30 октября 2006
1777

Митрополит Кирилл: соединить идею прав и свобод с нравственностью

В Страсбурге по инициативе России и под эгидой Совета Европы проходит семинар, который может повлиять на то, как цивилизация будет развиваться дальше в смысле трактовки прав человека, в свете духовной традиции Европы. У этого семинара, на первый взгляд, довольно сложное название - "Нравственные основы и эволюция понятия "прав человека" в поликультурном обществе". На самом деле все гораздо проще: серьезные мужи, среди которых европейские комиссары, судьи и иерархи разных конфессий, собрались, чтобы сверить свои понятия о добре и зле в современном мире или, если угодно, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Быть может, этот семинар в Страсбурге и не состоялся, если бы не активная позиция Русской православной церкви, которая в последнее время подсобралась и выглядит более цельной - как организационно, так и духовно. На вопросы отвечает глава делегации РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

- Владыка, с вашей легкой руки рабы божьи теперь стали пользоваться и правами человека. Вы специально сделали шаг назад, чтобы теперь выступить на два шага вперед? Ведь в Европе вы сейчас, кажется, говорите об ограничениях?

- Я думаю, что мы все делаем шаги вперед. То, что считалось универсальным, а именно на универсальном характере прав человека всегда настаивал Запад, некоторыми универсальным вовсе не считается. Потому что всякие идеи, приходящие извне, люди оценивают в контексте своего собственного культурного, исторического опыта. Русская православная церковь предложила: для того, чтобы права и достоинство человека стали идеями универсальными для всех, соединить эти идеи с духовным и культурным опытом человечества, как он представлен в религиозных традициях. Но если совсем просто - наша церковь предложила соединить идею прав и свобод с нравственной ответственностью человека, для того, чтобы свобода не раскрепощала грех, и для того, чтобы реализация свободы не была опасна для человеческого общежития.

- Владыка, вот какой вопрос. Русские мыслители традиционно были сильны именно в религиозной философии. Можно ли утверждать, что сейчас традиция продолжается? Если да, то готовы ли это признавать европейцы? Иными словами, как там на вас реагируют?

- Конечно, Русская православная церковь бросила некий интеллектуальный духовный вызов. Но отмахнуться от этого невозможно. Потому что главная идея - почему права человека полагаются в основу современного мироустройства - заключается в том, что права принадлежат человеческой природе. Они проистекают из человеческой свободы. Но мы говорим, что ведь природе человека принадлежит не только свобода и проистекающие из этого права, но и нравственность. Голос совести звучит в сердце каждого человека. И почему же то, что принадлежит природе человека - нравственность - не увязать со свободой, которая также принадлежит природе человека. Вот если нравственность и свобода, принадлежащие человеческой природе, а значит каждому человеку, будут увязаны, то всякая система прав и свобод будет сбалансирована. Вот тогда реализация прав и свобод будет не опасна для человеческой личности и для общества, а, наоборот, будет прочным фундаментом для созидания мирной и справедливой жизни людей.

30.10.2006

Мария Ситтель, Дмитрий Киселев

Источник: Вести.Ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован