28 февраля 2007
1497

Митрополит Кирилл: Права человека и религиозные принципы

Выступление председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на региональной встрече перед III Европейской экуменической ассамблеей

Сердечно приветствую участников межхристианской региональной встречи, собравшей представителей христианских Церквей и общин Содружества независимых государств и Балтии. Сам факт встречи в подобном составе после нескольких лет перерыва является весьма знаменательным.

Сегодня в Москве вновь собрались люди, представляющие различные христианские конфессии из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Армении, Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, а также Латвии, Литвы и Эстонии. Поводом, собравшим нас, стала подготовка к III Европейской экуменической ассамблее, которая пройдет 4-9 сентября 2007 года в румынском городе Сибиу и будет посвящена теме: "Свет Христов просвещает всех. Надежда на обновление и единство в Европе".

Организаторами этого события выступают Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет епископских конференций Европы (СЕКЕ). Поэтому я с радостью приветствую генерального секретаря КЕЦ преподобного Колина Уильямса и представителя СЕКЕ священника Ладислава Немета, принимающих участие в нашей сегодняшней встрече.

По замыслу организаторов III Европейской экуменической ассамблеи, подготовка к ней осуществляется в несколько этапов, носящих символический характер: "католический" в Риме, "протестантский" в немецком городе Виттенберге, где вел свою деятельность Мартин Лютер, и завершающий - "православный" в Сибиу. Однако один из этих этапов должен носить не конфессиональный, а национальный или региональный характер, и организовываться самими Церквами на местах. Поэтому Русская Православная Церковь выступила с инициативой провести подобную региональную встречу здесь, в Москве.

Считаю, что нынешняя встреча дает нам, христианам СНГ и Балтии, то есть обширного региона, расположенного на Востоке Европы и простирающегося за ее пределы, уникальную возможность обратиться с посланием к нашим собратьям на Западе континента. Мы готовы поделиться с ними нашими мыслями по самым животрепещущим вопросам, стоящим перед современным европейским христианством. В связи с этим для сегодняшнего собрания нами была выбрана тема: "Современная Европа: Бог, человек, общество. Права человека и нравственное измерение".

Данная тема представляется нам весьма актуальной, поскольку для современной Европы характерно возрождение интереса к религиозным традициям. Это, с одной стороны, связано с усилением позиций ислама, но не только. Все большее число людей в Европе, в том числе не связывающих себя с христианской традицией, стали более серьезно, я бы сказал, воспринимать традиционное христианство и его роль в формировании европейской культуры и европейской идентичности. И этот факт не может нас, христиан, не радовать. Однако на этом фоне неизбежным представляется своего рода столкновение между двумя мировоззрениями: светским и религиозным, и столкновение это проходит в плоскости таких категорий как права человека, свобода, в том числе свобода на религиозное мировоззрение. Что мы, христиане, можем сказать по этому поводу? Помочь дать ответ на этот вопрос призвана наша встреча.

Когда мы говорим о правах человека и религиозном мировоззрении, то зачастую сталкиваемся со стереотипом, что эти две категории друг с другом несовместимы. Причем этот стереотип одинаково характерен как для сторонников секулярного понимания прав человека, так и для носителей религиозного мировоззрения. Укоренившийся в общественном сознании стереотип разделяет социум на тех, кто горячо отстаивает идею прав человека, и тех, кто сознательно избрал для себя в качестве жизненного ориентира религиозные ценности и воспринимает права человека как исключительно секулярную категорию. Данный стереотип не позволяет тем и другим понять друг друга, является причиной недоверия, а часто и просто конфликтов между ними. Не стану говорить о том, в каком сложном положении оказываются те, кто, с одной стороны, ориентируется на религиозные ценности, а с другой - считает идею прав человека важной нормой общественного развития.

Существование упомянутого стереотипа и общественная напряженность, вызванная им, стали предметом обеспокоенности Русской Православной Церкви, которая инициировала процесс обсуждения идеи прав человека в религиозном контексте. Хотя идея прав человека уже давно обсуждается в нашем обществе, однако именно в религиозном ключе она прозвучала впервые и вызвала живую реакцию на самых различных уровнях нашего общества. Такая реакция стала неожиданной прежде всего для нас самих. Во-первых, мы не ожидали, что дискуссия, инициированная Церковью, выйдет столь далеко за ее ограду и затронет самые, казалось бы, удаленные от нее круги. Во-вторых, общественная реакция оказалась для нас неожиданно положительной. Признаюсь, когда мы инициировали дискуссию, то шли на определенный риск - риск быть непонятыми как нашими светскими партнерами, особенно в среде правозащитников, так и нашей паствой. И от первых и от вторых мы ожидали услышать возражение: что, мол, Церковь делает в области, где традиционно господствуют секулярные ценности. Причем первые, как мы ожидали, должны были воспринять Церковь как чуждый для данной сферы институт, а вторые - воспринять область прав человека как чуждую для Церкви среду. Однако и в первом и во втором случае наши опасения, к счастью, не оправдались. За исключением отдельных голосов, выступивших против, позиция Церкви по данному вопросу нашла поддержку как со стороны тех, кто традиционно относился к церковным инициативам с настороженностью, так и со стороны нашей церковной общественности, которая с такой же подозрительностью относилась к правозащитной деятельности.

Успех церковной инициативы был в значительной мере обусловлен избранной для этой цели площадкой - таковой стал Всемирный русский народный собор - важный общественный форум, который проводится на протяжении уже более десяти лет. Он является платформой для диалога между различными общественными организациями, политическими партиями, представителями культурной и научной интеллигенции и Церковью. То есть в дискуссию по правам человека изначально были вовлечены широкие слои нашего общества.

Плодом дискуссии стала Декларация о правах и достоинстве человека, принятая собором. Разрабатывая Декларацию, собор шел путем синтеза, пытаясь объединить ценности, традиционные для религиозного мировоззрения, и аксиологию правозащитного движения. Речь идет именно о синтезе, а не о механическом объединении двух систем ценностей. Этот синтез предполагал, с одной стороны, вскрытие религиозных и богословских предпосылок идеи прав человека, а с другой - включение в область прав человека таких прав, которые являются неотъемлемой частью религиозного мировоззрения. Если мы обратимся к тексту Декларации, то увидим, что, с одной стороны, утверждение безусловной ценности всякой человеческой личности: "Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством", - я цитирую текст Декларации. С другой стороны - я вновь обращаюсь к тексту Декларации: "Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества".

Также важной составляющей синтеза, достигнутого при подготовке Декларации, стало соединение идеи права индивидуума на определенные свободы с идеей нравственной и гражданской ответственности. Текст Декларации говорит об этом следующее: "Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества". Только в такой связке - права и ответственность - идея прав человека избавляется от тех негативных коннотаций, которые она иногда приобретает, когда рассматривается в отрыве от общего нравственного контекста.

Синтез идей, достигнутый в Декларации, очень важен для дальнейшего диалога между Церковью и светским обществом. Оказалось, что идея прав человека может быть не разъединяющим, но объединяющим началом для такого диалога. Кроме того, благодаря этому синтезу Церковь может и должна использовать идею прав для отстаивания собственных интересов в обществе и государстве, защиты права каждого отдельно взятого члена Церкви и всей Церкви в целом на исповедание определенного мировоззрения и определенной системы ценностей. То, о чем заявил Всемирный русский народный собор, актуально не только для России, но и для стран СНГ, где ситуация во многом напоминает российскую, а также для стран Европы. Именно в Европе наша инициатива вызвала немалый интерес со стороны как церковных, так и общественно-политических организаций. Для примера достаточно упомянуть конференцию "Дать душу Европе", проведенную нами совместно с Папским советом по культуре в Вене в мае прошлого года. Эта конференция показала, что наши позиции по вопросу о правах человека в значительной мере совпадают с позициями Римско-католической Церкви.

На фоне повышенного интереса к данной теме со стороны христианских церквей и отдельных светских общественных институтов Европы, мне представляется важным вновь озвучить данный в вопрос на предстоящей III Европейской экуменической ассамблее. В Европе возрождается религиозность, которая связана как с количественным ростом исламской общины, так и активизацией христианских церквей. На этом фоне неизбежной представляется новая дискуссия о ценностях, которые должны лежать в основе европейской цивилизации. Возможно, синтез, который был достигнут в рамках Декларации о правах и достоинстве человека, будет полезен и для общеевропейской дискуссии по данному вопросу.

28 февраля 2007

Источник: Служба коммуникации ОВЦС МП

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован