31 декабря 2006
2712

Многие проблемы судебной системы России будут разрешены

Об этом в интервью ИА ГАРАНТ сообщил Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусев. По его словам этому поспособствует Государственная автоматизированная система "Правосудие". К 31 декабря 2006 Система заработает во всех судах общей юрисдикции, и "это будет огромная победа государства и судейского сообщества в решении ряда проблем", - подчеркнул А. Гусев.

ГАС "Правосудие" состоит из 27 подсистем, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сроками рассмотрения дел в судах . Кроме того, в рамках этой программы активно внедряется видео-конференц-связь между судами областного звена и следственными изоляторами. Введение этой технологии позволит исключить доставку и конвоирование заключенных из СИЗО в судебное заседание и, таким образом, снизит вероятность побега.



Интернет-интервью
Генерального директора Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации


2 августа 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича.

Тема интервью: "Вопросы информатизации судов общей юрисдикции".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем наше интернет-интервью на тему "Вопросы информатизации судов общей юрисдикции".

Разрешите представить Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича. Также в интервью принимают участие Председатель Совета судей Российской Федерации Сидоренко Юрий Иванович и Директор Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт "Восход" Юхневич Леонид Александрович. Здравствуйте, уважаемые гости!

В федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 20.11.2001 N 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Российской Федерации, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что без информатизации судебной системы невозможно эффективное осуществление судебной реформы в нашей стране.

Информатизация судебной системы позволит использовать современные компьютерные технологии, возможным станет оперативный обмен информацией. Для всех судей и работников аппаратов судов реальным станет доступ к базам данных по действующему законодательству и судебной практике.

Как реализуются мероприятия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы в части информатизации судов общей юрисдикции? Что представляет собой Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие"? Какие проблемы возникают в связи с формированием информационного пространства судов общей юрисдикции?

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории ответят Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев Александр Владимирович, Председатель Совета судей Российской Федерации Сидоренко Юрий Иванович, Директор Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт "Восход" Юхневич Леонид Александрович.

Разрешите, я зачитаю Вам первый вопрос.

Александр Владимирович, здравствуйте!

Я поддерживаю Вашу идею создания единого информационного пространства судов России. Меня не устраивает медлительность осуществления этой идеи.

Наш Ноябрьский городской суд ЯНАО давно готов включиться в это объединение, техническая база в суде к этому создана, о чем я неоднократно ставил в известность Судебный департамент. Однако пока дальше обещаний эта программа внедрения не получила.

Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Восход" пока в ЯНАО ограничилось лишь поставкой нескольких комплектом компьютеров. Почему-то наш суд был обойден вниманием. Хотя определенный опыт нами накоплен, и он является базовым в округе. В нашем суде давно существует высокоскоростная локальная сеть, создан свой интернет-сайт www.ngcourt.nojabrsk.ru, внедрена система делопроизводства "Лотос", "Крок", ранее использовалась "Агора", имеется внутренняя и внешняя электронная почта, имеется постоянный выделенный канал в Интернет, который позволяет внедрить видеоконференцсвязь.

Мы давно готовы внедрить видеоконференцсвязь с СИЗО г. Тюмени, расстояние 1000 км (существует уже связь с Салехардом), и с судом ЯНАО в Салехарде. Нам уже несколько лет Ваши подчиненные работники обещают помочь в этом вопросе.

Мы готовы к внедрению систем записи и архивации судебных процессов. Однако наши заявки не удовлетворяются, так как теперь эти вопросы решаются только на уровне Судебного департамента в Москве.

Я ничего не прошу, но меня удивляет то, что Вы пытаетесь внедрять информационные технологии в судах, где не горят этой идеей и она просто провалится, а опыт и активные сторонники этой идеи остаются в стороне. Глубинка опять осталась за бортом. Поэтому, если есть возможность, обратите внимание и на суды, которые находятся на окраине нашей страны. Леонида Александровича попросил бы обратить внимание на районы Крайнего Севера, и может, хотя бы один или несколько судов сделать базовыми для внедрения этой программы.

С уважением, председатель Ноябрьского городского суда Эмих В.Д.

Может быть, Вы в целом расскажете о реализации программы и о проблемах, которые здесь возникают?

Гусев А.В.:

Добрый день! На встречу в этой прекрасной аудитории я пригласил также Юрия Ивановича Сидоренко, Председателя Совета судей РФ, потому что, если немножечко коснуться истории, Федеральная целевая программа развития судебной системы родилась в недрах судейского сообщества и Совета судей Российской Федерации в частности, как, впрочем, и сам Судейский департамент при Верховном Суде РФ. Мы очень долго - в 1998, 1999, 2000 годах обсуждали на Советах судей те проблемы, которые накопились в системе судов общей юрисдикции. Для меня это уже далекие годы, потому что Судебному департаменту семь с половиной лет всего от роду. Именно в те годы было принято решение на Совете судей России объединить все проблемы, которые есть в судах общей юрисдикции, в Федеральную целевую программу, которая была принята в 2001 году. И в 2002 году мы начали ее реализацию. В том числе мы принялись решать и проблему информатизации судов общей юрисдикции. К сожалению, на тот момент, когда Судебный департамент принимал вопросы обеспечения деятельности судов от Министерства юстиции РФ, обеспеченность компьютерной техникой была порядка 15-17% в районных судах и порядка 35% - в судах областного звена. Компьютеров не хватало, и, наверное, нельзя было говорить о локальных сетях, и тем более о единой сети. И вот тогда Судебный департамент подготовил, а Совет судей рассмотрел (причем мы рассматривали на нескольких пленарных заседаниях Совета судей) концепцию информатизации судов общей юрисдикции. Вот в соответствии с этой концепцией Судебный департамент и двинулся вперед. По Федеральной целевой программе работы в области информатизации были начаты с 1 января 2004 года. И за прошедшие периоды, с моей точки зрения, сделано немало. Это касается как создания локальной сети в целом ряде судов и закупки компьютерной техники, так и обучения специалистов. За 2004 год примерно полторы тысячи специалистов были обучены тем подпрограммам, которые мы сейчас разрабатываем совместно с ФГУП НИИ "Восход".

Эта работа будет продолжена и в 2005 году. Мы в рамках Программы информатизации судов общей юрисдикции создали опытную зону в Санкт-Петербурге. Я могу ответить, чем мы руководствовались с НИИ "Восход", выбирая город Санкт-Петербург. Все дело в том, что Санкт-Петербург позволяет нам отработать целый ряд новелл в области информатизации судебной системы. Здесь районные суды и суд областного звена размещены достаточно компактно, в этом же субъекте находятся гарнизонные суды и окружной суд. Таким образом, в Санкт-Петербурге мы можем отработать всю автоматизированную систему правосудия в целом. Мы уже семь подпрограмм отрабатывали в этой опытной зоне. И это делается для того, чтобы обкатать модель действия системы автоматизированной системы правосудия вот на этом субъекте и, естественно, связь этой системы с центром, в данном случае это Москва, НИИ "Восход" и Судебный департамент. Но, тем не менее, я могу ответить Председателю Ноябрьского суда, что его вопрос и пожелания очень справедливые. Нам нужно, Леонид Александрович, наверное, смотреть и в этих субъектах, как будет работать система, когда суд районного звена находится на значительном расстоянии от суда областного и Судебного департамента. Так что мы это постараемся учесть.

Ведущая:

Вопрос от студента Российской академии правосудия (РАП).

Уважаемый Леонид Александрович!

Меня интересует, как будет проходить обучение сотрудников судов работе с информационными системами. На мой взгляд, это актуально, так как, проходя практику, я сделал вывод, что аппарат судов недостаточно подготовлен к информатизации и даже не хочет этого. Так, архивариусы (как правило, люди старой закалки) только возмущаются нововведениям. Почему в Северо-Кавказском филиале РАП большинству студентов даже не известно о существовании системы "Правосудие"? Кроме того, информатизация судов дает возможность доступа через Интернет к огромному массиву персональных данных, а главное - их модификации. Как будет осуществляться защита этой информации? Спасибо.

Сидоренко Ю.И.:

Здесь речь идет о том, собственно говоря, что люди разные. Одни быстрее усваивают новое, другие - медленнее. Когда внедряется что-то новое в современной технологии, всегда есть, как раньше в советское время говорили, маяки, передовые. Так же дело обстоит и в судах. Информационные центры были у нас передовые в Челябинске, Ульяновске, Московской и, может быть, еще паре областей. Они первыми начинали еще лет 15 назад все это внедрять, когда другие предпочитали ручкой писать. Это обычное явление, но приходят люди молодые, уже с другим образованием, с другим мировоззрением, с другой подготовкой. Существует специальная программа по обучению аппарата, в том числе сотрудничают и с иностранными государствами. Так что информатизация коснется каждого суда, и я думаю скоро.

Юхневич Л.А.:

В дополнение к сказанному Юрием Ивановичем хочется отметить, что обучение не только будет вестись, оно уже ведется. И Александр Владимирович, отвечая на первый вопрос, уже сказал, что в 2004 году были обучены около 1500 судей по всей территории РФ, было создано семь учебных центров. Эти учебные центры были созданы в столицах наших федеральных округов, и со всей страны приезжали в эти учебные центры представители судейского сообщества для того, чтобы пройти обучение по трем основным направлениям: использование офисных технологий при применении компьютерной техники, администрирование локальными вычислительными сетями, которые тоже создаются во всех судах на территории всей России в рамках автоматизированной системы правосудия, а также обучение пользованию специализированными программами, которые решают задачи судебного делопроизводства и статистики. И такая работа по нарастающей, безусловно, будет продолжена. В 2005 году уже запланировано обучить более 1500 специалистов, около 1700 специалистов планируется обучить в следующем году. Что касается привлечения РАП к этому процессу, то, безусловно, учитывая, что деятельность РАП направлена на повышение квалификации судей в различных специализированных областях, мы понимаем, что необходимо с ними взаимодействовать. И уже в этом году на базе нашего научно-исследовательского института мы проводим с РАП совместные мероприятия, где судьи знакомятся с тем, какие задачи стоят перед ГАС "Правосудие".

Ведущая:

Следующий вопрос от Смирновой Светланы из Москвы.

Владимир Александрович! Судебная система должна быть связана надежными и быстрыми каналами связи. Как возглавляемый Вами департамент намерен решать вопросы коммуникационного обеспечения судов общей юрисдикции? Ведь в некоторых судах отдаленных регионов нет даже работающего факса, не говоря уже о наличии Интернета и специализированных программ.

Гусев В.А.:

Я хотел бы сказать, что одна из задач, которые должен решить Судебный департамент, реализуя программу информатизации судов общей юрисдикции, как раз состоит в том, чтобы у каждого суда был свой собственный сайт в Интернете. Мы говорили и на последнем пленарном заседании Совета судей, что этот сайт должен будет содержать не только информацию о судье, судьях, которые в нем работают, но, может быть, там будет доска объявлений, на которой будут вывешиваться свежие судебные решения. Собственных магистральных линий Судебный департамент прокладывать не планирует, мы будем использовать то, что уже наработано, в том числе и НИИ "Восход", Мининформсвязи России.

Юхневич Л.А.:

Мне кажется, что это вообще очень хороший вопрос, ведь подсистема связи и передачи данных для создаваемой автоматизированной системы правосудия является одной из ключевых основополагающих систем. И самое главное, что она вроде бы как не видна, она находится внутри этой автоматизированной системы, но выполняет важнейшую и одну из главных функций данной системы. Ведь не секрет, что создаваемая система на сегодняшний день является самой масштабной по территориальной распределенности и самой большой - по охвату объектов информатизации. То есть на сегодняшний день действительно мощнее и географически распределеннее системы не существует. И поэтому связь вот этих различных точек от уровня районных судов до уровня Верховного Суда РФ по различным каналам связи - проводным, спутниковым и другим - является очень важным и актуальным вопросом. Я думаю, что в 2007 году это будет решено и получит полномасштабное внедрение на всей территории Российской Федерации во всех 89 субъектах и охватит все точки, где находятся суды различной инстанции, различного уровня подчиненности. Это будет сделано на базе одного из национальных операторов Российской Федерации, который предоставляет услуги различной связи, а последняя миля - это связь, скажем так, до точки услуг вот этого национального оператора и непосредственно того объекта, где должна использоваться подсистема связи и передачи данных.

Сидоренко Ю.И.:

У нас тут разделение произошло: коллеги говорят о технических, а я больше о психологических аспектах проблемы. Когда давно чем-то занимаешься, то имеешь возможность сопоставлять и сравнивать с тем, что было раньше. Мне трудно, конечно, о судейском сообществе говорить, потому что я внутри него, но вот если оперировать оценками, которые даются со стороны, то говорят, что оно консервативное. В чем-то - да, какие-то идеи очень долго и упорно пробивают себе дорогу и с большим трудом, но какие-то идеи очень быстро воспринимаются. Что касается внедрения компьютерных технологий, то могу сказать, что этот процесс идет очень быстро. Я просто приведу один небольшой пример: когда возникла проблема с доставкой осужденных в вышестоящий суд, судьи стали предлагать внедрять современные технологии, телекоммуникации. Чтобы не тащить из Дальнего Востока на суд осужденного, можно телекамеру установить в изоляторе и в суде, и он будет участвовать в заседании. Лет пять-шесть назад еще не было этого, только идеи были. И среди судей были точки зрения скептические такие, что нельзя этого делать, заменять живой процесс техникой. Сейчас это уже нормально, сейчас никто не возражает и, наоборот, там, где этого нет, хотят, чтобы это было.

Ведущая:

Существует ли единая база по судебной практике в Российской Федерации? Планируется ли создание такой базы и как будет осуществляться доступ к такой базе?

Сидоренко Ю.И.:

Я не знаю, что имел в виду автор вопроса, Что значит единая база? Сборник прецедентов, которыми надо руководствоваться? Такой базы, наверное, не будет у нас. В России нет прецедентного права де-юре. Хотя де-факто решения вышестоящих судов служат ориентиром для судов нижестоящих, но не более того, то есть они не имеют обязательной силы. Существует база данных Верховного Суда, там публикуется практика Верховного Суда. Но когда, например, формируется издание "Бюллетень Верховного Суда", то очень тщательно обсуждаются все дела, которые будут опубликовываться, именно потому, что мы знаем - нижестоящие суды воспринимают эти решения опубликованные как прецедент, которым надо руководствоваться. Современное законодательство развивается стремительно. Поэтому не всегда точка зрения Верховного Суда совпадает с мнением судей в Высшем Арбитражном суде. И поэтому нужно как-то аккуратно к этому подходить. А решения все должны быть доступны в сети Интернет. Против этого нет никаких возражений. И это делается.

Ведущая:

Автор вопроса имеет в виду, возможно, полную базу решений судов вообще, то есть судов общей юрисдикции всех уровней. Создание такой большой полной базы или локальных баз в отдельных судах не предполагается?

Сидоренко Ю.И.:

Решения судов могут быть опубликованы, в том числе и в Интернете, против этого нет возражений. Однако для чего эта база, смысл ее какой? Это как ориентир?

Ведущая:

Может быть, в целях обеспечения публичности деятельности судебной власти?

Сидоренко И.Ю.:

В целях публичности решения и публикуются.

Гусев А.В.:

В целом ряде судов такие работы проводятся. Это прежде всего Верховный Суд РФ, Челябинский областной суд, Гарнизонный суд города Санкт-Петербурга, это, по-моему, и Октябрьский, если не ошибаюсь, суд Томской области, то есть такая работа идет. Я думаю, что мы сможем говорить о каком-то едином подходе к этой базе тогда, когда работы по созданию системы ГАС "Правосудие" будут завершены. Мы подготовим предложения и обсудим их судейским сообществом, доложим руководству Верховного Суда и один какой-то общий критерий выработаем.

Ведущая:

То есть пока это, скорее, инициатива на местах.

Гусев А.В.:

Пока так. Но мы этой проблемой занимаемся. Я почему и говорил, что на последнем Совете судей этот вопрос очень значительное время обсуждался членами судейского сообщества. И у всех как бы критерий один, это должно делаться.

Юхневич Л.А.:

В рамках создаваемой автоматизированной подсистемы всего будет создано 27 подсистем. Если возвращаться к предыдущему вопросу, то подсистема связи и передачи данных - это одна из 27 подсистем. Так, вопрос о формировании единого пространства или единого поля судебных решений тоже предусмотрен в качестве одной из подсистем в создаваемой государственной автоматизированной системе, и называется эта подсистема "Банк судебных решений". Поэтому технологическая, техническая возможность для создания такого пула по окончании работ, безусловно, будет создана. А уже нормативно-правовой аспект пользования этой информацией, предоставления ее - об этом уже говорили Юрий Иванович и Александр Владимирович.

Ведущая:

Сейчас этот блок делается силами "Восхода"?

Юхневич Л.А:

Сейчас разрабатывается техническая возможность в рамках подсистемы "Банк судебных решений" для того, чтобы в случае принятия тех или иных решений информация туда поступала и была доступна либо через Интернет, либо каким-то другим способом.

Ведущая:

Александр Владимирович, как, по Вашему мнению, повлияет обновление технологической базы судов на оптимизацию их деятельности и на качество административного управления? Вопрос от Станислава Алексеевича, город Санкт-Петербург.

Гусев А.В.:

Повлияет, безусловно. И в лучшую сторону, это даже без сомнений. На примере нашей опытной зоны в городе Санкт-Петербурге мы сумели убедиться, насколько эффективно работает автоматизированная система, разрабатываемая НИИ "Восход" и внедряемая в суды. Я твердо убежден, что обновление технологической базы и внедрение программных продуктов позволят оптимизировать работу аппаратов судов и помогут судьям. Не сгущая краски, я скажу, труд судьи - это действительно тяжелый, очень ответственный труд. По оценкам самих судей, работающих как в районных судах города Санкт-Петербурга, так и в городском Санкт-Петербургском суде, в Ленинградском областном суде, в военных судах, работа, которую мы ведем, безусловно, облегчает их труд.

Ведущая:

Возможно ли, что эта оптимизация придет к тому, что высвободиться часть работников аппарата судов? Или речь пойдет о снижении излишней нагрузки?

Гусев А.В.:

По поручению Совета судей Судебный департамент сейчас работает с группой научно-исследовательских институтов и готовит так называемые нормы нагрузки на судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции. Создание таких научно-обоснованных норм нагрузки позволит определить, сколько же судей необходимо для Российской Федерации. Сейчас на судей приходится огромное количество дел - как гражданских, так и уголовных. Вопросы нормы никто не регулирует: сколько граждан обратились, столько и дел. Вот сейчас мы столкнулись со следующей проблемой. Неимоверная нагрузка на судей областного звена и мировых судей. Однако предложение об увеличения количества участков мировых судей не поддерживается законодателем. То же самое для судов областного суда. Внедрение автоматизированной системы правосудия позволит часть этой нагрузки снять.

Ведущая:

Следующий вопрос пришел из Москвы от Алексея Ивакина. Как Вы оцениваете ход реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.11.2001?

Гусев А.В.:

Судебный департамент ежегодно отчитывается перед Советом судей. И Совет судей корректирует нас, нашу деятельность. К 31 декабря 2006 года мы создадим и внедрим автоматизированную систему правосудия в суды общей юрисдикции, и, я вам скажу, это будет огромная победа. 27 систем - это и судебное делопроизводство, и судебная статистика, и видео-, конференц-связь, кадры и еще целый ряд вопросов, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сроками рассмотрения дел, взаимодействовать судам разных инстанций. Например, видео-, конференц-связь, которую мы сейчас активно внедряем, между судом областного звена и следственным изолятором. Это решит проблему побегов из зала суда, позволит осуществлять экономию бюджетных средств, я имею в виду доставку подсудимого в зал судебного заседания с другого конца страны. Эти вопросы позволят решить и проблемы безопасности судов, в том числе охранные мероприятия в зданиях. Поэтому внедрение этой системы, я считаю, будет огромным завоеванием, огромной победой государства и судейского сообщества. Мы работаем, например, в направлении, возможности осуществления аудиозаписи судебных процессов. Сейчас, как вы знаете, секретарь судебного заседания осуществляет протоколирование вручную. И мы считаем, что это тоже позволит ускорить рассмотрение дел и даст возможность более качественно готовить протоколы судебных заседаний.

Ведущая:

То есть эти записи потом будут расшифровываться?

Гусев А.В.:

Безусловно. Однако я не хотел бы забегать вперед, мы только работаем над этим. В том случае, если мы внедрим, мы сможем продвигаться и дальше, и, как это делается в ряде стран, после расшифровки можно будет распечатывать протоколы судебных заседаний и передавать сторонам. Но это дело будущего, с этим должен определиться законодатель. Это то, что касается технических направлений Судебного департамента. А в целом, что касается Федерально-целевой программы развития судебной системы, очень много сделано, мы очень много задач уже решили. Ну, вот если коснуться других вопросов, не касающихся информатизации судов, более 1000 зданий начиная с 2002 года Судебный департамент в субъектах РФ привел в порядок. Мы ведем строительство значительного количества новых судов. Мы почему-то стыдливо называем здания судов "Дом правосудия", нигде в мире нет такого понятия "Дом правосудия", везде в мире есть понятие одно - "Дворец правосудия". Мы сооружаем только то, на что у нас есть деньги.

Ведущая:

Вы сказали, что к концу 2006 года ГАС "Правосудие" будет реализована и внедрена. Вы имеете в виду завершение всех разработок, пилотных проектов и опытных внедрений или Вы хотите к концу 2006 года успеть внедрить программы в масштабе всей страны?

Гусев А.В.:

Судебный департамент стоит на одном, 31 декабря Государственная комиссия должна принять Государственную автоматизированную систему "Правосудие" в эксплуатацию.

Во всех судах. Это наша твердая позиция, поэтому у нас здесь никаких отступлений быть не может.

Ведущая:

А в дальнейшем, по окончании этой программы, будет ли какая-то следующая программа и, соответственно, какое-то бюджетное финансирование? Нужно развиваться. Сейчас какие-то меры принимаются?

Гусев А.В.:

Могу сказать, что меры, безусловно, принимаются. Система должна эксплуатироваться. Каким образом это будет? Это станет предметом обсуждения. И я думаю, что не забегу вперед, если от имени Юрия Ивановича приглашу представителей СМИ на осенний Совет судей - видимо в конце ноября он состоится, - где эта проблема как раз будет обсуждаться: последующая эксплуатация системы ГАС "Правосудие". Это будущее системы. Безусловно, она должна модернизироваться и, я думаю, должны появиться еще какие-то новые программы.

Ведущая:

Что такое "автоматизируемая судебная деятельность"? Какие направления с точки зрения информационного обеспечения Вы могли бы выделить как наиболее важные? Вопрос от Дмитрия из Москвы.

Юхневич Л.А.:

Что такое "автоматизируемая судебная деятельность"? Это точно не термин из ГАС "Правосудие"! Наверно, имелось в виду автоматизация судебной деятельности - все то, на что направлено создание автоматизированной системы правосудия. А что касается наиболее важных направлений, безусловно, ключевой и важной системой из 27 разрабатываемых подсистем является подсистема судебного делопроизводства и статистики, которая является определяющей для судебной системы. Кроме того, это подсистема связи и передачи данных, о которой уже тоже было сказано, и та система, о которой сегодня сказано пока еще не было, но которая играет определенную важнейшую ключевую роль, - это подсистема информационной безопасности. Она будет охватывать всю информацию, которая будет внутри автоматизированной системы правосудия. Например, система контроля финансов, которая автоматизирует всю финансовую деятельность, связанную с судебным делопроизводством. Из 27 подсистем трудно выделить те, которые являются приоритетными или наиболее важными. Цель всей системы, ее направленность состоит в том, чтобы все задачи решались в едином информационном интегрированном пространстве. Поэтому когда я выделял системы по приоритетности, то это относилось не к процессу их информатизации, к процессу разработки программного обеспечения, а в большей степени, наверное, к самому функциональному ведению дел в судах различной юрисдикции.

Ведущая:

Леонид Александрович, скажите, каким образом обеспечивается конфиденциальность и защита информации, содержащейся в базах данных, используемых судебной системой? Возможны ли утечки информации из этих баз? Часто приходится получать спам с предложениями о приобретении тех или иных баз данных, ведение которых осуществляется различными ведомствами, начиная от простых и заканчивая базами данных МВД? Андрей, Москва.

Юхневич Л.А.:

Наверное, продолжу ответ на предыдущий вопрос, где я уже затронул вопросы информационной безопасности сведений, циркулирующих в автоматизированной системе. Безусловно, это один из ключевых вопросов, и система информационной безопасности будет создана. Поэтому несанкционированных утечек информации из баз данных внутри автоматизированной системы не будет. Информацию, которая циркулирует и будет циркулировать в недрах автоматизированной системы, можно разделить на три части. Это та информация, которая является общедоступной, то есть открытой для любого пользователя, в том числе и из других стран, в рамках функционирования подсистемы "Международное сотрудничество". Далее - это ведомственная информация, которая должна циркулировать только внутри судов, Судебного департамента, Верховного Суда и так далее, и, наконец, защищенная информация, которая будет наделена или уже наделена соответствующим грифом и оформляется в соответствии с определенной процедурой. Так, в зависимости от этого тройственного характера информации и вся подсистема информационной безопасности разрабатывается современными программно-техническими средствами в виде трех контуров: закрытого, ведомственного и публичного. Все это будет предусмотрено в создаваемой системе информационной безопасности. На сегодняшний день разработана только ее концепция. Эта концепция проходит необходимые согласования и утверждения. В 2005 году в рамках одной из 27 подсистем система информационной безопасности начнет свое действие и будет опробована в пилотной зоне в Санкт-Петербурге в семи точках и в дальнейшем, как уже было сказано, в 2006 году получит свое полномасштабное внедрение.

Ведущая:

Спасибо, Леонид Александрович, а Вы не могли бы уточнить, когда Вы говорили о закрытой ведомственной информации, то упомянули о соответствующих грифах. Речь идет о чем: о ДСП или это служебная тайна, персональные данные:

Юхневич Л.А.:

Есть у нас закрытые суды, поэтому существует определенная информация, которая в соответствии с российским законодательством либо относится к ДСП, либо к секретной, а возможно, и к совершенно секретной. В зависимости от того, к какому виду информации она будет относиться, так она и будет защищена. Это вопрос уже, наверное, не автоматизации, а нормативно-правового регулирования той или иной информации.

Вопрос:

Александр Владимирович! Как осуществляется информационное обеспечение деятельности мировых судей? Чем оно отличается от информатизации остальных звеньев судебной системы? Ирина Сергеева, Санкт-Петербург.

Гусев А.В.:

Информационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется, к сожалению, субъектами Российской Федерации. Почему я говорю "к сожалению"? Не потому, что они делают это плохо, а потому что эта деятельность все-таки должна быть скоординирована. С одной стороны, субъекты Российской Федерации, с другой - наше Управление Судебного департамента тоже работает с мировой юстицией. Я надеюсь, что решение находится в решении проблемы информатизации судов общей юрисдикции и мировой юстиции, которая все-таки будет осуществлена. Что сделал Судебный департамент в этом направлении? Мы обратились к губернаторам всех субъектов Российской Федерации и предложили совместно поработать в области информатизации. Почему говорю об информатизации? Потому что информационное обеспечение - одна из задач информатизации системы судов общей юрисдикции. Она подразумевает в том числе и информационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, в систему которых входит мировая юстиция. Мы обратились и предложили взаимодействовать в этом направлении с НИИ "Восход" как структурой, которая сейчас работает в рамках создания ГАС "Правосудие".

Ведущая:

Александр Владимирович, как определяется юридический статус информации, входящей в состав информационных ресурсов судебной системы? Существуют ли какие-то документы, определяющие критерии ее принадлежности к отдельным видам информации? Расскажите, пожалуйста, поподробнее. Любовь Тимофеевна, Нижний Новгород.

Гусев А.В.:

Я так понимаю, что это вопрос, связанный, прежде всего, если я правильно понял, с использованием справочных правовых систем. В частности "Гарант" и какие-то другие системы. Об этом идет речь?

Ведущий:

Речь, наверное, идет не об этом. Интернет-аудитория не очень сейчас ориентируется в том, в каком объеме могут раскрываться персональные данные, содержащиеся в судебных решениях. Что будет доступно, а что нет?

Гусев А.В.:

Многие вопросы урегулированы действующим законодательством, но существует кроме всего прочего и наше видение той или иной проблемы. Сейчас, как мы уже говорили чуть ранее, к сожалению, эта работа не регламентирована. Пока в целом ряде судов она строится на собственном видении судов. Но мы, безусловно, подойдем к решению этой проблемы и будем ее решать, по крайней мере, просить законодателя ее урегулировать. Этот вопрос, прежде всего, касается вопросов безопасности деятельности судей и судов. К сожалению, я могу констатировать, что из года в год количество чрезвычайных происшествий в зданиях судов и количество нападений на судей растет. Поэтому одной из задач Судебного департамента является решение вопросов безопасности деятельности как судов, так и судей. Конечно, это для нас вопрос, безусловно, важный. В будущем мы будем смотреть, какую информацию можно будет давать. Если коснуться, например, таких простых данных, как место рождения судьи, сведения о фамилии, имени, отчестве судьи, сведения о месте жительства, составе его семьи. Можно ли давать эту информацию в Интернете или нет? Поэтому мы, безусловно, будем обсуждать все это в дальнейшем. Каких-то готовых решений в этой области у нас нет.

Ведущая:

Спасибо. Александр Владимирович, раз уж Вы упомянули нашу справочную правовую систему, хотелось бы уточнить. На протяжении многих лет наша справочная правовая система и какие-то другие тематические ресурсы внешних разработчиков используются в судах достаточно интенсивно. Что планируется в этом смысле в дальнейшем? То есть будет ли это как-то встраиваться в ГАС "Правосудие" или это будет существовать параллельно, так как это параллельно используется на протяжении уже многих лет.

Гусев А.В.:

Думаю, Юрий Иванович как федеральный судья обязательно дополнит мой ответ, мы действительно широко используем ресурсы справочной правовой системы "Гарант" и очень удовлетворены работой с вами. Хотя эта работа строится следующим образом. Использование справочных правовых систем законодательно не урегулировано. То есть судья или работник аппарата суда обращается к справочной правовой системе, а потом сравнивает все с нормативной базой. Пользуются для оперативности работы.

Ведущая:

Вы имеете в виду к бумажному носителю?

Гусев А.В.:

Безусловно, к бумажному носителю, к самому закону. Это одна проблема, которую нужно каким-то образом решать. Все направлено на оптимизацию работы самих судов. Вторая важная проблема, которая нас, безусловно, волнует, - это вопросы обновления базы нормативных актов. Законодатель внес какие-то изменения в действующие законы, как быстро эти изменения в действующее законодательство будут доведены до судов. Это тоже вопрос, который нас волнует. Мы надеемся, что с помощью ГАС "Правосудие" удастся эту проблему решить. Я не знаю, как мне сейчас ответить, не обижу ли я Леонида Александровича, не воспримет ли он это как давление на него как руководителя НИИ "Восход", организации, которая решает проблемы информатизации судов. Но, думаю, я все-таки не погрешу против истины. Я уверен, что мы будем работать с "Гарантом" и другими производителями справочных правовых систем и в будущем, потому что это очень удобные системы, они очень помогают судьям в их деятельности.

Ведущая:

Вопрос от председателя суда и председателя Совета судей Санкт-Петербурга.

Здравствуйте, уважаемые Александр Владимирович и Леонид Александрович! Приветствую Вас из Санкт-Петербурга - Козлов Юрий Анатольевич. Очень приятно благодаря ГАРАНТУ задать Вам свои вопросы и получить на них ответы по Интернету. С сотрудниками ФГУП НИИ "Восход" по их просьбе мы активно используем электронную почту в нашем общении по поводу разработки, внедрения и применения в судах программных продуктов ГАС "Правосудие". Наши вопросы ими решаются оперативно и качественно, что вселяет уверенность в обоснованность оптимизма. Большинство судей и работников судов и Судебного департамента пока лишь в начале освоения киберпространства, поскольку на это не всегда хватает времени и возможностей, им надо в этом помогать. Надеюсь, НИИ "Восход" найдет способы поделиться своими знаниями и умением. Извиняюсь за многословное вступление, перехожу к вопросам.

Александр Владимирович! Меня как судью,председателя суда и председателя Совета судей СПб, занимающегося вопросами внедрения в судебной системе города программы ГАС "Правосудие", как и других председателей судов, волнуют вопросы: 1) Где взять специалистов в области информатизации для работы в судах, планируется ли готовить таких специалистов? 2) На какие должности их принимать? 3) Предусматривается ли при реализации ГАС "Правосудие", начиная с опытных зон, введение таких специальных должностей в судах и управлениях Судебного департамента? 4) Следует ли с целью активизации интереса к этой работе ввести специальную денежную надбавку для судей и работников аппарата судов и УСД за использование в полном объеме программных продуктов, разработанных в рамках подсистем ГАС "Правосудие"? Учитывая сжатые сроки внедрения, это было бы хорошим стимулом. Понимая необходимость детальной финансовой проработки, готов подождать ответа на этот вопрос.

Спасибо, всегда рад видеть Вас в Питере в реальном формате. Ю.А. Козлов

Сидоренко Ю.И.:

Начну с последнего, насчет надбавки. Я думаю, что внедрение технологий облегчает труд судьи, и нет необходимости требовать еще дополнительную плату за это. Может быть, наоборот, поделиться надо зарплатой с теми, кто облегчает твой труд? По поводу того, как готовить специалистов, то существуют программы, по которым они готовятся. Есть учебные центры. Но повторю, что в каждом деле есть более инициативные товарищи, есть менее инициативные. Все зависит от самих председателей судов. Где-то широко развита информатизация, где-то нет. Поэтому нужно и самим как-то не ждать, когда все на блюдечке преподнесут. Департамент делает свое дело, "Восход" делает свое дело, но суды тоже должны в этом участвовать, а не ждать, что им все принесут, обучат, научат и вложат в руки. Самим тоже надо проявлять инициативу.

Гусев А.В.:

Я полностью поддерживаю Юрия Ивановича в отношении надбавки. Думаю, никаких надбавок не будет, потому что это действительно направлено только на одно - облегчить труд судей и работников аппарата судов. Что касается приема на работу специалистов в области информатизации, я думаю, мы посмотрим на нынешнем этапе, может быть, попробуем решить эту проблему путем принятия на вакантные должности специалистов одновременно с юридическим образованием и знаниями в области информатизации с тем, чтобы посмотреть, как эта работа будет организовываться. Мы этот вопрос в ближайшее время рассмотрим. А что касается далекого будущего, мы постараемся урегулировать эти вопросы постановлением Правительства Российской Федерации. По нашему мнению, должен появиться штат государственных служащих, которых можно называть системными администраторами. Количество их, где они будут получать заработную плату - суды областного звена, Управление Судебного департамента или районные суды, аппараты мировых судей, я думаю, говорить об этом рано. Нужно учитывать и проблемы федерального бюджета, сколько нам разрешат ввести должностей государственной службы для решения этой проблемы.

Ведущая:

Александр Владимирович, можно ли, с Вашей точки зрения, уже сейчас говорить об итогах реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России"? Дмитрий, Казань.

Сидоренко Ю. И.:

Директор Судебного департамента смотрит на меня и ждет оценки. Советом судей оценка уже давалась, и федеральная программа на моей памяти, а я работаю судьей 30 лет, - первая, которая реально выполняется. Может быть, не во всех параметрах, но есть еще год до завершения. Это не просто обещания или декларация, это конкретные дела, конкретные деньги. Построены и отремонтированы сотни зданий судов, во всех судах есть компьютеры. 15 лет назад этого не было. Мы очень довольны и надеемся, что будут и другие федеральные программы, поскольку есть что совершенствовать и проблем в судах остается еще много. Несмотря на то, что многое сделано, мы можем только сказать спасибо и Департаменту, и Правительству, которое приняло программу и ее профинансировало.

Татьяна Алешкина, журнал "Бизнес":

Скажите, пожалуйста, сколько регионов на сегодняшний день задействовано в этой программе и распространиться ли она на арбитражные суды?

Юхневич Л.А.:

В этой программе на сегодняшний день участвуют все 89 субъектов РФ. Каждый по-своему. Кто-то больше, кто-то меньше. Создание любой системы, требует прохождения нескольких логичных этапов. Этап создания инфраструктуры, то есть поставка компьютеров, создание локальных вычислительных сетей, подготовка помещений к приему оборудования. Суды на сегодняшний день с этой точки зрения оснащены по-разному. Прежде чем приступать к этой программе, было проведено широкомасштабное обследование всех судов на предмет оценки состояния их инфраструктуры. И для того, чтобы их выровнять и привести всех в полную готовность для принятия программного обеспечения, проводятся работы по этим направлениям. И в этой работе на сегодняшний день принимают участие все субъекты РФ. Но создание системы требует разработки специального программного обеспечения - всех 27 подсистем, о которых говорили сегодня. Логика создания такого проекта говорит о том, что сначала разработанное программное обеспечение должно пройти апробацию в специально выбранной опытной зоне. Это один названный субъект РФ - город Санкт-Петербург. Затем после соответствующих доработок, исправлений ошибок и внесения каких-то изменений оно будет распространено во все оставшиеся 88 субъектов РФ.

Гусев А.В.:

Я думаю, не ошибусь, если скажу, что вот такой комплекс будет в полном масштабе внедрен в ближайшее время в Санкт-Петербурге.

Гусев А.В.:

Арбитражные суды в нашей программе не участвуют, у них своя программа, хотя такие предложения уже звучат.

Юхневич Л.А:

Есть еще различные целевые программы в области информатизации. Например, вам известна такая ФЦП "Электронная Россия". В рамках этой программы Арбитражный суд создает концепцию информатизации своей деятельности. Мы хотели бы создать единое информационное пространство для всех звеньев судебной системы, и взаимодействие происходит. Однако оно еще находится на начальной стадии, но, думаю, мы на правильном пути.

Кувшинов В.З., "Вестник созидательной силы России":

Вы сказали о мощной системе географического распределения - от районных судов до Верховного Суда. А есть какие-то связи с Европейским судом, который составляет сейчас единую систему правосудия?

Юхневич Л.А.:

Такой единой системы нет. Есть национальные системы, и они автономны. Но существует и юрисдикция Европейского суда. И к этому уже Россия имеет отношение. Вот и все. Но у каждого государства свой бюджет, свои законы. В судебной практике, если вы их будете регулярно читать и смотреть, вы обнаружите ссылки не только на Конституцию России, но и на международные договоры, конвенции, решения Европейского суда. Это широко используется в практике наших судов. Однако в России судебная система - это система, где каждый судья носитель судебной власти, никакого подчинения и командования сверху нет и никогда не будет. Другое дело, обеспечение информацией о деятельности Европейского суда, например.

Ведущая:

В этой связи, если позволите, дам Вам короткую информацию. Компания "Гарант" уже много лет сотрудничает с Европейским судом по правам человека. Мы неоднократно по их заказу издавали решения Европейского суда по правам человека на русском языке большими тиражами и передавали бесплатно в первую очередь в органы власти, правозащитные организации и юридические вузы по всей стране. В частности, Судебному департаменту и Совету судей такие диски тоже передавались, так что ошибочно считать, что эта информация не доходит в ту или иную сторону. Эта информация есть, и суды ею пользуются.

Гусев А.В.:

Судебный департамент закупает ежегодно все бюллетени Европейского суда для каждого суда общей юрисдикции. Я повторяю, для каждого. Так что взаимодействие осуществляется.

Ведущая:

Позвольте поблагодарить всех присутствующих, и в первую очередь всех наших участников, за подробные и интересные ответы.

Гусев А.В.:

Спасибо и Вам за возможность выступить. Благодарим за внимание.

http://www.garant.ru/cooperation/gov/interview/02082005.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован