21 мая 2002
141

Мнение москвичей о развитии малого бизнеса в Москве

Уровень цивилизационности государства иллюстрируется и закрепляется структурой занятости населения. Чем выше этот уровень, тем более значительная часть трудоспособного населения переливается в сферы деятельности, обслуживающие потребности главной производительной силы - человека. Отсюда всевозрастающая роль сферы услуг, просвещения, здравоохранения. Именно их развернутая и зрелая система создает предпосылки высокого качества жизни для всего населения, является условием развития личности.

Россия пока еще заметно отстает в этом отношении от самых развитых стран мира. Но осознание необходимости решения этой задачи как доминантной на долгосрочную перспективу начинает пониматься обществом и властными структурами.

Одним из реальных экономических рычагов, способных наиболее эффективно решать эту историческую по своей значимости задачу, является развитие малого предпринимательства. В начале становления рыночных отношений в стране малое предпринимательство оказалось наиболее гибким и адаптированным инструментом, решающим первоочередные проблемы жизнеобеспечения населения, прежде всего - через торговлю и сферу услуг.

Москва является наиболее продвинутым городом страны, где система малого предпринимательства достигла определенного уровня развития, объективным показателем чего является тот факт, что доля малого бизнеса в бюджете города составляет около половины. Тем не менее процесс функционирования, развития и управления МП имеет еще много проблем.

Проведенное группой ученых социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в составе проф. Бутырина Г.Н., проф. Аверина Ю.П., ст.н.с. Ознобкина В.А. в сентябре-октябре 2000 года исследование на тему `Мнение москвичей о развитии малого предпринимательства в Москве` дало актуальный материал для более конкретного понимания некоторых из этих проблем.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить некоторые общие тенденции и отдельные проблемы данного этапа развития малого предпринимательства на основе изучения:

- мнений потребителей об уровне услуг, который предоставляется им системой малого предпринимательства;

- современного ценностного отношения потребителей к самому явлению малого предпринимательства;

- оценок потребителями уровня деятельности местной власти по развитию малого предпринимательства;

- мнений и оценок самих предпринимателей (владельцев, руководителей) состояния и проблем их бизнеса и характера отношений с управленческими структурами города на уровне префектур и районных управ.

Опрос москвичей проводился по стандартной выборке в пяти административных округах - Центральном, Северном, Восточном, Южном, Западном. Было опрошено 734 респондента.

Владельцы, руководители малых предприятий рассматривались нами и в качестве экспертов, знающих предмет изнутри, и в качестве объектов наблюдения и изучения, непосредственно включенных в становление МП. Экспертное мнение имеет значение даже в единственном экземпляре, поэтому для стандартизированного интервью было достаточно 50 человек, наблюдением и произвольными беседами было охвачено еще около 100 человек. Это предприниматели, представляющие производство, торговлю и сферу услуг, а также здравоохранение, образование, челночное дело, рекламный и информационный бизнес.

I. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

В ходе реформ необходимо перестраивать не только экономику, но и корректировать субъективное отношение к этим переменам. Это в полной мере относится и к малому бизнесу. Не только его реальное функционирование, но и полнота информации о нем формируют отношение москвичей к этой новой форме экономической жизни, ее восприятие на идеологическом и психологическом уровне.

Стремительный рост предприятий частного малого бизнеса не может однозначно восприниматься населением, еще недавно имевшим дело только с государственными предприятиями в производстве, торговле и сфере услуг. И тут имеет значение структура восприятия: вес в нем положительного и отрицательного отношения.

Насколько москвичи информированы о сущности малых форм бизнеса и как в целом к нему относятся, характеризуют следующие данные опроса. Конкретно в опросе это выглядит так:

Знают, что такое малые формы предпринимательства, малого бизнеса, 43 % респондентов. Имеют приблизительное представление 36 %. Не знают, что это такое, 21 %. Среди `знатоков` - 15 % сами являются владельцами, руководителями или сотрудниками предприятий малого бизнеса. Таким образом, можно считать, что почти две трети потребителей продукции и услуг малого предпринимательства не имеют отчетливого, ясного представления о том, что это за явление в целом, хотя на уровне конкретного и повседневного взаимодействия с теми или иными формами малого бизнеса при покупке товаров и услуг постоянно с ним сталкиваются. На этой практической основе потребления услуг проявился, пожалуй, более важный фактор - у москвичей уже сформировано преимущественно положительное отношение к малому предпринимательству.

Интересно, что в высказываниях и предложениях предпринимателей на предмет улучшения дела МП, хотя все вертится вокруг темы налогов (нужно снижение, упорядочение, упрощение схем и т.п.), затем взяток и недоступности кредитов, присутствуют, например, такие: `Нужны более четкие контуры политики движения государства вперед` (бланк N 4); `В обществе в целом надо принимать меры, повышающие доверие к власти, его нет нигде` (N 48); `Нужна активная пропаганда честной жизни` (N 34); Следует также отметить, что предприниматели критиковали практику сбора налогов как недостаточно жесткую и принципиальную. Во-первых, она позволяет в принципе уходить от налогов, создавая неравные шансы для предпринимателей, во-вторых, обнаружение налоговыми инспекторами неполной уплаты, как правило заканчивается дележом этой неуплаты между хозяином и инспектором.

На вопрос, изучают ли они законы, нормативные акты, инструкции, касающиеся предпринимательской деятельности, ответили так:

- тщательно изучаю 34%

- бегло просматриваю 56%

- почти не интересуюсь ими 10 %

Только один респондент заявил, что имеющаяся законодательная база малого предпринимательства вполне достаточна, остальные считают, что она `не вполне разработана и противоречива` (56%), или - `ее практически нет` - 36%. Некоторые не стали отвечать на этот вопрос. В беседах выяснилось, что многих раздражает необходимость поиска и прочтения великого множества нормативных бумаг. И хотя некоторые отметили, что райуправы присылают им инструкции, которые нужно знать неукоснительно, но при проверках нагрянувшими проверяющими `вытаскиваются из-под полы еще какие-то бумаги` и: `наши знания оказываются всегда недостаточными`.

Многие сетовали на то, что малый бизнес в силу того, что он `малый`, не может обеспечивать себя квалифицированной юридической службой. Сам предприниматель, за редким исключением, не в состоянии владеть всей базой необходимых правовых знаний и потому, говорят они, `мы не защищены перед чиновником` и тем, что законодательная база еще несовершенна и тем, что сами юридически не сильны. В качестве примера приводится ситуация с проведением инвентаризации: `Нам говорят, мы посмотрим ваше помещение, а вы заплатите за это деньги. Деньги, как говорится, ни за что - довольно большие, а у нас нет никакого юридического знания, можем мы от этого отказаться или не можем`.

Руководители малого бизнеса в подавляющем большинстве ничего не знают о каких-либо общественных организациях по поддержке малого бизнеса. Ответили, что не состоят в них 90% респондентов. Часть из них и не желает состоять в этих общественные организациях. Аргументы против: `чувствуем, что это только потеря времени`; `пользы никакой`; `еще одна форма поборов`. Все высказанные предпринимателями замечания, разумеется требуют осмысления и, возможно, перепроверки. Но что подкупает в них, так это желание поднять планку организации малого предпринимательства в городе, опираясь на более высокую взаимную ответственность бизнеса и власти, забота о том, чтобы продолжать свое `малое дело` в условиях открытости и законности и высокого государственного поведения всех уровней власти в стране.

ВЫВОДЫ

1. Опрос москвичей, подтвердив достаточно высокий уровень развитости системы малого предпринимательства в столице, зафиксировал положительные сдвиги в его оценке общественным мнением.. Если в начале 90-х годов (и почти до середины) преобладал негативный фон восприятия малого бизнеса, то сегодня эта тенденция преодолена: уровень одобрения находится на довольно высокой отметке - 67% . Москвичи при этом также большинством голосов признают существенную роль малого бизнеса в решении социальных и финансовых проблем города: создании новых рабочих мест, насыщении города товарами и услугами, наполнении городского бюджета.

2. Позитивное восприятие малого предпринимательства подтверждают данные о преимущественном выборе населением продуктов и товаров именно в этом секторе. Лидируют в МП рынки, где покупают продукты, одежду и обувь примерно половина опрошенных. В небольших магазинах делает покупки треть опрошенных, в супермаркетах - 11-14%.

Представляется, что в условиях накопленного мирового и отечественного опыта управления малым бизнесом городские власти могли бы более настойчиво выполнять функцию инициатора и координатора его развития, смягчая последствия стихийного процесса становления малого бизнеса, выделив в качестве первичного этот компактный его плацдарм - рынки.

3. Опрос указал также и на проблемные моменты в развитии малого бизнеса. Хотя в общественном мнении сохраняется представление о более низких ценах в сфере МП, чем в крупном бизнесе с его супермаркетами, тем не менее потребители продукции малого предпринимательства считают ведущими его недостатками вместе с низким качеством товаров дороговизну и постоянный рост цен.

4. Парадоксальная ситуация сложилась в отношениях потребителей-москвичей с системой предприятий бытовых услуг. Подавляющее их большинство очень редко пользуется услугами прачечных, химчисток, мастерских по ремонту обуви, парикмахерских именно по причине недоступных для большинства цен. Видимо, есть смысл в предоставлении им льготных условий деятельности с просчитываемыми последствиями снижения цен.

5. Опрос потребителей и предпринимателей, а также наблюдение за их деятельностью показали, что система малого предпринимательства достигла такого уровня насыщенности, когда конкуренция становится жесткой, ставящей нередко этот бизнес на грань выживания и банкротства. Ожидание, что конкуренция приведет к повышению качества товаров и услуг, снижению цен в малом бизнесе пока не оправдывается. В то время как население не выигрывает в ценах, сам бизнес проигрывает в таком деле, как <накопление внутреннего качества>, складывающегося из качества товаров, услуг и качества кадров. По свидетельству администрации одного из крупных вещевых рынков, за последние два года примерно на две трети сменился состав предпринимателей, работающих на рынке. Таким образом, можно сказать, что в этой сфере идет постоянный повтор стартовых обстоятельств. Попавшие в опрос предприниматели хотя в большинстве своем планируют удержаться в избранном деле, признаются, что уверенности в завтрашнем дне у них нет и третья часть из них ведет свое дело всего 1-2 года.

6. Неуправляемый процесс роста и развития малого предпринимательства лишает прежде всего самих предпринимателей оптимальных просчетов и ориентаций в том, что, где и когда следует или не следует предпринимать, а населения - в оптимальном расположении точек торговли и услуг по месту жительства. Недостаточность их так же неудобна, как и перенасыщенность. Так, огромный выбор точек торговли хлебом не гарантирует потребителю его качества. О перенасыщенности в целом, в том числе за счет частников и незарегистрированных мастерских, говорят также руководители предприятий, связанных с ремонтом бытовой техники, и обувных мастерских. Одновременно подавляющее большинство опрошенных москвичей находит достаточной существующую систему предприятий по обслуживанию населения по месту жительства; указало на недостаток их лишь незначительное число респондентов. Следовательно, дальнейший процесс расширения МП должен проходить под более тщательным контролем городской и местной власти, отвечающей за гармонизацию среды жизнеобеспечения.

7. О многом говорит сама по себе оценка предпринимателями своего финансового положения: только четвертая часть решилась назвать его устойчивым. Остальные, называя его нестабильным и даже критическим, признаются, что им удается держаться на плаву не только за счет собственных знаний и `нюха на спрос`, но и за счет невысокой зарплаты сотрудников. Успешное ведение бизнеса затрудняет и сдерживает сложившаяся в нем практика финансовых отношений: высокие налоги, невозможность взять кредит для развития, система взяточничества.

По мнению некоторых, наиболее опытных предпринимателей, для улучшения положения малого бизнеса необходимо создать стимулирующие условия: снизить налоги (брать его только с оборота), предоставлять, особенно начинающим, льготы на аренду помещений, лизинг компьютерной техники и льготы на интернет, сократить бумажную и бюрократическую волокиту при получении юридического адреса, банки должны кредитовать малый бизнес под гарантии городских властей и лишь открывать кредитную линию, поскольку практикуется самими банками брать за предоставление кредита до 10% посреднических.

8. Возлагавшиеся на малое предпринимательство социальные надежды в одном очень важном отношении мало оправдываются, а именно в способствовании формированию среднего класса. Только когда средний класс превращается в преобладающее большинство, общество становится относительно однородным, в нем объективно снижается идеологическая и политическая конфронтация, становится жизнеспособной тенденция к преодолению негативных последствий социальной дифференциации.

Не только предприниматели своим признанием о невысокой зарплате сотрудникам подтвердили факт слабого воздействия сферы малого предпринимательства на становление среднего класса, но и население уловило эту тенденцию: 30% ответили, что малый бизнес вообще не решает эту проблему, а 51% - решает только частично.

9. Из опроса следует, что подавляющее большинство москвичей продукты питания предпочитают отечественные, а одежду, обувь и особенно бытовую технику - импортные. Если отечественные продукты питания предпочитают покупать 70% респондентов, то, что касается бытовой техники и мебели, то тот же показатель (70%) относится уже к импорту. Из этого следует вывод о крайнем неблагополучии производства этого вида товаров отечественными товаропроизводителями. И хотя московские власти, если исходить из их отчетов, проводят огромную работу по поддержке в малом бизнесе именно отечественных товаропроизводителей, но показатели `на выходе` (социологические данные) свидетельствуют, что реально эти предпосылки или недостаточны, или не работают.

Опрос предпринимателей показал, что отечественным товаропроизводителям требуется не только `простая, понятная, однозначная щадящая налоговая система и система бухгалтерского учета`, но и поддержка государственным и городским заказом, способствование расширению арендных площадей под развитие производства, страхованию рисков и имущества, подъемному для них кредитованию.

10. Занятие малым бизнесом требует достаточно высокого уровня знаний его финансовой, управленческой и юридической сторон. Характер этих знаний качественно изменился в последнее десятилетие: возросло его теоретическое и законодательное содержание. Согласно же результатам опроса бизнесмены-респонденты начинали и продолжают в основном свою деятельность на базе ранее полученных профессиональных знаний, прежнего управленческого опыта. Лишь единицы из них обучались за время своей работы в новом качестве на курсах повышения квалификации и переквалификации руководителей бизнеса. Причем около половины респондентов не испытывают в этом потребности, оправдываясь отсутствием времени и высокой стоимостью обучения. Видимо целесообразно создать под эгидой городской власти эффективную систему повышения квалификации для предпринимателей малого бизнеса, оплату за обучение в которой в большей степени должно взять на себя городское правительство.

11. В сознании опрошенных предпринимателей преобладает негативный имидж законодательной базы малого бизнеса. Они характеризуют ее как не вполне разработанную и противоречивую или вовсе отрицают наличие таковой. Вместе с тем, большинство респондентов, судя по опросу, либо не очень тщательно изучают законодательно-нормативную базу своей деятельности, либо почти совсем не интересуются ею. Практически никто из опрошенных не дифференцировал характер своих претензий к законодательно-нормативной базе на ее федеральном, городском, префектурно-районном уровнях. В характере такого отношения и оценки правовых основ своей деятельности лежит, по мнению исследователей, нежелание (или неумение) разделять объективное качество законодательно-нормативных актов и реальную практику их исполнения властными структурами всех уровней в городе, а именно она вызывает у многих предпринимателей раздражение. Следовательно, требуется большее соответствие государственному законодательству конкретной практики работы территориальных властей с МП и нахождение способов повышения правовой культуры.

12. Сложившуюся ситуацию отношений руководителей предприятий малого бизнеса со структурными подразделениями префектур и районных управ, занимающихся проблемами малого бизнеса, можно оценить как сложную и противоречивую. Бизнесмены-респонденты хотели бы получить помощь от территориальных органов управления в решении таких проблем как аренда помещений, лизинг оборудования, кредитование, информационные услуги, обучение персонала и т.п. Но только незначительная часть их практикует частое обращение за помощью в эти органы. Отметили, что такое обращение дает положительные результаты, лишь единицы. Подавляющее большинство предпочитает не обращаться со своими проблемами в органы управления префектур и райуправ, объясняя это малыми возможностями и правами последних, а также их бюрократической отчужденностью и высокомерием. Некоторые из бизнесменов отметили слабый кадровый состав структур, занимающихся в управах и префектурах малым бизнесом, так как в нем по большей части - выходцы из бюджетных организаций, неадекватно представляющие суть проблем малого предпринимательства, тем более его скрытых процессов, и они заняты, на их взгляд, только выдумкой новых бестолковых проверок и поборов.

Стремление московских властей перевести отношения с малым бизнесом из режима диктата в режим социального партнерства, осталось не замеченным предпринимателями, попавшими в опрос. Однако ими подмечено, что подход на основах партнерства, если он и есть, касается лишь узкого круга избранных.

13. Население, судя по опросу, мало информировано о наличии и работе специализированных структур в префектурах и райуправах, которые занимаются комплексом проблем малого бизнеса. Структурам власти, занимающимся вопросами малого предпринимательства, москвичи по сути дела не смогли дать оценку. Во-первых, потому, что не слишком осведомлены об их существовании и деятельности, во-вторых, потому, что практически не обращаются к власти по вопросам потребления, так как в городе отсутствует истинное движение потребителей - единственный по-настоящему эффективный механизм обратной связи.

Необходимо понимать, что движение потребителей в нашей реальности не может возникнуть на основах полной самодеятельности. Придавленный нуждой человек предпочитает терпеть, нежели искать какие-либо формы протеста, даже и разрешенные законом. Известно к тому же (ученые это постоянно подчеркивают), что у нас в стране слабы традиции самодеятельных гражданских инициатив. Нужно изучить практику движений потребителей в других странах, преодолевших массу изъянов в малом предпринимательстве, и способствовать (в рамках задач активизации государственной властью общественного сектора и бизнеса) развитию движения потребителей в городе. В связи с этим видится чрезвычайно важным заявление 98% опрошенных предпринимателей, что они не участвуют ни в каких общественных организациях и движениях.

14. Проведенный опрос подтверждает необходимость постоянных, мониторинговых исследований данной проблемы, что позволит получать и накапливать глубокие, достоверные и качественные знания о всей системе `потребитель - МП - территориальные органы власти` и отдельных ее секторах.

Линейное распределение по итогам социологического опроса `Мнение москвичей`

Результаты исследования даны в процентах

N 1. Знаете ли Вы, что такое малые формы предпринимательства, малый бизнес?

2. Да, знаю 43,6
3. Имею некоторое представление 35,8
4. Нет 20,5

N 2. Малые формы предпринимательства -это небольшие (чаще всего частные) предприятия и фирмы, сами производящие какую-либо продукцию или продающие товары и услуги. Ответьте, пожалуйста, какое отношение Вы имеете к малым предприятиям?

1. Являюсь владельцем такого предприятия 2,2
2. Вхожу в его руководство 2,6
3. Являюсь сотрудником 10,4
4. Я - лишь потребитель их продукции, товаров и услуг 84,8
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован