгляд, более верным было бы другое название этого предмета- основы культуры религии. Такой предмет, безусловно, нужен в условиях идеологического вакуума, Раньше в школах учили добру и справедливости, и вспоминая те годы, могу с уверенностью сказать мне было комфортно. Надо что- то дать взамен- ведь по данным госкомстата, около 10 тысяч детей в России кончают жизнь самоубийством. Это страшные цифры, и такая ситуация от бездуховности. Я не вижу ничего плохого в том, что ребенок придет к богу. Сделает ли это он сам или же ему помогут родители - не суть важно.

Не должно быть главенства какой-то религии.

Сразу хочу снять все вопросы - преподавать должен не священник, а учитель, ведь именно мы несем ответственность за воспитание детей. Предмет нужно вводить в региональный компонент.

Предмет должен работать на идеологию - ведь изучая историю религий, человек изучает и историю страны. На примере, например, Дмитрия Донского, Ушакова, Серафима Саровского дети будут учиться патриотизму, любви к своей родине.

Вопрос: Вопросам пожарной безопасности образовательных учреждений в последнее время стали уделять особое внимание, Что делается в нашем регионе, чтобы не допустить трагедий в учебных заведениях

Сергей Наумов: За прошлый год на эти цели было истрачено 68 млн., рублей - это средства областного бюджета и средства муниципальных бюджетов. В этом году только в областном бюджете предусмотрено 100 млн. рублей на реализацию данной программы.

Работать она будет следующим образом - область будет давать средства на самые затратные мероприятия - это пожарная сигнализация и система оповещения. За местным самоуправлением остаются распашные решетки, круговой проезд, пожарные лестницы, пожарные водоемы.

Вообще на эту программу предусмотрено около 260 млн., рублей, 100 млн., будут выделены в 2004 году. Это очень большой шаг, раньше еще никогда таких денег не выделялось.

18.03.2004
www.government.nnov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован